Лет 50 назад подавляющее превосходство американцев в соревновательном бодибилдинге над европейцами воспринималось как само собой разумеющееся. Пожалуй, первым большим культуристом, который осмелился нарушить гегемонию «Дяди Сэма» в «железном спорте» стал англичанин Редж Парк. Однако первым европейцем, поставившим Америку на колени, стал не он, а Арнольд Шварценеггер, пять раз выигрывавший титул «Мистер Вселенная» и семь раз примерявший корону «Мистера Олимпии». Как известно, Арнольд был австрийцем, а его родным языком — немецкий. С тех славных пор минуло более трех десятков лет, и все эти годы немецкая речь на подиумах «Олимпии» была слышна регулярно.
Выдавать «на гора» только качественный продукт — это, видимо, в крови у немцев. И не важно, о чем идет речь: об автомобилях «Мерседес» или же об элитных бодибилдерах. Ральф Меллер, Петер Хенсел, Андреас Мюнцер, Ахим Альбрехт — эти великие атлеты блистали на подиумах в 80-е — 90-е годы. Со временем у них появилась достойная смена: Роланд Чарлок, Жан-Пьер Фукс, Гюнтер Шлиеркамп, Деннис Вольф, Ронни Рокел и, конечно же, Маркус Рул.
В это трудно поверить, но до мая 1998 года культуристический мир практически не знал, кто такой Рул. И в самом деле: он не выигрывал чемпионатов мира или Европы, и вообще в послужном списке Рула любителя числится лишь три турнира и достаточно скромный титул чемпиона Германии. Дебют Маркуса на «Гран-При Германии»-97 среди профессионалов трудно было назвать блестящим: лишь 10 место. Правда, следовало учесть, что состав того «Гран-При» был исключительно сильным: Леврон, Сонбати, Прист, Диллет, Колмэн, Кормье, Сарцев, Фукс — целая россыпь звезд и одного из них — Майка Матараццо Рул таки обошел. Зато появление Маркуса на конкурсе «Ночь чемпионов»-98 наделало немало шума: монстр из Дармштадта поразил зрителей и специалистов колоссальными размерами и далеко не юношеской зрелостью мускулатуры. «Такое впечатление, что этот парень сумел обмануть время и за 20 месяцев создать тело, на строительство которого обычно уходит 20 лет», — восторгался популярный качковский журнал «Маслмэг». Очевидно, что Маркус был достоин куда более высокого места, но, согласитесь, стать 9-м из 47 — тоже совсем неплохо. Главное — Рула заметили. Да и как было не заметить этого колоритного коротко стриженного 26-летнего блондина весом за 120 кило с фигурой, напоминающей закованного в латы средневекового рыцаря! Рул стал знаменит, и в кругах поклонников культуризма все чаще стали раздаваться вопросы: «А откуда, собственно, взялся, этот гигант?» Попробуем пролить свет на этот вопрос.
Маркус Рул родился 22 февраля 1972 года в городе Дармштадт (Германия). Его отец умер, когда Маркусу было 7 лет, и воспитанием будущей звезды бодибилдинга занималась мать, портниха по профессии. «Я был не то чтобы плохим ребенком, — вспоминает Рул. — Просто во мне кипел настоящий вулкан, и меня постоянно тянуло на разные подвиги. Я всегда был очень большим, и другие дети тянулись ко мне, потому что я мог их защитить».
Будучи ребенком, Рул случайно увидел по телевизору культуриста. Это был не кто иной как сам Арнольд. «Мне тогда показалось, что мускулы Арнольда не настоящие, надутые воздухом, — признается Рул. — И я подумал: вот здорово бы было стать таким же большим и сильным»! Много лет спустя, уже будучи прославленным атлетом и обладая куда более внушительной мускулатурой, чем Шварценеггер, Маркус по-прежнему как ребенок был влюблен в Арнольда: «Никто другой не привел в наш спорт столько молодых людей, — говорил Рул, — и пускай нынешние культуристы куда массивнее, Арнольд по-прежнему номер один».
