Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Стас Намин: «Есть опасение, что наступает крах цивилизации»

   Стас Намин.
Стас Намин.

Стаса Намина в СМИ в России и за рубежом часто называют человеком эпохи Ренессанса за то, что ему удаётся в разных видах своей творческой деятельности — театр, кино, фотография, живопись и, конечно, музыка (поп, рок, этническая и даже симфоническая) — достичь мирового уровня и международной известности. В интервью aif.ru он рассказал о вековой русофобии, разочаровании политикой западных правительств, американской цензуре, возрождении «Парка Горького», а также о своих новых проектах в театре, музыке, живописи.

Мир катится вниз

Владимир Полупанов, aif.ru: — Как человек, глубоко интегрированный в российскую и западную культуру, что вы думаете о том, куда катится мир?

Стас Намин: — Куда, не знаю, но катится точно, такое впечатление, что вниз. Думаю, что сегодня человечество переживает не самый радостный виток своего развития. У меня есть опасение, что может наступить даже крах цивилизации. Это основная тема моей симфонии Centuria S-Quark (по аналогии с центуриями Нострадамуса), которую я написал в 2016 году. Я хотел сформулировать симфоническим языком, что у человечества может быть вполне реальным трагический финал. В интернете есть фильм про запись этой симфонии Лондонским симфоническим оркестром на студии Abbey Road, где перед записью я рассказываю музыкантам оркестра, о чем эта симфония и почему я выбрал именно этот музыкальный язык. Интересно, что, когда американская фирма грамзаписи решила выпустить этот альбом, меня попросили написать концепцию симфонии, и когда я прислал им свой текст, они мне сказали, что их цензура этого не пропустит. Смешно, в России он давно опубликован без проблем.

— Что там такого крамольного?

— С моей точки зрения, ничего: я просто рассуждаю о том, как взаимодействует коллективный и индивидуальный разум и есть ли вообще коллективный разум у человечества? Если да, то почему люди сами разрушают свою цивилизацию, а не сохраняют ее миллионами лет, как пчелы, муравьи и даже микробы? Или констатирую факты: «Разрушается и моральный облик человечества, который в будущих поколениях может повлиять даже на физиологию. Сексуальные меньшинства постепенно становятся официальной нормой, поддерживаются и культивируются законами, что в результате принципиально меняет общество. Как ни парадоксально, механизм человеческой репродукции, заложенный природой, оказывается уже даже постыдным во многих "развитых” общественных системах». Вот такого рода текст не прошел их цензуру.

— Но какова, по-вашему, причина, из-за которой мир скользит в эту пропасть?

— Если представлять себе, что это естественный виток развития цивилизации, то объяснить это очень трудно, может даже, на человеческом уровне невозможно. Хотя есть теории, что на Земле уже существовало несколько цивилизаций, которые плохо заканчивали. Есть ощущение, что существуют какие-то конкретные силы, которые помогают этому скольжению вниз. Не хочется заниматься конспирологией, но, может быть, для них это совсем не пропасть, а новый запрограммированный виток развития? И это падение в пропасть по их задумке вовсе не падение, а путь, который может принципиально изменить человеческую природу и решить многие «неразрешимые» людские вопросы, включая перенаселение, постоянные войны и тому подобное. Сегодняшние технологии, создание искусственного интеллекта, биороботов могут сформировать новый общественный уклад и сделать мир совсем другим. Но это очень сложный и длинный разговор, наверное, не для этого интервью...

Разочарование политикой

— Ваше поколение, и вы в том числе, были невероятно очарованы Западом, его культурой, ценностями. Но сегодня в России идет откат от этого всего. А у вас есть разочарование в Западе?

— Наверное, если говорить о молодости, то очарование западным рок-н-роллом, конечно, было, но особого очарования западной культурой в целом у меня никогда не было. Я попал впервые на Запад в 1986 году, когда мне было уже 35 лет. Это был 45-дневный тур по США и Канаде с моей группой «Цветы». Я дал порядка 500 интервью и много чего увидел «нетуристического». И тогда, и сегодня я совершенно четко разделял правительства с их политикой и идеологией и народы с их культурой. Я никогда не был очарован политикой Запада, как и любой другой. Да, было и есть разочарование политикой западных властей, но не культурой и не народом. Как можно разочароваться, например, в песнях «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Лед Зеппелин» или «Пинк Флойд»? Даже пропаганда СССР всегда разделяла американский народ и американское правительство. Интересно, что пропаганда в США в этом смысле причесывает всех под одну гребенку, не разделяя. И в советские времена, и сейчас нас всех называли одним словом «русские», и в фильмах Голливуда они всегда злодеи. Русофобия, жесткую стадию которой мы сейчас наблюдаем, началась несколько веков назад. Это давнишняя стратегия. Мне лично трудно понять, почему против русского народа идет борьба на протяжении многих веков. На эту тему есть серьезный четырехсерийный фильм Сергея Ильина-Козловского «Краткое пособие по тому, как устроен мир», в котором масса интересных фактов, о которых мало кто знает. Рекомендую.

— Но когда вы разговариваете со своими американскими или европейскими друзьями, коллегами, они вас слышат, понимают?

