Найти тему
Oris Electronics®

Какой твитер лучше – шёлковый или титановый?

Продолжаем тему материалов в акустике, и сегодня разберём достоинства и недостатки высокочастотников с разными излучающими куполами. 

Не так давно мы рассказали о материалах диффузоров в НЧ/СЧ динамиках и отметили, что производителям приходится решать одновременно сразу три задачи – стараться сделать их лёгкими, не звонкими (задемпфированными), но при этом жёсткими и не подверженными деформациям. К твитерам все эти требования тоже относятся в полной мере. Смотрим, как это работает в разных материалах. 

Шёлк. В нём полностью отсутствуют какие-либо призвуки, да и вообще, говорить о звонкости в ткани даже как-то странно. Именно поэтому шёлковые твитеры так любят многие аудиофилы – при прочих равных они дают наиболее естественное звучание. Однако главная проблема, с которой приходится бороться производителям – это нежёсткость, которая долгое время не позволяла сделать такие излучатели, по-настоящему эффективно работающие на самых верхних частотах. Это даже привело к стереотипу, что шёлковые твитеры звучат хорошо и «живо», но «валят» самый верх. Сейчас эта проблема успешно решается, причём есть даже тканевые твитеры, отвечающие требованиям Hi-Res (способны работать без гармонических, динамических, фазовых и амплитудных искажений вплоть до 40 кГц или даже выше). Для этого используются специальные упрочняющие пропитки и подбор такой геометрии купола, при которой механические напряжения распределяются в нём равномерно. Иными словами, важно исключить возможность входить куполу в резонансы на отдельных частотах, при которых в нём возникают волнообразные колебания. На АЧХ это отражается как появление нешироких провалов (обычно в диапазоне от 6-7 кГц и выше). Именно они могут приводить к «окрасам» звучания таких высокочастотников. Отличный пример правильных шёлковых твитеров – Oris Element T3: они отлично работают на самом верху и даже за пределами отметки 20 кГц, и при этом имеют ровную АЧХ, т. к. в их куполах не образуется паразитных резонансных колебаний. 

Металл. Алюминиевые, титановые или даже бериллиевые твитеры – отличный выбор, когда нужно получить чёткое и максимально детальное звучание на ВЧ. За счёт высокой жёсткости мембраны они точнее передают сигналы импульсного характера (а именно такой характер имеет музыкальный сигнал), звучат острее, детальнее передают мельчайшие нюансы на верхних частотах. Однако есть у металла и недостаток – этот материал сам по себе звонкий, что при неудачной конструкции или неправильной настройке системы может придавать звучанию «окрас», о котором часто так и говорят – «звучит с металлическим призвуком». На самом деле это решается тремя способами. Первый – правильная геометрия излучающего купола, которая гасит эти паразитные колебания. Второй – дополнительное демпфирование. Например, многие производители используют полимерные или даже керамические напыления. Правда, это может приводить к росту массы подвижной системы, так что получить хороший результат удаётся не всегда – твитер становится более «инертным» и может терять в способности хорошо и детально звучать на самом верху. Грань очень тонкая. Мы же использовали чуть иной способ – в твитерах Oris JB-T32 лёгкий титановый купол крепится на тканевом подвесе, который как раз и демпфирует возникающие в нём резонансные колебания. В результате сохраняется лёгкость звучания и детальность на самом верху, но собственные призвуки при этом эффективно гасятся. Ну и третий способ добиться нейтрального звучания от металлических твитеров подвластен уже самим пользователям. Такие высокочастотники не любят низких частот раздела со среднечастотниками (если речь о 3-полоске) или мидбасовыми динамиками (в 2-полосках), поэтому в поканальной системе старайтесь настраивать ФВЧ в каналах твитеров, ориентируясь как раз на появление такого «окраса». Попробуйте снижать частоту ФВЧ, обращая внимание на характер верхов. Как только в звучании начали появляться «звенящие» призвуки – это первый признак слишком низкой настройки ФВЧ. Например, про особенности настройки упомянутых JB-T32 вы можете почитать в недавнем отчёте об их тестировании в журнале CARMUS (https://carmus.ru/content/629), в нём разобраны все тонкости их стыковки с мидбасовыми динамиками Oris Element W2. 

Разумеется, материал куполов – это далеко не всё, что определяет выбор твитеров для конкретной системы и под конкретные задачи. В следующий раз мы расскажем вам о достоинствах и преимуществах высокочастотников со схожей концепцией, но с разными размерами куполов.

Понравился материал? Будем благодарны за оценку 👍🏻