Учась в школе, Рул поигрывал в футбол и подавал определенные надежды. Он до сих пор шутит, что, наверное, зря не выбрал футбол, поскольку профессиональные футболисты живут в Германии куда лучше, чем бодибилдеры. Тем не менее, сам Рул предпочел именно бодибилдинг. Любопытно, что качаться Маркус начал довольно поздно. «Мне было слишком далеко идти до ближайшего зала, а потому я ждал, пока получу водительские права», — со смехом вспоминал он. Но взяв более поздний старт, на финишной прямой Рул обошел практически всех.
Обычно подростки, ударяясь в бодибилдинг, выбирают себе кумиров для подражания. К примеру, тот же Арнольд стремился стать таким же могучим как Редж Парк, а Крис Кормье грезил лаврами Робби Робинсона и Бертила Фокса. У Рула никаких кумиров не было. «Я просто уже до начала занятий с отягощениями был здоровым парнем и знал, что могу быть гораздо больше. Позднее источником вдохновения для меня стал Дориан Ятс, причем, даже не столько его телосложение, которое, конечно же, было великолепно, сколько его подход к тренировкам. Ятс всегда качался исключительно тяжело, поднимая огромные веса, и ничто: ни травмы, ни усталость не могли его остановить. Он был настоящим воином: даже будучи травмированным, выходил на сцену и побеждал. Для меня Ятс — образец идеального культуриста».
Первые годы занятий в зале были довольно бестолковыми. Маркус ел мало белка, к пищевым добавкам не притрагивался вовсе, но хуже всего обстояло дело с тренировками. «Я качался каждый день, прорабатывая за одно занятие четыре мышечных группы, — вспоминал он. — Как и многие новички, я торопился стать большим, и мне казалось, что чем чаще я тренируюсь, тем лучше. К счастью, начинающие культуристы, даже ошибаясь, продолжают расти, и я не был исключением, скорее — наоборот». И в самом деле, буквально через несколько месяцев ударного тренинга Рул стал самым здоровым парнем в зале при том, что некоторые ребята качались по 20 лет. Ему стали все чаще говорить о том, что у него отличные перспективы вырасти в серьезного культуриста, и Маркус продолжал нестись к своей цели со скоростью локомотива. К 1995 году он созрел для участия в своем первом турнире. Это был чемпионат Гессена, и Рул, выставив внушительный вес в 105 кг при отличном рельефе, финишировал вторым. После этого он два года не появлялся на подиуме — копил массу, а в 1997-м эффектно вышел из тени, выиграв чемпионат Гессена и первенство Германии. О том, как сложился дебют Рула в ранге профессионала, вы уже знаете.
В мае 1999 года Маркус вновь появился в Нью-Йорке. Его мускулатура приобрела еще более отточенный и проработанный вид. И это при том, что он потяжелел на пять кило и теперь его боевой вес составлял порядка 127 кг! Все это делало тевтонского гиганта фаворитом номер один в гонке за чемпионским титулом. Однако судьи решили иначе: первое место досталось маститому, но совершенно не готовому к конкурсу канадцу Полу Диллету, а Рул финишировал лишь четвертым. Впрочем, он все равно был доволен: «Это был мой первый серьезный результат, который я показал на профи-турнирах». Куда болезненнее Маркус воспринял 12 место на конкурсе «Мистер Олимпия» 1999 года. И в самом деле, будучи самым массивным на сцене, обладая при этом хорошим рельефом, имея приличные пропорции и разделения мышц, Рул не удостоился ни одного сравнения с именитыми культуристами вроде Колмэна, Уиллера или Сонбати. Но на этом страдания Маркуса не закончились: отрицательная проба на диуретики лишила его даже 12 места!
Неудачи ломают слабых и закаляют сильных. Рул — явно из породы вторых. Понимая, что с победой на «Ночи Чемпионов» может снова не получиться, он выбрал единственно правильный вариант, заявившись накануне «Ночи Чемпионов» 2000 года на турнир рангом пониже — «Торонто Про». Ему нужна была победа. Но не ему одному. Декстер Джексон, который тогда еще не был тем великим Дексом, которого мы знаем сейчас, тоже рвался к победе. И вот они сошлись на сцене, Давид и Голиаф: 130-ти килограммовый Рул и миниатюрный Джексон с его 97 кг. В тот раз арбитры присудили победу Рулу. Надо ли говорить о том, как счастлив был Маркус: «Мои ощущения трудно передать! Это просто необыкновенно, когда ты готовишься к турниру, вкладывая в него все силы, всю душу, а затем получаешь сполна за свои труды. Теперь я понимаю, почему Ронни Колмэн падает навзничь и плачет после каждой своей победы на «Олимпии». В Торонто с Рулом произошел забавный эпизод. Ему как победителю был вручен «навороченный» мотоцикл «Сузуки», но оказалось, что Маркус не умеет водить мотоциклы и не имеет соответствующих водительских прав. История закончилась тем, что злополучный приз пришлось продать.
