Найти тему

Константин Крыжицкий «Часовня зимой» (1907)

Замечательный пейзажист Константин Крыжицкий был не только живописцем, но и прекрасным рисовальщиком, автором станковых акварелей и гуашей. Масштабный рисунок «Часовня зимой», исполненный им в 1907 году, был приобретен для собрания Вологодской областной картинной галереи в 1986 году у ленинградца Р.А. Павловского.

Поэтичный и простой мотив, вызывающий в памяти зимние праздники, Рождество, выбрал художник для этого рисунка - занесенную снегом скромную деревянную часовенку с тонким шпилем, полускрытую каменной оградой и стволами высоких деревьев. Диагональное и фрагментарное композиционное построение придает работе выразительность. Мастер детали, он бережно зафиксировал разнообразные мелочи, которые интересно рассматривать: выцветшую и облупившуюся на стенах и ограде краску, замшелые ветви и стволы старых деревьев, возносящиеся из-за ограды к нежно-золотистому небу, укутанные снегом кусты. Сухой от этого его работа не стала, теплоту и уют придают ей мягкость неярких светлых красок, изобилие виртуозно написанного снежного покрова.

К.Я. Крыжицкий. 1858-1911. Часовня зимой. 1907. Картон, гуашь, белила. Вологодская областная картинная галерея
К.Я. Крыжицкий. 1858-1911. Часовня зимой. 1907. Картон, гуашь, белила. Вологодская областная картинная галерея

Талант к рисованию у Константина Крыжицкого проявился рано. Его отец, состоятельный киевский купец, человек патриархальных устоев, считая забавой увлечение сына, не препятствовал ему, но только до тех пор, пока юноша не объявил о своем твердом намерении стать художником. «Какой срам! – возмутился тот, подобно старой дворянке из гончаровского «Обрыва», узнавшей, что ее родственник хочет посвятить себя искусству. Угрозы не получить родительского благословения и материальной поддержки юношу не остановили. Усвоенные им ранее в киевской общедоступной Рисовальной школе Николая Мурашко навыки и большая работоспособность помогли ему поступить в 1877 году в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Он окончил ее только с малой золотой медалью, не дававшей, к сожалению, права на зарубежную командировку на средства Академии.

За свой счет он отправился в 1884 году поездку по Европе, которая много дала ему, но к популярному тогда увлечению импрессионизмом он остался равнодушен. Он был убежденный реалист, как и его наставник в Академии, пейзажист М.К. Клодт, представитель большой художественной семьи Клодтов, баронов фон Юргенсбург, очень тщательно прорабатывавший свои произведения, научивший своего подопечного относиться к пейзажу, как к сюжетной картине, правдиво и обстоятельно повествующей об окружающем мире. Вернувшись, Крыжицкий обосновался в Петербурге, писал пейзажи, успешно участвовал в отечественных и зарубежных выставках, активно занимался преподавательской работой.

«Мы носили свои летние этюды Крыжицкому - рассказывал в своих «Воспоминаниях» известный пейзажист Аркадий Рылов. – Сам он, живой, приветливый, влюбленный в природу, подбадривал меня. Всегда я выходил от него полный сил. Насмотревшись его этюдов, мне хотелось скорей, скорей с красками на природу. Публике нравились его пейзажи. Они правдивы и хорошо передают моменты дня и времени года. Несмотря на то, что он выписывал почти каждую травинку, картины исполнены почти с легкостью виртуоза». Крыжицкий был членом и экспонентом Общества русских акварелистов, по его инициативе было основано Общество имени А.И. Куинджи, председателем которого он был избран. Творчество Константина Крыжицкого развивалось на рубеже XIX-XX веков, в период формирования новых представлений об искусстве, в острой борьбе быстро возникающих различных художественных объединений. Он, напротив, был убежден в том, что свой неповторимый взгляд на мир и есть признак истинного творца, а вовсе не повод для противостояния инакомыслящим. «Все мы видим мир по-разному, - считал он, - и это не причина для вражды». Трудно не согласиться с этим здравым суждением талантливого художника.