Найти в Дзене

Цвета праздников наших предков

Время бежит, 2022 год заканчивается и уже совсем скоро наступит Новый 2023 год! Самое время поговорить об этом событии, так как это важный праздник для многих людей. Вы узнаете о том, когда начали праздновать Новый год? Как наши предки его отмечали? И как в стране появился обычай праздновать Новый год?

На самом деле, Новый год отмечали еще во втором тысячелетии до нашей эры. В Месопотамии тогда был праздник, где люди несколько дней отдыхали, не работали, праздновали весеннее пробуждение природы. Позже греки, римляне и египтяне начали отмечать наступление Нового года.

В Древнем Риме, где-то в V веке до нашей эры, появился праздник в честь бога Сатурна-покровителя земледелия и обращения времён. Во время Сатурналий (таково название этого праздника) римляне играли в азартные игры, дарили друг другу подарки, развлекались. На границы в эти дни объявлялось перемирие. Хозяева старались хорошо накормить своих слуг, исполнить их желания, чтобы угодить богу Сатурну. Считается, что Сатурналии положили начало современным новогодним традициям: особым угощениям, подаркам родным и близким, а также стремлению в эти дни помочь нуждающимся.

Считается, что наступление Нового года стали отмечать 1 января только со 153 г. до н.э. Позже эта дата получила свое отражение в календаре, который утвердил Гай Юлий Цезарь.

Таким образом, отмечали Новый год и в Древнем Китае. Этот день называли Праздником весны, отмечался он во второе новолуние после зимнего солнцестояния. Каждый год это был один из дней периода с 21 января до 21 февраля. Китайский новый год всегда ассоциировался с красными фонариками на деревьях и фейерверками. Издавна считалось, что красный цвет и шум отпугивают чудовище по имени Нянь («Год»). В наши дни китайцы отмечают не только традиционный Новый год, но и обычный в ночь с 31 декабря на 1 января. А китайский Новый год сейчас очень популярен во всем мире.

На Руси наступление Нового года в языческие времена связывали с окончанием зимы. После крещения Руси, праздник отмечали и 1 марта, и в конце февраля, и 22 марта-в день весеннего равноденствия, а позже-1 сентября, когда начинался сбор урожая.

Праздновать Новый год 1 января в России начали только в 1699 года. 20 декабря 1699 года царь Петр I издал указ, по которому наступление нового года начали отмечать 1 января по образу и подобию европейских государств. По этому указу полагалось в знак веселья палить из пушек и зажигать «огненные» потехи.

Елки, как новогодняя традиция, также появились в России благодаря новогоднему указу Петра I. В нем было сказано: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». «Людям скудным» надлежало «хотя по деревцу или по ветке на вороты… поставить, а стоять тому украшению января в первый день»

После смерти Петра I о елках начали забывать. Еловая традиция вновь возродилась благодаря супруге Николая I Александре Федоровне. Теперь елка была уже в первую очередь связана с Рождеством.

Как же встречали Новый год наши языческие предки? Ответ на вопрос лежит на поверхности. Новый год — это любимая нами Масленица. Полагают, что справляли ее 22 марта — церковь, будучи не в силах бороться с древней традицией, «приватизировала» ее.

В «Новый год» пекли блины, символизирующие солнце, его энергию и свет. Народные гуляния, игры и забавы, посещение родственников, посиделки за большим семейным столом — все это непрерывная традиция, идущая из глубины веков. Провожали зиму, сжигали чучело, но не Масленицы, а богини зимы Мары. Ее имя связывают с такими жутковатыми словами, как «мор» и «морок». Эта владычица ночи, богиня смерти и зимы представлялась нашим предкам горбатой длинноволосой старухой. Одна из ее «реинкарнаций» — хорошо известная Баба-яга. Понятно, почему, подпаливая этот фетиш, наши предки предавались безудержному веселью. Они верили, что мир выходит из-под власти Морены на ближайшие полгода, пока солнце вновь не уступит свои права.

XV век — из лоскутков удельных княжеств московские великие князья суровыми нитками сшивали единое государство. А еще ранее, в XIV столетии на церковном Никейском Соборе начало года было окончательно перенесено на 1 сентября, ведь, согласно библейской легенде, именно в этом месяце Бог сотворил мир. Московский великий князь Иван Васильевич (дед Ивана Грозного) сделал 1 сентября единой датой для празднования Нового года во всем государстве.

Была эта дата еще и фискальной — 1 сентября, в день Симеона Столпника, собирались подати, выплачивались оброки и прочие платежи.

Однако такая нагрузка отнюдь не омрачала праздника, тем более что в этот день можно было еще подавать челобитные царю. В церквях проводились праздничные службы. В столице первое лицо обращалось к народу.

Вечером семьи собирались за трапезой. Роль шампанского играли медовуха и пиво.

Осенний Новый год в допетровской Руси отмечали весело и с размахом, как и Масленицу, и Святки. Кстати, церковный Новый год до сих пор отмечается 1 сентября. Правда, не все верующие об этом знают.

После объявления Петра I о том, что Новый год отныне будут отмечать в ночь с 31 декабря на 1 января и что у всех теперь должна быть хотя бы одна еловая веточка, новый 1700 год праздновали так: был парад на Красной площади в Москве, в знак праздника палили из пушек, а вечером небо окрасилось в разноцветные краски-это был салют. Москвичи любовались им, потому что не видели раннее такое зрелище. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили подарки.

Первый день нового, 1700 года начался с парада на Красной площади в Москве. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером черное небо озарилось разноцветными всполохами — пораженные москвичи вскинули головы, любуясь невиданным прежде зрелищем фейерверка. Как и повелевал царский указ, люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга. Дарили презенты.

Фейерверк был устроен опять же на Красной площади, а самим москвичам было велено стрелять из мушкетов и (прямо как сегодня) пускать ракеты возле своих домов.

Боярам и служилым людям наказали облачиться в европейские кафтаны. Женщины должны были примерить наряды заграничных модниц.

Празднества продолжались и последующие дни, закончившись 6 января крестным ходом на Иордань.

Все это очень напоминает то, как мы празднуем Новый год и сегодня. Но есть, конечно же, и различия.