«Вулкан погибших сокровищ,
Великий художник,
Очевидец незримого,
Смутьян холста».
А.Е. Кручёных
Главная идея живописи, по мнению Павла Николаевича Филонова, одного из лидеров русского авангарда, заключается в отображении не только внешнего вида предмета, но и всего того, что художник знает о нём.
Филонов за свою жизнь пережил бедность и достаток, признание и враждебность. При этом благополучие он переживал больнее, чем безденежье и голод. Сохранились воспоминания о детстве Павла, когда одна из сестёр Филонова после смерти родителей забрала из Москвы к себе в Петербург братьев и сестёр, выйдязамуж за Александра Гуэ — богатого инженера и владельца магазина электротоваров в Петербурге:
«Отношение не только сестры, но и ее мужа к нам было на редкость хорошее <…> Мы жили в богатой буржуазной обстановке, перемена была очень резкая, и привыкали мы к ней с большим трудом. Особенно было трудно брату. Хотя он и остался у сестры, но бунтовал. Помню, как он не хотел спать на матраце, сбрасывал его на пол, спал без матраца — закалял себя»,
− писала в своих воспоминаниях сестра художника Евдокия Глебова (РГАЛИ. Ф. 2348. Оп. 2. Ед. хр. 5).
Павел Филонов никогда не изменял себе. Был трудолюбив, честен, талантлив. Страсть к рисованию у него − с раннего детства. Он мечтал стать художником − и стал им, пройдя трудный пусть: от живописно-малярных мастерских до Академии художеств и поиска собственного стиля, от копирования работ других мастеров до разработки метода «аналитического искусства». Наконец, от посещения рисовальных классов «Общества поощрения художеств» в конце 19 века — до своей школы — «Коллектив мастеров аналитического искусства» уже в советской России.
В 1910-х гг. поиск своего собственного стиля ввёл Филонова в круг авангардистов. Художник сблизиться с поэтом Велимиром Хлебниковым, близким Филонову своими представлениями об искусстве. В 1913 году Филонов написал портрет Хлебникова, который, как считается, бесследно исчез. Однако в РГАЛИ сохранился рисунок П.Н. Филонова, значащийся под названием «Портрет Хлебникова» (РГАЛИ. Ф. 527. Оп. 1. Ед. хр. 183). В фонде Н.И. Харджиева хранятся иллюстрации П.Н. Филонова к стихотворению из книги В. Хлебникова «Ночь в Галиции», относящиеся к 1914 г. (РГАЛИ. Ф. 3145. Оп. 2. Ед. хр. 485).
На фоне разнообразного и могучего русского авангарда, который в большей степени ориентировался на французский авангардизм, Филонов занял совершенно особое место, близкое к немецкому экспрессионизму. Его всегда волновали фундаментальные темы жизни и смерти. Его картины подобны «живому организму», восходя от частного к общему. Филонов всегда работал над картиной маленькой кистью и прорисовывал каждую точку, символизирующую атом. Не отрицая классического искусства, он создал особый вариант авангардизма, когда в своих картинах изображал не явление, а суть. Понимание его картин доступно человеку думающему, анализирующему окружающие процессы. «Живопись – это универсальный, всем понятный язык художника, включающийся в сознание созерцающего картину в едином, иногда непереводимом на слова выводе», − писал Филонов. (РГАЛИ. Ф. 2348. Оп. 1. Ед. хр. 10).
В начале 30-х гг. советская власть собрала все творческие группы и объединения в Союз художников, провозгласив курс на соцреализм в искусстве. Филонова обвинили в формализме, упадничестве и буржуазности. Он бедствовал, но отказывался продавать свои картины западным коллекционером. Так и не осуществив проект «Музея аналитического искусства», художник завещал свои картины Русскому музею в Ленинграде и бесплатно продолжал учить начинающих художников, которые приезжали к нему со всей страны.
«Самое главное в работе − упорство в достижении поставленной цели и точность умственного расчёта»,
− писал П.Н. Филонов своим ученикам, начинающим художникам (РГАЛИ. Ф. 2348. Оп. 1. Ед. хр. 31).
«Можно утверждать, что он ярче других в годы тяжелых потрясений, постигших весь мир и особенно Россию, выразил трагические противоречия жизни, людские страдания, мучительную боль и ужасы бытия, хотя и сохранял при этом надежду на будущий расцвет человечества»,
− писал о Филонове авторитетный исследователь русского и советского изобразительного искусства Д.В. Сарабьянов.
С началом Великой Отечественной войны основной заботой Павла Николаевича стало сохранение картин, находившихся на чердаке его мастерской в Ленинграде. От истощения и пневмонии он умер в декабре 1941 г. Несмотря на трудности блокадного времени, сёстры мастера смогли сохранить для потомков триста его работ.
* * *
Документы художника были переданы в РГАЛИ сестрой художника Е.Н. Глебовой, образовав фонд 2348 − «Филонов Павел Николаевич (1883-1941), художник». Ныне наш архив является основным хранителем литературного наследия Мастера. В двух описях фонда содержится 20 его рукописей, письма жене Е.А. Серебряковой за 1930-1940 гг., сестре Е.Н. Глебовой, ученикам. Сохранились также ранний рисунок карандашом П.Н. Филонова (РГАЛИ. Ф. 2348. Оп. 1. Ед. хр. 1) и иллюстрированная книга поэзии «Проповень о поросли мировой» с дарственной надписью Е.А. Серебряковой (РГАЛИ. Ф. 2348. Оп. 1. Ед. хр. 3).
Вторая опись фонда 2348 содержит в основном воспоминания о П.Н. Филонове.
В архивохранилище печатных изданий (библиотеке архива) можно заказать 2-томное издание «Филонов – художник, исследователь, учитель» (М.: Агей Томеш, 2006), в котором представлены живописные, графические работы и тексты (трактаты, выступления, автобиографические документы и др.) П.Н. Филонова. Материалы для издания, наряду с Государственным Русским музеем, предоставил Российский государственный архив литературы и искусства.
Н.В. Андреева,
Российский государственный архив литературы и искусства