Найти тему
Аксолот

Как Coca-Cola создала Санта-Клауса и захватила Рождество?

У Нового года много разных символов и атрибутов, которые сразу настраивают на праздничный вайб. Первое, что придет на ум это елка, оливье, шампанское, всякие украшения и мандаринки, но есть еще один интересный символ, который многие, скорее всего не назовут с ходу, но этот признак стал таким же узнаваемым, как и все, что я перечислил.

Coca-Cola стала одним из амбассадоров Нового года уже очень давно. Ее реклама узнаваема, наверное, не хуже культовых новогодних фильмов, с первых же звуков песни, с первых же кадров с Санта-Клаусом и яркими грузовиками ты начинаешь чувствовать праздничное настроение.

А вы не задумывались, в какой момент Coca-Cola стала ассоциироваться с Новым годом? Как этой компании удалось по сути создать и монополизировать образ Санта-Клауса и сделать свои грузовички из рекламы таким же символом праздника, как елка? Вообще, эта история длится больше сотни лет, так что давайте немного погрузимся в нее и разберемся, когда Coca-Cola стала одним из самых узнаваемых символов Нового года.

Вообще Coca-Cola появилась в 1889 году в первую очередь как прохладительный напиток. Долгое время самым лучшим и даже единственным подходящим для Колы временем считали лето. Так продолжалось около 40 лет, пока компанию по производству газировки покупал то один бизнесмен, то другой.

И вот к 1920 году Coca-Cola уже была больше продуктом маркетинга, чем каким-то уникальным напитком. Конкурентов хватало, но почти все хозяева бренда неплохо шарили в том, как продвинуть свой продукт и превратить его из просто напитка в легенду или что-то волшебное, необычное и выделяющееся.

Как уже было сказано, газированные напитки, в том числе Coca-Cola, воспринимались как чисто летние продукты. Зимний период считался не самым хлебным и никто даже не замахивался на серьезные продажи в эти месяцы. Но они и не давали никому покоя, ведь там Рождество, распродажи, застолья, многие делают в этот период годовую выручку, а как же мы? Нужно было как-то убедить людей покупать прохладительный напиток зимой.

К Рождеству 1920 года у маркетологов компании Coca-Cola возникла идея, как сделать свой продукт всесезонным. Сначала родился слоган «Жажда не знает времени года». Звучало хорошо, но нужен был какой-то яркий, узнаваемый и уникальный визуальный образ. Естественно, самым очевидным вариантом была рождественская тематика, а именно — Санта-Клаус.

Проблема была в том, что на тот момент внятного и узнаваемого образа Санты не было. Его много раз описывали в разных сказках и историях, но вот с визуализацией была беда. Санта-Клаус был нарисован то как святой, то как охотник в шубе, то как огромный эльф в зеленых гольфах, то еще как-нибудь. Короче, маскот был шикарный, но в плане визуала невнятный.

С первого раза создать тот самый образ, который мы знаем сейчас, не получилось. Такое редко когда рождается с первой попытки. Поначалу маркетологи Кока-Колы экспериментировали и перебирали разные варианты Санта-Клауса. Главное, что идея работала — Кока-Колу начали покупать на Рождество и просто в зимние месяцы. Ассоциация напитка и самого главного рождественского персонажа была гениальной.

В 1922 году к очередному Рождеству во Франции местные маркетологи Кока-Колы нарисовали первый рекламный плакат, на котором были полярные медведи. После этого они тоже станут постоянными гостями в рекламе напитка.

И вот наконец наступил год, когда образ Санты стал трансформироваться во что-то близкое к тому, что мы видим сейчас. Американский художник Фред Митцен рисует для рождественского плаката Coca-Cola новый образ Санты: одетого во все красное веселого старика, который стоит в буфете универмага с бокалом напитка в окружении толпы покупателей.

А уже в следующем году был создан именно тот самый Санта-Клаус, который является маскотом бренда по сей день. Маркетологи компании решили, что Санта должен с бутылкой кока-колы в руках путешествовать на оленьей упряжке и заниматься своим обычным делом — доставкой подарков детям.

Над этим образом работал художник Хэддон Сандблом. Он долго думал, какое лицо нарисовать Санте и в итоге сделал свой автопортрет. С тех пор лицо Санты в рекламе Кока-Колы не менялось, так что уже много лет со всех экранов, плакатов, листовок и других рекламных материалов на нас смотрит тот самый Санта, нарисованный еще 90 лет назад.

