Для человека естественно ставить перед собой цели и выделять приоритеты.
И в течение каждого дня у нас есть какое-то «главное» дело, которое мы стремимся выполнить даже в ущерб другим делам.
Однако христианин всегда должен быть готов к неожиданной смене приоритетов. То, что ему казалось главным, может в любой момент отойти на второй план, а на первый выйти что-то другое.
Бог в любой момент может вмешаться в нашу жизнь и поставить новые цели и задачи.
К этому надо быть готовым – но далеко не всегда мы к этому готовы.
Тогда мы начинаем напоминать роботов, выполняющих заложенную в них программу, а Божественное вмешательство проходит мимо нас.
Как это происходит лучше всего показано в притче о милосердном самарянине.
Давайте к ней прислушаемся:
«…некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидел его, сжалился,
И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе…» Лк. 10. 30-35.
Итак, ситуация вполне понятна.
В данном случае Божественное вмешательство произошло, помимо израненного разбойниками, в жизнь трех человек, но только один из них отреагировал на него должным образом.
Первыми мимо жертвы разбойников прошли священник и левит.
У каждого из них были какие-то свои дела. Иисус Христос не уточняет, куда они шли – из Иерусалима или в Иерусалим.
Если – в столицу, то естественно, у них, как храмовых служителей, были дела в храме. И они не стали вносить в планы по их совершению никаких корректив.
Если же они шли из Иерусалима – то естественно, каждый из них планировал какие-то дела у себя дома. И эти планы тоже остались неизменными.
Для обоих лежащий и умирающий от разбойников человек – не стал поводом для изменения своих планов. Их «главные» дела, какими бы они ни были, остались в неизменном приоритете.
Иисус Христос напрямую не осуждает их. Но поскольку Он в «морали» к этой притче призывает слушателей следовать самарянину, ясно, на чьей Он стороне.
Увы – что для священника, что для левита, Божественное вмешательство в их жизнь, не привело к изменению их планов, а значит, «прошло» мимо них.
И они оказались косвенно осужденными в глазах Божьих.
Но не то – милосердный самарянин.
Посмотрите, на какие радикальные изменения своих планов ему пришлось пойти!
Каким бы ни было его «главное дело», оно тут же оказалось второстепенным. На первое место вышла забота о пострадавшем.
Ему пришлось сделать остановку, долго возиться с возможно полубессознательной жертвой разбойников, сажать его на ослика, а самому идти пешком… А это в любом случае значит новое замедление его движения.
Далее – непредвиденные хлопоты с помещением пострадавшего в гостиницу, траты по его содержанию, обещание заехать на обратном пути…
Посмотрите, насколько радикально изменяются все предыдущие планы этот самарянина.
Такое ощущение, что он на время вообще забывает о них. И вспоминает только тогда, когда обещает заехать на обратном пути.
То есть возвращается с ним только тогда, когда все хлопоты с жертвой разбойников оказались полностью законченными.
Удивительно! Просто удивительно!..
И ведь нет даже какой бы то ни было тени раздражения, спешки, усилий по наверстыванию упущенных планов.
Как только милосердный самарянин увидел ограбленного – все!.. Все его планы и разумеется, какое-то его «главное дело», которое у него было точно так же как и у священника и левита, тут же стало второстепенным, тут же отошло на второй план.
А главным делом стала забота о пострадавшем. И оставалось таким вплоть до завершения всех хлопот.
Насколько же это поучительный пример для всех нас.
Мы ведь все с вами напоминаем заведенных роботов.
Каждый день мы заводим свои заданные программы, выделяем среди них «главное дело» и тупо пытаемся его реализовать, не обращая внимание на то, что происходит вокруг нас.
Мы полностью уподобляемся описанным Христом священнику и левиту.
И нам не важно, что на пути к реализации наших «главных» дел, мы можем встретить и действительно встречаем многих «ограбленных» и «пострадавших».
Многих людей, которые точно так же, как и жертва разбойников, просит или хотя бы надеется на нашу помощь.
Но нет – увы! – нам важнее собственные дела. Они настолько важны в наших глазах, что их важность не может быть умалена никакими другими обстоятельствами.
И хотя они порой на поверку ничтожны, но это же – мои! – дела!.. Я не могу ими пренебречь.
Удивительная тупость и слепота!
Мы действительно напоминаем собой слепых мулов, упорно тянущих свои повозки к краю бездонной пропасти.
Нам больше нравится быть мертвыми по своей механической сути заведенными роботами, чем живыми людьми, готовыми в любой момент откликнуться на Божественный призыв.
Заложенные в нас «программы» неизменны, как неизменна «важность» наших главных дел, и никто, даже Бог, не может внести сюда какие-либо коррективы.
Наше «главное» даже перед лицом Божьим не становится «второстепенным».
Увы – нам!