Новый год - время чудес, однако доступны они далеко не всем. Ютиться в съемной квартире за свои деньги вынужден мужчина, у которого нет ног и не хватает пальцев на руках. По закону у людей с инвалидностью есть возможность получить комфортное жилье, но у 53-летнего Сергея Б. не выходит сделать это несколько лет. С редакцией связался мужчина с ограниченными возможностями: рассказал душераздирающую историю о том, как его избивали в интернате и морили голодом. Показал, в каких условиях ему предлагает жить администрация Спасска-Дальнего. Оказалось все далеко не так однозначно; мнение обеих сторон конфликта публикует «Комсомольская правда - Владивосток».
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Сергей Б. - инвалид-колясочник 1 группы. Болезней не счесть: атеросклероз сосудов, ишемия мозга, ишемия сердца, синдром Рейно, нет ног... Несмотря на все это, мужчина не растерял духа: иногда он находит в себе силы и передвигается на протезах. Много лет мужчина жил в интернате для престарелых и инвалидов. Это время он описывает как ад: его якобы избивали, морили голодом, а после и вовсе выгнали на улицу. Как отмечает герой истории, около четырех месяцев он боролся за существование: пытался согреться на холоде и без денег, но ему удалось встать на очередь и получить жилье от администрации города. Но, как уточнил мужчина, комната в общежитии на улице Спасской, 145 оказалась непригодной для жизни:
- В ней нет батарей, стекол, света, душа, горячей воды, так еще грибок на стенках и так далее. Для чего они мне предложили такую комнату - не знаю. Наверное, чтобы поиздеваться надо мной.
Приморец добавил, что директор интерната несколько раз подавала в суд на инвалида, чтобы «выписать» его (о возможных причинах расскажем чуть позже). Спор еще не окончен - материалы вновь на рассмотрении, хотя последнее решение и было в пользу мужчины. Как отмечает Сергей, несмотря на официальную регистрацию, на порог учреждения его так и не пускают.
КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС
Власти Спасска предлагали льготнику комнату на улице Красногвардейской, 104/2, но осмотреть «новое» жилье ему не удалось. На протезах или коляске подняться сложно - а тут еще и подъезд оказался завален мусором.
- Представляете, мне пришел ответ от администрации. Они говорят, что условия прекрасные и замечательные. Вот их наглость просто зашкаливает!
Не желая мириться с неудовлетворительными условиями, Сергей снимает комнату в общежитии на улице Красногвардейской, 69/2, на последнем этаже. Лифта в пятиэтажке нет - и длинная лестница становится настоящим испытанием для мужчины на протезах ежедневно. Оплачивает жилье он самостоятельно благодаря пособию по инвалидности. С этих денег еще и умудряется оплачивать алименты ребенку. Помогает в быту мужчине только социальный работник.
В администрации Спасска-Дальнего согласились ответить на вопросы журналиста, объяснили логику своих решений. В августе 2022 года Сергей Б. обратился на личный прием к мэру. Как особо подчеркнули в ответе на наш запрос, посетил его без инвалидной коляски - на своих двоих (да уж, большая наглость предстать перед главой не в кресле, а на протезах). Мужчине все же помогли собрать необходимые документы и озвучили, что в городском округе нет свободных, пригодных для жилья помещений. Кроме того, на учете уже состоят 86 семей во внеочередном порядке и 645 малоимущих семей.
По словам сотрудников, инвалиду уже предлагали к осмотру несколько вариантов жилья, однако он отнекивался. Два из них расположены на Красногвардейской, 104/2 и два - на Спасской, 145. Они также приложили к письму фотографии одной из комнат общежития на Красногвардейской, 104/2.
По сведениям властей, пространства соответствуют всем нормам: есть вода, свет и тепло. Будем честны: жить в помещениях без отделки особо не хочется, но администрация, как уточнили редакции, готова помочь с косметическим ремонтом. А в мусоре, который заполоняет подъезд, виноваты жильцы дома. Ведь именно они разбрасывают пакеты, снимают радиаторы отопления и другие металлические приборы, ломают поручни и так далее, резюмировали специалисты администрации.
Оценить предоставленные удобства, как заметил инвалид, ему не удалось. Причиной был тот самый мусорный коллапс в подъезде и на лестничной площадке, справиться с которым было не под силу ни специализированной коляске, ни протезам.
- Муниципалитет ежегодно проводит инвентаризацию свободного муниципального фонда, а также ремонтные работы не только общего имущества, но и жилых помещений, - сообщается в письме мэрии.
В официальном документе также было сказано, что Сергей Б. знал о состоянии комнат на втором этаже Спасской, 145, но все равно захотел осмотреть их лично. В очередной раз отметили: помогут при необходимости в ремонте или стройматериалами.
На вопрос о том, велись ли проверки в доме-интернате, на который жалуется мужчина, ответ был прост - это не является полномочиями органов местного самоуправления. Однако, по словам сотрудников ведомства, у них состоялся телефонный разговор с представителями учреждения, во время которого мэрии рассказали, что мужчина сам покинул интернат, а ранее сам объявлял голодовку.
КТО ВИНОВАТ?
Остается неясным, было ли это инициативой мужчины или его принуждали к «отказу» от пищи. Сам Сергей подтвердил начало голодовки, обосновав это якобы жестоким отношением к маломобильным в интернате - однако многим словам мужчины пока нет подтверждения. В мэрии подчеркнули, что в 2016 году его принудительно лечили в психиатрической лечебнице из-за некоторых расстройств поведения. В общем, пока что доказательств обеих сторон недостаточно - и лучше бы правоохранительным органам обратить внимание на противоречивую историю. «Комсомолка» уже направила запрос в прокуратуру, чтобы узнать, организуют ли по материалам проверку.
Редакции предоставили документы, из которых стало ясно, что Сергей несколько раз обращался в полицию. Санитары не выпускали мужчину из интерната. Правоохранители отказывались заводить административные дела, так как в крае действовал режим самоизоляции. Да и самого инвалида не раз привлекали к «административке» за курение, порчу чужого имущества (он сжег матрас в интернате), бродяжничество и так далее. Более того, однажды он стал фигурантом уголовного дела: полицейские подозревали, что он, будучи пьяным, якобы пытался задушить одного из сотрудников интерната. Но дело быстро закрыли в 2020 году из-за недостаточного количества оснований - ни одна из улик не подтвердила этих обвинений.
Сергей продолжает занимать 61-е место в очереди на получение жилья. Поэтому, очевидно, снимать комнату самостоятельно и подниматься на пятый этаж на протезах мужчине придется еще долго.