Найти тему
Тонкости туризма

9 удивительных фактов о японцах на работе: мы бы так не смогли

Японская офисная жизнь сильно отличается от европейской, и нашим соотечественникам многие их привычки кажутся удивительными — даже странными. Но если знать культуру японцев и их взгляд на повседневные вещи, все особенности становятся вполне объяснимыми.

1. В Японии не принято пользоваться услугами клининговых компаний или нанимать уборщиков — считается, что сотрудники вполне могут самостоятельно содержать офис в чистоте. Причем в уборке участвуют все, включая руководителей и менеджеров среднего звена, которые дружно моют полы или подметают территорию. К совместной уборке японцы привыкают с детства: в школе это часть игры и учебного процесса, а затем — часть основной работы. Стремление к чистоте заложено в японской культуре и распространенных тут религиях, буддизме и синтоизме, что объясняет уважение к процессу уборки.

Никого не удивляет, что начальник надевает резиновые перчатки и отправляется мыть туалет, и сам он считает это нормальным.

-2

2. В Японии коллектив превыше всего, а всяческие проявления индивидуальности приравниваются к попытке разрушить гармонию в группе. Поэтому тут очень многое делается сообща, не только уборка. Например, во многих компаниях рабочий день начинается с коллективной зарядки или с исполнения гимна, мотивационных кричалок. Отсюда же обычная конфигурация офиса — это всегда общее пространство, отдельные кабинеты тут не приняты, да и перегородки между рабочими местами большая редкость.

3. Все свои решения нужно согласовывать с руководителем, который при необходимости согласовывает их со своим — и так далее. Это принципиально отличается от европейской модели, поощряющей делегирование и инициативность. Карьерный рост тут происходит по графику, если сотрудник делает все по правилам. Попытки выделиться могут привести к обратному результату — индивидуальность в японской корпоративной культуре не в чести. Офисных сотрудников в Японии называют сарариманами, от английского salaried man — «человек на окладе».

   Satoshi Hirayama
Satoshi Hirayama

4. Японцы всегда приходят в офис в строгом костюме, но во многих компаниях есть возможность переодеться и работать в футболке и пляжных тапочках. А иногда и в носках — почти во всех офисах на полу лежит мягкий ковролин, по которому многие сарариманы предпочитают ходить без обуви. Поэтому часто кажется, что ездят по утрам в метро и работают в офисах разные люди.

5. Первое приветствие коллег всегда звучит как «Доброе утро», даже если это происходит ближе к концу рабочего дня. Прощаться принято фразой «Спасибо за вашу работу», и сказать ее нужно так, чтобы слышали все, просто кивнуть перед уходом паре коллег по соседству не получится.

6. Коллеги никогда не обращаются друг к другу по имени, только по фамилии с уважительным окончанием сан. Если нужно подойти и обратиться к сидящему коллеге, придется опуститься на колено, чтобы лица были на одном уровне.

IT-отделов в японских компаниях, как и уборщиков, тоже нет: настроить или починить офисную технику может каждый.

   cottonbro studio
cottonbro studio

Что еще почитать по теме

7. Начальника не принято обсуждать или ругать, это всегда наставник группы, который априори пользуется большим уважением. Если он приглашает сотрудника пообедать вместе, отказать нельзя, даже если тот принес еду с собой.

8. В обеденный перерыв в туалет выстраивается очередь из желающих почистить зубы. Это обязательный ритуал, и практически у всех сотрудников на рабочем месте есть соответствующие принадлежности.

9. Рабочий день редко заканчивается вовремя, так как уходить раньше начальника не принято. А он тоже не торопится, потому что заканчивать работу вовремя неприлично. Для японцев очень важно показательно много работать и не спешить домой. Поэтому первый, кто отважится уйти, всегда говорит фразу «Мне очень жаль, что я ухожу раньше всех».