Безопасны ли современные игрушки для психики детей?
Жуткий оскал на треугольной голове, безумный взгляд и длиннющие руки – это не персонаж нового ужастика, а детская мягкая игрушка, которая в последнее время пользуется огромной популярностью у ребятни. Правда, пока одни родители говорят, что не видят в подобных монстрах ничего страшного, другие бьют тревогу: не обернётся ли такой новогодний подарок проблемами и психотравмой?
Монстр с улыбкой
Розовый слоник, плюшевый медведь и Барби вместе с машинками, судя по всему, стремительно теряют рейтинг симпатий среди лиц моложе семи лет. Теперь на смену привычным и с виду безобидным игрушкам пришли странные и подчас пугающие даже взрослых мохнатые чудища и монстры. Правда, не все знают, что эти популярные персонажи, которых почему-то решили шить для детей на фабриках, пришли из довольно страшной компьютерной игры, где они выступают в роли убийц: по сюжету, после неудачного эксперимента милая игрушка-обнимашка превращается в монстра, который охотится за героем.
– Мне от такой игрушки хочется перекреститься, а уж ребёнку и подавно такой кошмар не куплю, – брезгливо морщится молодая женщина, проходя в детском магазине мимо развала с зубастыми чудищами. – Я не хочу, чтобы сын стал пациентом психиатра.
– Это вопрос восприятия и возраста: кто-то видит монстра-убийцу, а кто-то – просто улыбающуюся обнимашку – у кого на что хватает фантазии, – не согласилась выбирающая подарок для дочери коллега-родитель. – Мне в детстве отец подарил плюшевого медведя, который урчал, если его наклонить, так я испугалась до такой степени, что плакала даже просто при виде игрушки, а сейчас коллекционирую плюшевых медведей.
И противники, и сторонники популярных необычных игрушек-страшилок, как полагают некоторые специалисты, рассуждают логично, ведь на каждого ребёнка влиять монстр способен по-разному, и то, что взрослый человек воспринимает как опасность, для юного человека таким не является. Более того, кто-то даже считает, что это вариант научиться совладать со своими страхами. Поскольку малыш манипулирует игрушкой, у него есть над ней контроль, а это может позволить ему разыграть какие-то свои опасения и фантазии. Иное дело, если ребёнок выбирает только страшилки и монстров в качестве игрушек. Вот тогда родителям стоит всерьёз задуматься.
Развивать, а не пугать
Несмотря на то, что сегодня огромный выбор детских игрушек, разнообразию которых порой завидуют некоторые взрослые, не каждый плюшевый зверь должен получать «прописку» в комнате ребёнка.
– Ни в коем случае не стоит маленьким детям давать игрушки в виде страшилок: наличие острых зубов, пугающего взгляда, больших когтей – всё это символизирует страх и ужас. В результате у ребёнка начинают появляться проблемы с психикой, в его внутреннем мире появляются выдуманные монстры, которых ребёнок боится, – полагает врач-педиатр городской поликлиники №10 Оксана Кнуева. – Многие современные игрушки отличаются яркой цветовой палитрой. Однако «кислотные» оттенки плохо сказываются на сенсорике малышей, вызывая у них раздражение. Это приводит к проявлению ранней детской агрессии, рассеянности.
Кроме того, по словам специалиста, не стоит выбирать в подарок малышу говорящие игрушки, поскольку они заметно притормаживают процесс речевого развития чада – как минимум на 2–3 года. Дело в том, что во время общения с такой игрушкой ребёнок воспринимает себя в роли слушателя, зрителя, но никак не творца собственной реальности.
– Игрушки, дополненные электронными функциями, способствуют тому, что ребёнок тормозит в развитии: малыш выполняет все подсказки, о которых сообщает ему игрушка, – продолжает Оксана Кнуева. – В результате прекращается стимуляция фантазии и отсутствует творческое мышление. Многие современные игрушки предлагают совместить в одном предмете сразу несколько вещей: слоник в виде телефона и на колёсиках. Это искажает детское восприятие реальности, деформируя хрупкий чувственный фон малыша.
Накануне Нового года, подбирая подарок для ребёнка, независимо от его предпочтений и возраста, стоит помнить об одном важном правиле: игрушка должна способствовать всестороннему развитию на каждой возрастной ступеньке.
– Тематическая направленность – основная суть игрушки, – уточняет врач-педиатр. – Способствовать развитию могут только те игрушки, которые несут в себе добрый смысл и подталкивают чадо совершать действия положительного характера. Важна динамичность: такие игрушки побуждают ребёнка к разнообразным действиям. Это положительно сказывается на психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста. Внешний вид игрушки: для воспитания художественного вкуса и эмоционального отношения игрушка должна иметь привлекательный дизайн. Ведь в раннем возрасте малыш в первую очередь оценивает все вещи и предметы согласно их визуальной составляющей. Немаловажно родителям выбирать игрушки из натуральных, гипоаллергенных и безопасных для детского здоровья материалов. Ведь маленькие дети очень часто облизывают игрушки, кусают их, особенно когда режутся зубы.
Выходит, что даже такой с виду несложный процесс, как выбор детской игрушки, таит немало тонкостей, граничащих с желаниями и потенциальными рисками. И пока, судя по всему, страшилки двадцатилетней и ещё большей давности про красную руку или бабайку на фоне нынешних персонажей-ужастиков выглядят во всех смыслах беззубо и канули в Лету, родителям всё же стоит задуматься не только о покупке, но и о её назначении. Хотя, возможно, если у малыша гармоничное развитие в семье, он окружён заботой и не испытывает негативных эмоций, то и плюшевого монстра может воспринимать как обычную мягкую зверушку.
Мария МЕДВЕДЕВА.
Фото Андрея БАХТЕЕВА.
Важно!
В детских игрушках «Хагги Вагги» выявлены превышения по содержанию химических веществ. При этом абсолютное большинство изделий реализуются на российском рынке бесконтрольно и не обладают сертификатами соответствия. Об этом заявила заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева в рамках пресс-конференции ТАСС в Москве.
Так, 89% товаров из исследованных имеют превышения по содержанию фенола. Максимальное превышение нормируемого значения более чем в 4 раза обнаружено у одной из игрушек, закупленной на крупном российском маркетплейсе. Фенол – это вещество второго класса опасности, то есть высокоопасное (класс первый – это яды), которое быстро всасывается в том числе через кожу, верхние дыхательные пути. При регулярном контакте с такой игрушкой ребёнок может стать сонливым, могут появиться головные боли, головокружения.