Знаете ли вы о том, что первым товарищем Новосельцевым был вовсе не Андрей Мягков, в первый раз "криминальный талант" проявляла не Александра Захарова, да и украденную скрипку Страдивари задолго до героя Шакурова искал другой следователь? Давайте вспомним первые версии популярных советских кинохитов, о существовании которых многие и не подозревают.
Первый "Служебный роман"
Впервые телевизионную экранизацию пьесы Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского "Сослуживцы" представил Театр им. Маяковского. Роль "мымры" Калугиной сыграла Галина Анисимова, а товарища Новосельцева - Борис Левинсон. Конечно, он намного старше того привычного нам Анатолия Ефремовича, что отображен в пьесе и популярном фильме. Да и «мымра» не кажется такой уж несимпатичной, какой в первой серии была Алиса Фрейндлих, а потом такой же обворожительной.
Зато Евгений Лазарев, на мой взгляд, более органично выглядит в роли обаятельнейшего подлеца Самохвалова, и мы понимаем, что Олечка Рыжова могла в него втрескаться по уши. Общее качество постановки этого телеспектакля, что называется, на любителя. Когда его увидели по ТВ Рязанов и Брагинский, они дружно решили снимать свою версию, которую назвали "Служебным романом". Ну а "Сослуживцы" занятны еще и тем, что художником здесь числится некий Н. Махно. Уж не Нестор ли Иванович?
Первый "Солярис"
В советском кино название "Солярис" прочно связано с именем Андрея Тарковского. Его картина заслуженно считается шедевром мировой кинематографии, как и актерские работы Баниониса, Бондарчук, Ярвета, Дворжецкого, Солоницына, Гринько, Саркисяна. Это редкий фантастический фильм, который за столько лет не устарел - его можно смотреть и сегодня, ведь он опирается не на спецэффекты.
Но за 4 года до Андрея Арсеньевича Гостелерадио выпустило первую двухсерийную версию "Соляриса", осуществленную актерами Вахтанговского театра Василием Лановым, Владимиром Этушем, Виктором Зозулиным, Вячеславом Дугиным и Анатолием Кацынским. Пришлой здесь является только исполнительница роли Хари Антонина Пилюс, хотя и она закончила Вахтанговское училище. Телефильм, конечно, не обладает глубиной шедевра Тарковского, но он ближе к оригиналу Станислава Лема.
Первые "12 стульев"
Все мы видели знаменитые и часто повторяемые по телевидению советские экранизации знаменитого романа Ильфа и Петрова. И вы думаете, что первый раз этот роман экранизировал Леонид Гайдай, а уже потом новую версию сделал Марк Захаров?
А вот и нет, первые "12 стульев" на Ленинградском телевидении поставил режиссер Александр Белинский. Остапа Бендера здесь играет Игорь Горбачев, а Кису Воробьянинова - Николай Боярский (он же появится в роли Адама Козлевича в "Золотом теленке" Михаила Швейцера). Этот телефильм вышел еще в 1966 году. Бендер кажется несколько полноватым и флегматичным, но Горбачев - это еще одна версия великого комбинатора.
Кстати, Белинский снял и малоизвестную экранизацию "Мертвых душ", где его любимый Игорь Горбачев сыграл Чичикова. Обязательно посмотрите ее ради фантастического Павла Луспекаева (Верещагин из "Белого солнца пустыни"), который исполнил роль Ноздрева. Этот настоящий шедевр!
Первый "Визит к Минотавру"
Сериал Эльдора Уразбаева называют одним из лучших в детективном жанре на советском ТВ. Он был снят в 1986 году, но еще в 1974 советское Гостелерадио первый раз заказало экранизировать роман братьев Вайнеров. За дело взялись грузинские кинематографисты. Поэтому вместо следователя Тихонова, скрипача Полякова, пьяницы Обольникова и завистника Белаша в фильме "Ночной визит" вас ожидают инспектор Дапхвадзе, профессор Церетели, алкоголик Оболадзе и настройщик роялей Гоголадзе.
Но я бы выделил прекрасного грузинского актера Гиули Чохонелидзе, который замечательно сыграл неудавшегося скрипичного гения Авалиани (в "Визите к минотавру" это герпетолог Иконников в исполнении Валентина Гафта). Ничуть не хуже Валентина Иосифовича! Грузинская версия уложилась в две серии - здесь нет исторической сюжетной линии. Кстати, и «Вход в лабиринт» с Игорем Костолевским - вторая версия Вайнеров. А первая называлась, как и сам роман, «Лекарство против страха», и здесь роль Тихонова исполнил Александр Фатюшин.
Первый "Криминальный талант"
Одноименную ленту 1988 года заслуженно считают актерским бенефисом прекрасной актрисы Александры Захаровой. Ее папа Марк Захаров, главный режиссер Ленкома, говорил, что поверил в актерские способности дочери, когда посмотрел этот фильм режиссера Сергея Ашкенази. Однако еще в 1985 году Ленинградское телевидение выпустило первую версию одноименной повести Станислава Родионова. И роль Саши Рукояткиной здесь исполнила актриса Елена Попова.
Не могу утверждать, что Попова однозначно лучше Захаровой или хуже - просто другое прочтение. Зато следователь Рябинин в исполнении Андрея Толубеева точно не уступает Алексею Жаркову из следующей версии. Фильм ленинградского телевидения тоже является двухсерийным, но в нем нет чернухи, которую добавили в более позднюю версию, чтобы соответствовать канонам "перестроечного кино".
Первые "Трое из Простоквашино"
А вот об этом мультике почти совсем никто не знает, уж слишком прочно в нашем сознании засел шедевр Владимира Попова с Олегом Табаковым в роли Матроскина, Львом Дуровым - Шариком, Борисом Новиковым - почтальоном Печкиным и Валентиной Талызиной в образе мамы. Классическими считаются три серии "Простоквашино".
Однако за пару лет до того книжки Эдуарда Успенского уже успели экранизировать в трех сериях другого мультфильма под общим названием "Дядя Федор, пес и кот". Снимали его на ТО "Экран" в "Мульттелефильме" режиссеры Юрий Клепацкий и Лидия Сурикова. Никакого сравнения с последующим шедевром эта работа не выдерживает ни по одному параметру, а посмотреть ее можно разве что из любопытства.
Дорогие друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы поддержать его существование и развитие!