Спустя неделю после «Торонто Про» на «Ночи Чемпионов» Рул вновь побил Джексона, который даже не попал в шестерку лучших, но в битве за чемпионский титул уступил-таки американской иконе Джею Катлеру. Катлер весил намного меньше — 118 кг, но у него были лучше спина, грудь и трицепс. Однако толпа была не готова принять победу Катлера, поскольку ее фаворитами были Рул и Ли Прист, которого поставили всего пятым под неодобрительное гудение публики. Рул тоже был недоволен исходом турнира, но постарался не подать вида: «Мой тренировочный партнер сказал мне, что у меня вода на спине, поэтому после выступления в Торонто я слил два литра воды и был жестче. Но победу отдали Катлеру, и это нормально. Я поздравил его. Самая большая награда для меня — когда толпа выкрикивает мое имя. В следующий раз, когда я приеду на „Ночь Чемпионов“, я выиграю!»
Пятью месяцами позже, на «Олимпии»-2000 Маркус уже дышал в затылок фаворитам, заняв почетное седьмое место. «Моя цель — пробиться в пятерку лучших на „Олимпии“ — делился планами Рул, — и думаю, что в ближайшие несколько лет мне это удастся. Да, сейчас судьи предпочитают ставить выше атлетов с именами: Колмэна, Леврона, Рэя, но пройдет несколько лет и такими именитыми атлетами станут Катлер, Джексон и Рул. Так что у меня все впереди. А „Ночь Чемпионов“ я обязательно выиграю».
Маркус мог покорить Нью-Йорк уже в 2001 году, тем более что победившего в итоге Орвилла Берка он обыгрывал неоднократно. Но вмешался случай — во время гостевого позирования Рул порвал связку колена. Из-за нее он не тренировался до конца февраля 2001 года, а затем еще две недели не мог полноценно нагружать ноги и делать аэробику. За время простоя Маркус потерял пять кило мышц, и ему пришлось пропустить конкурс «Арнольд Классик», на который его пригласили, а также «Ночь Чемпионов». На «Олимпии», правда, Рул все же появился, но занял лишь 14 место. Помимо всего прочего, за несколько дней до «Олимпии» у него вылезла пупочная грыжа, которая явно не добавила ему судейских баллов. Но, несмотря на все это, Рул был недоволен судейством. «Атлетов оценивали по именам, а не по тому, как они выглядели. Иначе как можно объяснить пятое место Криса Кормье, который был совсем не в форме?» — сетовал он. Эта неудача серьезно разозлила Маркуса, и он решил резко сократить число выступлений с гостевыми позированиями в 2002 году и сосредоточиться на конкурсах «Ночь Чемпионов» и «Мистер Олимпия». Его прицел не смогла сбить даже неудача на «Торонто Про» в мае 2002-го, где он внезапно уступил еще одному монстру — Арту Атвуду. И через неделю Рул уверенно победил на «Ночи чемпионов». Ему удалось выставить 129 кг, и он выглядел больше и суше, чем когда-либо.
На «Олимпии» 2002 года Маркус вернул себе место в десятке сильнейших, став восьмым. Его вновь пригласили на «Арнольд Классик», и там он финишировал третьим, уступив лишь Джею Катлеру и Крису Кормье. Той же весной в Риме он завоевал «серебро» на конкурсе «Максимум Про» в Риме, где его мощной мускулатуре судьи предпочли изящные формы Даррема Чарльза. На «Олимпии» Рул был намерен взять реванш, но 20 августа на тренировке он порвал трицепс, и «Олимпию» пришлось пропустить. Маркус планировал приступить к тренировкам в начале октября, а в ноябре сесть на диету и сделать форму к турниру «Арнольд Классик»-2004. «Не вижу причины почему бы мне не взять титул?» — рассуждал он. В Коламбусе Рул объявился с весом в 125 кг и финишировал пятым. С учетом возросшей конкуренции, это было хороший результат. Но впереди маячила «Олимпия». Готовясь к ней, Маркус выложился по полной, и выдал лучший результат в карьере: пятое место! По ходу дела ему удалось обойти своего маститого земляка Гюнтера Шлиеркампа. После этого довольный Рул заявил: «Моей целью было попасть в топ 5 на „Олимпии“. Теперь моя цель — победить!»
