К 140-летию со дня рождения Павла Николаевича Филонова (8 января 1883, Москва − 3 декабря 1941, Санкт-Петербург).

557 прочитали
«Вулкан погибших сокровищ,
Великий художник,
Очевидец незримого,
Смутьян холста».
А.Е. Кручёных
П.Н. Филонов. Фотография. [1940-е гг.]. РГАЛИ. Ф. 2348. Оп.1. Ед. хр. 46.
П.Н. Филонов. Фотография. [1940-е гг.]. РГАЛИ. Ф. 2348. Оп.1. Ед. хр. 46.

Главная идея живописи, по мнению Павла Николаевича Филонова, одного из лидеров русского авангарда, заключается в отображении не только внешнего вида предмета, но и всего того, что художник знает о нём.

Филонов за свою жизнь пережил бедность и достаток, признание и враждебность. При этом благополучие он переживал больнее, чем безденежье и голод. Сохранились воспоминания о детстве Павла, когда одна из сестёр Филонова после смерти родителей забрала из Москвы к себе в Петербург братьев и сестёр, выйдязамуж за Александра Гуэ — богатого инженера и владельца магазина электротоваров в Петербурге:

«Отношение не только сестры, но и ее мужа к нам было на редкость хорошее <…> Мы жили в богатой буржуазной обстановке, перемена была очень резкая, и привыкали мы к ней с большим трудом. Особенно было трудно брату. Хотя он и остался у сестры, но бунтовал. Помню, как он не хотел спать на матраце, сбрасывал его на пол, спал без матраца — закалял себя»,

писала в своих воспоминаниях сестра художника Евдокия Глебова (РГАЛИ. Ф. 2348. Оп. 2. Ед. хр. 5).

П.Н. Филонов. Улица Петербурга. Рисунок.  [1900-е гг.]. РГАЛИ. Ф. 2348.  Оп. 1.  Ед. хр. 1.
П.Н. Филонов. Улица Петербурга. Рисунок. [1900-е гг.]. РГАЛИ. Ф. 2348. Оп. 1. Ед. хр. 1.

Павел Филонов никогда не изменял себе. Был трудолюбив, честен, талантлив. Страсть к рисованию у него − с раннего детства. Он мечтал стать художником − и стал им, пройдя трудный пусть: от живописно-малярных мастерских до Академии художеств и поиска собственного стиля, от копирования работ других мастеров до разработки метода «аналитического искусства». Наконец, от посещения рисовальных классов «Общества поощрения художеств» в конце 19 века — до своей школы — «Коллектив мастеров аналитического искусства» уже в советской России.

П.Н. Филонов «Основные положения аналитического искусства». Автограф.   [1923 г.]. РГАЛИ.  Ф. 2348. Оп.1. Ед. хр. 10.
П.Н. Филонов «Основные положения аналитического искусства». Автограф. [1923 г.]. РГАЛИ. Ф. 2348. Оп.1. Ед. хр. 10.

В 1910-х гг. поиск своего собственного стиля ввёл Филонова в круг авангардистов. Художник сблизиться с поэтом Велимиром Хлебниковым, близким Филонову своими представлениями об искусстве. В 1913 году Филонов написал портрет Хлебникова, который, как считается, бесследно исчез. Однако в РГАЛИ сохранился рисунок П.Н. Филонова, значащийся под названием «Портрет Хлебникова» (РГАЛИ. Ф. 527. Оп. 1. Ед. хр. 183). В фонде Н.И. Харджиева хранятся иллюстрации П.Н. Филонова к стихотворению из книги В. Хлебникова «Ночь в Галиции», относящиеся к 1914 г. (РГАЛИ. Ф. 3145. Оп. 2. Ед. хр. 485).

П.Н. Филонов. Тезисы выступления на диспуте об АХРРе. Автограф. [1926-1927 гг.]. РГАЛИ. Ф. 2348. Оп. 1. Ед. хр. 18.
П.Н. Филонов. Тезисы выступления на диспуте об АХРРе. Автограф. [1926-1927 гг.]. РГАЛИ. Ф. 2348. Оп. 1. Ед. хр. 18.

На фоне разнообразного и могучего русского авангарда, который в большей степени ориентировался на французский авангардизм, Филонов занял совершенно особое место, близкое к немецкому экспрессионизму. Его всегда волновали фундаментальные темы жизни и смерти. Его картины подобны «живому организму», восходя от частного к общему. Филонов всегда работал над картиной маленькой кистью и прорисовывал каждую точку, символизирующую атом. Не отрицая классического искусства, он создал особый вариант авангардизма, когда в своих картинах изображал не явление, а суть. Понимание его картин доступно человеку думающему, анализирующему окружающие процессы. «Живопись – это универсальный, всем понятный язык художника, включающийся в сознание созерцающего картину в едином, иногда непереводимом на слова выводе», − писал Филонов. (РГАЛИ. Ф. 2348. Оп. 1. Ед. хр. 10).

