Советский футболист Лев Яшин говорил: «Тот, кто хочет добиться убедительных побед, обязан пытаться прыгнуть выше головы». Александр Овсянников знает об этом не понаслышке. Он – кандидат в мастера спорта СССР по гребле на байдарках и каноэ. За его плечами не только многолетние тренировки, но и работа с детьми, которых он в качестве инструктора по плаванию обучал в оздоровительном лагере имени Ю.А. Гагарина в Волгограде. Сегодня он расскажет нам, как воспитать настоящего спортсмена.
- С чего начался ваш путь в спорте?
Я с родителями тогда жил в Ростовской области. В детстве у меня были проблемы с сердцем. Чтобы немножко исправить это положение, родители решили, что я должен заниматься спортом. А в нашей школе как раз была секция по гребле на байдарках, других не было. Всё, выбор за меня сделали (смеется). Это было во втором классе. И так я и продолжил заниматься греблей до окончания школы. К 17-ти годам у меня уже был I-й взрослый разряд по гребле.
Потом я поступил в Волгоградский институт физкультуры, чтобы выучиться на тренера. Параллельно участвовал в соревнованиях, получал награды. Вот, например, занял третье место на Юношеских играх среди ДСО профсоюзов РСФСР и на Открытом чемпионате Волгограда («Сталинградка»).
В какой-то момент я понял, что уже пора начинать работать по профессии, поэтому устроился в лагерь инструктором по плаванию.
- А почему не по гребле?
Гребля редко когда может пригодиться. К тому же, не у всех есть лодки. Но многие купаются в реке, море или бассейне, поэтому это более необходимое занятие.
- В реках и морях купаются многие. А какими качествами нужно обладать, чтобы стать профессиональным пловцом?
Во-первых, физические данные: рост, телосложение, длина рук, ширина плеч. Еще, как и во всех видах спорта, нужны желание и цель побеждать. Также [важны] стрессоустойчивость и сила воли.
Еще нельзя бояться очень больших физических нагрузок, потому что при них человеку может становиться плохо. Самый яркий пример: когда финишируют лыжники, после финиша некоторые из них падают, то есть они настолько полностью выкладываются. А если в таком состоянии в воде плыть, как лыжники финишируют, там и утонуть недолго, поэтому врачи стоят около каждой дорожки.
- Существует ли какой-то универсальный совет, как приобщить ребенка к занятиям спортом?
Нет. Ребенок сам должен быть активным, должен хотеть двигаться. Заставить его добиться каких-то успехов в этом, если он сам не хочет, очень трудно.
- Как проходит типичное занятие в детской секции по плаванию?
Сначала почти всегда обязательна небольшая пробежка. Потом идет разминка основных групп мышц – руки, ноги, плечевой пояс. А после этого – развитие аэробных или анаэробных возможностей спортсмена. Это будет уже зависеть от того, какая задача стоит перед тренером.
Аэробные – это длительные упражнения: например, длинный бег, долгое плавание, долгая ходьба. Все это делается в довольно щадящем режиме, но напрягаться спортсмен все равно будет. А анаэробные – это короткие упражнения, почти на пределе физических возможностей, очень интенсивные: к примеру, пробежать или проплыть короткий отрезок.
Завершается тренировка горячим душем. У кого есть возможность, те могут попасть к массажисту.
- К каким методам при воспитании детей-спортсменов лучше обращаться?
У всех свое мнение. Кто-то использует «кнут и пряник», некоторые – только «пряник» или его отсутствие. Все зависит от каждой конкретно ситуации: как ведет себя ребенок, какое у него настроение. Может, он с кем-то поругался, не выспался и т.д. От этого и будет всё зависеть.
Я считаю, что в большей степени здесь подходит метод убеждения, объяснения, почему нужно сделать так и так, а не наоборот. То есть нужно дать понять ребенку, что его тренер, учитель – это его друг, возможно, приятель, который хочет, чтобы он научился чему-то. По большей части этого достаточно.
- Какой совет вы дадите начинающим детским тренерам?
Любить детей и не кричать на них никогда – это, пожалуй, самый главный совет.
Беседовала Ю. Гуреева