Вопросы индивидуализации педагогического процесса давно являются предметом изучения экспертного сообщества. В наши дни проблема особенно актуальна. Современная российская школа пытается найти пути для внедрения в практику технологий индивидуального подхода, однако зачастую наталкивается на те или иные противоречия.
Среди них – возможности педагогического коллектива. Как правило, индивидуальный подход ограничивается дифференциацией заданий для учащихся. Сильным ученикам дадут пару дополнительных заданий, а со слабых строго не спрашивают основной материал (достаточно того, что у них уже какой-то прогресс). Однако и это у наших учителей получается далеко не всегда. Приведу пример школы, где учится мой сын.
Ситуация следующая. На родительском собрании родители жалуются на то, что на дом по математики задают слишком много и дети не могут справиться с таким объемом. Вызвали учителя. Многие просят его задавать поменьше. Он объясняет, что в этом случае не удастся изучить тему. В свою очередь, предлагаю ему дифференцировать задания. Классный руководитель и присутствующий на собрании директор поддерживают это предложение. Математик же не в восторге. Что и понятно: для него это дополнительная нагрузка, и порой даже при желании он может не успеть задавать и проверять дополнительные упражнения.
И так на многих предметах. Сейчас на весь класс (30 человек) один учитель английского языка – он ведет уроки у обоих групп одновременно. Какая уж тут индивидуализация?
Впрочем, возможно, как раз она-то и нужна, потому что нельзя терять ни талантливых, ни отстающих детей. Но педагог молодой, ему нужно помочь, научить технологиям. А главное - выделить ему свободное время. Которого, как уже говорилось, катастрофически не хватает.
Не секрет, что многие педагоги сегодня трудятся с нагрузкой в полторы, две и даже две с половиной ставки. А многие еще успевают подрабатывать репетиторством. Помнится, бывший замминистра образования и науки Нижегородской области очень возмущалась желанию учителей получать дополнительный заработок. Хотелось бы при этом напомнить, что рынок репетиторства сформировался не просто так: спрос на допобразование растет потому, что в рамках урочного процесса получить необходимый багаж знаний для успешной сдачи ЕГЭ не получается.
В общем, проблема далека от своего разрешения. В каких-то школах она стоит более остро, в каких-то – менее. Ко вторым, видимо, можно отнести ряд так называемых элитных образовательных учреждений, где получается создать лучшие условия для педагогов, и для педагогического процесса. Быть может, в это число войдет знаменитая «Школа 800» в Нижнем Новгороде. Об ее особенностях можно узнать из интервью директора Марка Сартана.
Любопытно, что и зарплата сотрудников в этом учреждении будет больше, чем во многих других.
С другой стороны, дело не только в зарплате. Думается, если даже она вырастет в школе в три раза, все равно применение индивидуального подхода не будет достаточно эффективным без соблюдения других условий. На этот счет могу сказать следующее: индивидуализация не может быть абсолютной, а развитие умственных способностей детей предполагает специальные средства, развивающие знания, которые по содержанию должны быть оптимальной трудности и которые должны формировать рациональные умения умственного труда.
Александр Савельев
Буду рад советам, предложениям, рассуждениям на данную тему. Пишите, пожалуйста, в комментариях.