Японская офисная жизнь сильно отличается от европейской, и нашим соотечественникам многие их привычки кажутся удивительными — даже странными. Но если знать культуру японцев и их взгляд на повседневные вещи, все особенности становятся вполне объяснимыми.
1. В Японии не принято пользоваться услугами клининговых компаний или нанимать уборщиков — считается, что сотрудники вполне могут самостоятельно содержать офис в чистоте. Причем в уборке участвуют все, включая руководителей и менеджеров среднего звена, которые дружно моют полы или подметают территорию. К совместной уборке японцы привыкают с детства: в школе это часть игры и учебного процесса, а затем — часть основной работы. Стремление к чистоте заложено в японской культуре и распространенных тут религиях, буддизме и синтоизме, что объясняет уважение к процессу уборки.
Никого не удивляет, что начальник надевает резиновые перчатки и отправляется мыть туалет, и сам он считает это нормальным.
2. В Японии коллектив превыше всего, а всяческие проявления индивидуальности приравниваются к попытке разрушить гармонию в группе. Поэтому тут очень многое делается сообща, не только уборка. Например, во многих компаниях рабочий день начинается с коллективной зарядки или с исполнения гимна, мотивационных кричалок. Отсюда же обычная конфигурация офиса — это всегда общее пространство, отдельные кабинеты тут не приняты, да и перегородки между рабочими местами большая редкость.
3. Все свои решения нужно согласовывать с руководителем, который при необходимости согласовывает их со своим — и так далее. Это принципиально отличается от европейской модели, поощряющей делегирование и инициативность. Карьерный рост тут происходит по графику, если сотрудник делает все по правилам. Попытки выделиться могут привести к обратному результату — индивидуальность в японской корпоративной культуре не в чести. Офисных сотрудников в Японии называют сарариманами, от английского salaried man — «человек на окладе».
4. Японцы всегда приходят в офис в строгом костюме, но во многих компаниях есть возможность переодеться и работать в футболке и пляжных тапочках. А иногда и в носках — почти во всех офисах на полу лежит мягкий ковролин, по которому многие сарариманы предпочитают ходить без обуви. Поэтому часто кажется, что ездят по утрам в метро и работают в офисах разные люди.
5. Первое приветствие коллег всегда звучит как «Доброе утро», даже если это происходит ближе к концу рабочего дня. Прощаться принято фразой «Спасибо за вашу работу», и сказать ее нужно так, чтобы слышали все, просто кивнуть перед уходом паре коллег по соседству не получится.
6. Коллеги никогда не обращаются друг к другу по имени, только по фамилии с уважительным окончанием сан. Если нужно подойти и обратиться к сидящему коллеге, придется опуститься на колено, чтобы лица были на одном уровне.
IT-отделов в японских компаниях, как и уборщиков, тоже нет: настроить или починить офисную технику может каждый.
Что еще почитать по теме
- Японцы принимают одну ванну на всю семью по очереди: как так и разве это гигиенично
- Японцы и собаки: не просто убрать за питомцем на улице, но и помыть асфальт
- 9 причин, по которым жить в Японии хуже, чем в России
7. Начальника не принято обсуждать или ругать, это всегда наставник группы, который априори пользуется большим уважением. Если он приглашает сотрудника пообедать вместе, отказать нельзя, даже если тот принес еду с собой.
8. В обеденный перерыв в туалет выстраивается очередь из желающих почистить зубы. Это обязательный ритуал, и практически у всех сотрудников на рабочем месте есть соответствующие принадлежности.
9. Рабочий день редко заканчивается вовремя, так как уходить раньше начальника не принято. А он тоже не торопится, потому что заканчивать работу вовремя неприлично. Для японцев очень важно показательно много работать и не спешить домой. Поэтому первый, кто отважится уйти, всегда говорит фразу «Мне очень жаль, что я ухожу раньше всех».