Битва за умы, в отличие от войны традиционной, никогда не заканчивается. Главная цель такого противостояния - получение информационного преимущества над противником путём воздействия на человеческое сознание.
«Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её! Мы бросим всё, что имеем, чем располагаем… всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей! Человеческий мозг, сознание людей способно к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить! Всю историю России, историю народа мы будем трактовать как бездуховную, как царство сплошного мракобесия и реакции. Постепенно, шаг за шагом, мы вытравим историческую память у всех людей. А с народом, лишённым такой памяти, можно делать что угодно. Народ, переставший гордиться прошлым, забывший прошлое, не будет понимать и настоящего. Он станет равнодушным ко всему, отупеет и в конце концов превратится в стадо скотов».
Так описал борьбу за общественное сознание Анатолий Иванов в своём романе "Вечный зов". Над ним он работал в годы, на которые пришёлся пик напряжённости холодной войны - с 1963 по 1975 год. Страна тогда выстояла, а вот общество...
В первую очередь авторы информационной войны брались за работу с молодёжью. Подействовало, разумеется, не на всех, но со временем всё же образовалась определённая категория, для которой «джинсы, баксы, жвачка» стали новой духовной ценностью. Советской власти на этот потребительский запрос ответить было нечем и кумирами молодёжи стали фарцовщики.
Страна, проложившая дорогу в космос, оказалась не способна справиться с мануфактурной ерундой. Дело в том, что на тот момент на руководящие посты уже проникли партийные бюрократы и казнокрады, "благодаря" инструкциям которых гнили огромные объёмы урожая, повышались нормы выработки, росли цены на продукты. А дальше их руки дотянулись и до культуры, и до политики, и до экономики. Итог известен - огромная страна буквально на глазах стала распадаться.
Позже политологи констатируют - тогда, в девяностые, мы проиграли Западу информационную войну. Победу одержали те, кто подобрал ключики к сознанию. А в чьих руках они сейчас?
Глупо было бы думать, что информационная война сегодня не ведётся. Ведётся. Линия этого фронта такова, что проходит через сознание каждого человека. И победить одними лишь физическими ликвидациями здесь не получится. Потому что эта война преимущественно нематериальная. Не только в стане противника, но и в самой России нашлись те, кто с готовностью принялся бороться против своей же страны. Якобы независимые некоммерческие организации и блогеры, которых позднее признали иноагентами.
Одно из популярных орудий этой войны - фейки. Например, 30 марта в социальных сетях появилось информация о том, что российская биатлонистка Татьяна Акимова якобы была в ВСУ снайпером и была убита при зачистке Мариуполя. Сама героиня "новости" в это время участвовала в чемпионате России, который проходил в Тюмени. Чтобы в этом убедиться, достаточно было включить телевизор. Но пока разобрались, у ряда пользователей успело сложиться впечатление будто российская спортсменка действительно перешла на сторону врага.
С началом частичной мобилизации прошла новая волна вбросов. Одной из основных целей было не допустить увеличение численности российских войск. Не вышло. Срыва мобилизации не случилось.
На самом деле наиболее эффективное оружие в информационной войне - правда. Хотя порой и бывает трудно её доказать. И как и в войне традиционной, здесь тоже должна своя линия фронта, своя передовая. Судьба СССР показала, что случается после поражения в этой войне. Тридцати лет, наверное, должно было хватить на осознание и выполнение работы над ошибками.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"
#история #ссср #сша #геополитика #информационнаявойна #холоднаявойна #россия