Но прежде он решил еще раз попробовать выиграть «Арнольд Классик», и уже в декабре 2004 года начал активно готовиться. Но на «Классике» Рул так и не появился. Его захлестнули бытовые и семейные дела. На 21 мая 2005 года была назначена свадьба Маркуса и его подруги-культуристки Симон, с которой он снялся в видеофильме «Рул: Сделано в Германии». Рул в этом видео тягает неимоверные веса, например, поднимает 225 кг в жиме под углом в машине Смита. Но и Симон смотрелась в кадре очень мощно, страхуя жениха при помощи 45-сантиметровых рук.
В этом же Рул с женой построили в Дармштадте дом из пяти комнат, одна из которых была оборудована для тренировок. Кроме того, Маркус и Симон купили в соседнем городке Келстербахе тренажерный зал. Бодибилдинг отошел на второй план, поэтому Рул особо не возмущался 15 местом на «Олимпии»: «Я не тренировался три месяца, а потом качался всего четыре раза в неделю». Кроме того, Рул взялся экспериментировать с нагрузками и попытался заниматься с маленькими весами, но они ему не подошли. «Для больших мышц мне нужны большие веса», — констатировал он. Выступать в 2006 году он не планировал, так как нужно было восстанавливать объемы.
Тем не менее, 2006 год неожиданно оказался довольно удачным для Рула. Несмотря на разрыв внутренней части груди, ему удалось прорваться на восьмое место на «Олимпии», а также стать призером турниров «Санта Сусанна Про» и «Гран-При Австрии». Легкие веса все же принесли пользу — у Маркуса стала уже талия, за счет чего он прибавил в эстетике. И все же надо было признать, что его карьера понемногу клонилась к закату. И дело было не в возрасте. Просто монстрический бодибилдинг постепенно выходил из моды. Рул еще раз удачно выступил в Санта-Сусанне, став в 2007 году вторым, а на конкурсе «Нью-Йорк Про» 2009 года занял почетное третье место, но это были его последние успехи на подиуме. Седьмым местом на конкурсе «Супершоу Европы» 2009 года он завершил свою сланую карьеру.
Хотя Рула и нельзя назвать самым именитым культуристом, популярность его была неимоверна. Даже если люди не узнавали его на улице, они все равно испытывали сильнейшее потрясение от увиденного, и не упускали случая пообщаться с гигантом, спросить, чем он занимается. На такие вопросы Рул с юмором отвечал, что, мол, недавно начал качаться и хочет нарастить немного массы! Особый восторг вызывал Рул у детей, которые видели в нем некоего супермена, живого героя мультфильмов и комиксов. В свое время в журнале «Флекс» было опубликовано письмо одного из фанатов Рула, который на полном серьезе предлагал пригласить гиганта на съемки какого-нибудь фильма вроде «Звездных войн». Мол, успех картине тогда был бы обеспечен, а героя, то есть Рула, даже гримировать было не нужно.
Но любой медали есть оборотная сторона. Вот и Рулу приходилось сполна платить за свою популярность. «Я солидарен с полными людьми в плане того, что в нашем мире ничто не приспособлено для больших людей», — признавался он. Бедняга Рул не мог покупать готовую одежду и ездить в малолитражных авто. А перелет на самолете превращался для тевтонского колосса в настоящее испытание: «Даже если мне удавалось втиснуться в кресло авиалайнера, места справа и слева занять было уже практически невозможно», — с юмором вспоминал он. Это, то, что касается бытовой стороны вопроса. А ведь есть еще и чисто спортивная составляющая. «Люди обычно говорят, что мне легко дается диета, потому что я жить не могу без куриных грудок и овощей. Полный бред! Я люблю пиццу, сладости и прочую обычную еду, и не ем ее лишь потому, что иначе я не смогу „подсушиться“ к соревнованиям!» — признавался Маркус. Но игра стоила свеч.