Этот образ оказался настолько успешным, что именно Санта с Кока-Колой приносит рождественское или новогоднее настроение в большинство стран по всему миру.

Кстати, раз уж заговорили о странах, вот вам небольшой забавный факт. Когда Coca-Cola пришла в Китай, у компании возникли проблемы с местным языком. Китайцы произносили название напитка как «Кекукела», что переводится как «Кусай Воскового Головастика». Это совсем не тот смысл и не то настроение, которое хотели донести маркетологи Кока-Колы, поэтому им пришлось думать, как сделать китайское название напитка более благозвучным. Говорят, что чуваки перебрали 40 тысяч вариантов написания своей торговой марки, прежде чем было выбрано «Коку Коле». Тут перевод гораздо лучше — «счастье во рту».

После того, как портрет Санты был нарисован, его образ стали понемногу менять каждый год. Так продолжалось до 1964 года. В этом году все тот же легендарный художник Хэддон Сандблом нарисовал Санту в последний раз. Тот Санта был уже максимально похож на современный образ. Весь в красном, с пышной белой бородой, ну вы и так все знаете, как он выглядит.

Дальше образ Санты продолжали менять, но уже не так сильно. Основа оставалось такой же, и именно такой Санта-Клаус стал не просто символом Кока-Колы и ее новогодней рекламы, но и самым известным образом Санты в принципе. В фильмах, мультиках, рекламных роликах от других брендов Санту изображали плюс минус таким, каким создала его Кока-Кола.

Ну а в 1995 году был создан еще один символ Нового года и Рождества, который возможно даже более узнаваемый, чем Санта-Клаус. Та самая реклама с грузовиками, которые везут Кока-Колу нам на праздник.

-2

Первый выход в эфир новогодней колонны нарядных красных грузовиков, которые едут по заснеженным пейзажам, произвел шикарное впечатление на людей по всему миру. Спецэффекты для этого ролика создавала анимационная студия Джорджа Лукаса Industrial Light & Magic. А песня из него, адаптированная во многих странах, стала одним из гимнов Рождества и Нового года.

Об этом рекламном ролике и о том, как он превратился в одну из новогодних традиций, мы расскажем в дополнительном выпуске в нашем Бусти. Обычно эти выпуски мы делаем для тех, кто решил поддержать нас рублем и оформил платную подписку, но у нас ведь скоро Новый год — а это время подарков, правильно?

В общем, мы откроем для всех наших слушателей 3 дополнительных выпуска. Один из них это как раз выпуск про рекламу Кока-Колы с грузовиками, а два других предлагаем выбрать вам. В нашей группе Вконтакте и в нашем телеграм-канале уже запущены голосования. Выпуски, занявшие первые места в этих двух опросах, будут открыты для всех. Заходите к нам в ВК и в Телегу и выбирайте, что хотите послушать на новогодних праздниках. Через неделю мы подведем итоги.

Аксолот
Аксолот

В 1998 году знаменитая реклама достигла своего пика. Именно в этом году мир точно запомнил легендарный джингл. Рекламная кампания под названием «Рождественский караван» стартовала в третий раз — ролик показывали телеканалы в более чем сотне стран. До сих пор именно эта кампания остается одной из самых широкомасштабных за всю историю Coca-Cola.

Ну а дальше вы и так все знаете. Грузовики стали неотъемлемым атрибутом Нового года и одним из самых узнаваемых символов Кока-Колы. Слова песенки, уверен, вы помните до сих пор. Вместе с грузовиками о легендарном напитке каждый раз напоминает и Санта-Клаус. И это вполне заслуженно, ведь образ был по сути с нуля создан и популяризирован этой компанией.

Этот выпуск в первую очередь новогодний, поэтому мы — автора подкаста Аксолот — хотим поздравить вас с наступающим Новым годом. Надеемся, что 2023 год будет для вас гораздо лучше, чем уходящий 2022.

Весь этот год мы старались делать для вас интересные и может даже местами полезные выпуски, и надеемся у нас это хорошо получалось. Спасибо всем вам, что слушаете наш подкаст, смотрите видео на ютубе, поддерживаете нас лайками, делитесь нашими выпусками с друзьями, пишете комментарии и вообще проявляете любую активность.

Еще раз с наступающим вас Новым годом! И не забудьте заглянуть к нам в ВК и в Телеграм, чтобы выбрать себе подарок на Новый год. Услышимся в 2023-м!