П.Н. Филонов. Письмо ученику. Автограф. [1928 г.]. РГАЛИ. Ф. 2348. Оп. 1. Ед. хр. 31.
П.Н. Филонов. Письмо ученику. Автограф. [1928 г.]. РГАЛИ. Ф. 2348. Оп. 1. Ед. хр. 31.

В начале 30-х гг. советская власть собрала все творческие группы и объединения в Союз художников, провозгласив курс на соцреализм в искусстве. Филонова обвинили в формализме, упадничестве и буржуазности. Он бедствовал, но отказывался продавать свои картины западным коллекционером. Так и не осуществив проект «Музея аналитического искусства», художник завещал свои картины Русскому музею в Ленинграде и бесплатно продолжал учить начинающих художников, которые приезжали к нему со всей страны.

«Самое главное в работе − упорство в достижении поставленной цели и точность умственного расчёта»,

− писал П.Н. Филонов своим ученикам, начинающим художникам (РГАЛИ. Ф. 2348. Оп. 1. Ед. хр. 31).

П.Н. Филонов с Е. А. Серебряковой-Филоновой (женой). Фотография.  [1940-е гг.]. РГАЛИ.Ф. 2348. Оп.1. Ед. хр.46.
П.Н. Филонов с Е. А. Серебряковой-Филоновой (женой). Фотография. [1940-е гг.]. РГАЛИ.Ф. 2348. Оп.1. Ед. хр.46.
«Можно утверждать, что он ярче других в годы тяжелых потрясений, постигших весь мир и особенно Россию, выразил трагические противоречия жизни, людские страдания, мучительную боль и ужасы бытия, хотя и сохранял при этом надежду на будущий расцвет человечества»,

− писал о Филонове авторитетный исследователь русского и советского изобразительного искусства Д.В. Сарабьянов.

С началом Великой Отечественной войны основной заботой Павла Николаевича стало сохранение картин, находившихся на чердаке его мастерской в Ленинграде. От истощения и пневмонии он умер в декабре 1941 г. Несмотря на трудности блокадного времени, сёстры мастера смогли сохранить для потомков триста его работ.

П.И. Филонов. Портрет Хлебникова. Рисунок. 1913 г. РГАЛИ. Ф. 527. Оп.1. Ед. хр. 183.
П.И. Филонов. Портрет Хлебникова. Рисунок. 1913 г. РГАЛИ. Ф. 527. Оп.1. Ед. хр. 183.

* * *

Документы художника были переданы в РГАЛИ сестрой художника Е.Н. Глебовой, образовав фонд 2348 − «Филонов Павел Николаевич (1883-1941), художник». Ныне наш архив является основным хранителем литературного наследия Мастера. В двух описях фонда содержится 20 его рукописей, письма жене Е.А. Серебряковой за 1930-1940 гг., сестре Е.Н. Глебовой, ученикам. Сохранились также ранний рисунок карандашом П.Н. Филонова (РГАЛИ. Ф. 2348. Оп. 1. Ед. хр. 1) и иллюстрированная книга поэзии «Проповень о поросли мировой» с дарственной надписью Е.А. Серебряковой (РГАЛИ. Ф. 2348. Оп. 1. Ед. хр. 3).

П.И. Филонов. Иллюстрации к стихотворению «Ночь в Галиции» из книги В. Хлебникова. 1914 г. РГАЛИ. Ф. 3145. Оп. 2. Ед. хр. 485.
П.И. Филонов. Иллюстрации к стихотворению «Ночь в Галиции» из книги В. Хлебникова. 1914 г. РГАЛИ. Ф. 3145. Оп. 2. Ед. хр. 485.

Вторая опись фонда 2348 содержит в основном воспоминания о П.Н. Филонове.

В архивохранилище печатных изданий (библиотеке архива) можно заказать 2-томное издание «Филонов – художник, исследователь, учитель» (М.: Агей Томеш, 2006), в котором представлены живописные, графические работы и тексты (трактаты, выступления, автобиографические документы и др.) П.Н. Филонова. Материалы для издания, наряду с Государственным Русским музеем, предоставил Российский государственный архив литературы и искусства.

Н.В. Андреева,

Российский государственный архив литературы и искусства