— Несомненно. Я не говорю о совсем простых людях, которые попадают под влияние дешевой пропаганды. Я с такими редко общаюсь и в России, и на Западе. Мои друзья, живущие в Америке, Европе, Англии, не только уважают русский народ и его культуру, но и понимают, откуда растут ноги у сегодняшней сложной политической ситуации. Англичане и американцы понимают это лучше всех. Откровенно критикуя политику своих властей, часто даже защищают вынужденную политику России. Для меня это, кстати, было странно слышать. Один из них — это основатель «Пинк Флойд» Роджер Уотерс, который открытым текстом на весь мир говорит, каковы истинные причины того, что сегодня происходит на территории Украины и, собственно, в мире. Или мой товарищ, известный кинорежиссер Оливер Стоун, который давно старается разобраться в истинных причинах политического конфликта США и России. Он снял несколько фильмов, которые, мягко говоря, не приветствуются властями США.

Вы думаете, люди в западных правительствах ничего не понимают и искренне думают то, что декларируют? Мне кажется, что они тоже все прекрасно понимают, просто играют в эту жесткую игру, в войну насмерть, построенную на геополитических интересах. Эту идеологию и принципы войны США за господство в мире еще в 90-е годы четко сформулировал Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска».

— Очень много разговоров о том, что это борьба цивилизаций. Так ли это, по-вашему?

— Смотря что понимать под словом «цивилизация», оно очень объемное. Если бы не было игр, построенных на геополитических интересах, не думаю, что случались бы какие-то войны «цивилизаций». К примеру, во времена Горбачева американцы и русские относились друг к другу с уважением и даже с любовью, и после долгих лет холодной войны начали складываться добрые и даже братские отношения. Мне кажется, все религиозные войны, которые якобы построены на различии религий, в действительности основаны также на политике, это та же борьба за власть и деньги. Не более. Любые нации, расы и вероисповедания свободно сосуществуют друг с другом в полном мире и согласии. А если политики берутся за дело, то они легко могут циничной пропагандой настроить людей на непримиримую кровную вражду. При этом в Нью-Йорке на соседних улицах стоят и синагоги, и католические костелы, и православные церкви, индусские и буддистские храмы, и все мирно сосуществуют.

У меня есть песня на эту тему «Свет и радость», которую мы исполнили еще в начале 2000-х с представителями пяти разных религиозных конфессий. Они поют и читают молитвы прямо на сцене под музыку, обнимая друг друга. Когда мы выступали в Юнеско в Париже, эту песню объявили первым музыкальным символом единства мира. По сути, Свет, Радость и Счастье — это то, к чему стремятся все люди на Земле. Может быть, поэтому у меня и родилась в начале 80-х песня «Мы желаем счастья вам». Ведь именно ради Счастья люди зарабатывают деньги, строят карьеру, борются за власть, да и вообще просто живут.

— В 1971 году Джон Леннон, будучи англичанином, переехал жить в США, где активно протестовал против войны во Вьетнаме. Американские власти делали все, чтобы выдавить его из страны — отказывали в виде на жительство, прослушивали телефон, следили, устраивали обыски в квартире, ФБР завело досье. Но Леннон никуда не уехал. Хотя, наверно, мог бы это сделать в знак протеста, как это сделали некоторые наши артисты, на которых, кстати, никто никакого давления не оказывал. Как вы относитесь к тому, что наша творческая интеллигенция сбежала из страны?

— Мне трудно судить, так как я не знаю причин каждого, кто уехал. Если у кого-то другая точка зрения на политику государства, то это нормально. Но это, с моей точки зрения, не причина уезжать. Мне кажется, любой человек имеет право на свое мнение. Если кто-то покинул Россию только в знак протеста, то, наверное, более мужественно было бы этот протест формулировать здесь. Это, конечно, намного сложнее и опаснее, но именно так сделал и Джон Леннон, которого вы привели в качестве примера, и многие другие во времена войны во Вьетнаме. А если говорить о тех, кого я хорошо знаю, к примеру, Андрея Макаревича и Аллу Пугачеву, то у них совсем другая ситуация. Они никуда не эмигрировали из России. Андрей несколько лет назад встретил очень достойную девушку, с которой у него наконец сложилась действительно счастливая семейная жизнь. Она родилась и живет в Израиле, и он уже давно имеет израильский паспорт. Зимой они живут у нее дома в Израиле, но часто приезжают и живут здесь у Андрея. Алла и Макс тоже давно имеют израильские паспорта и живут то там, то здесь. Это не называется «уехали». Я, кстати, тоже имею армянское гражданство и очень часто езжу в Армению и живу и там, и здесь.

Жизнь человечества продлилась

— Недавно вы переступили порог, который называется «за 70». В этом возрасте мало кто продолжает активно работать, тем более начинать новые серьезные проекты, а судя по вашей деятельности, вам как будто чуть за 30. Как вы сами объясняете такую активность?

— Мне кажется, сейчас вообще время изменило человеческую природу. Полноценная активная жизнь у всего человечества продлилась, может, на 20 или даже 30 лет. Если раньше считалось, что в 50, а в 60-то уж точно наступает так называемая «старость», то сегодня много творческих людей работает полноценно и до 90. Я даже не интересуюсь, сколько лет моим друзьям — Андрею Кончаловскому, Володе Познеру, Юре Росту и другим, кто живет так же, как и в 30... Думаю, многие талантливые люди не чувствуют возраста. Я тоже почему-то его не чувствую, просто его не замечаю и не думаю о нем. Слава богу, я ничем не болею уже где-то полвека и физически чувствую себя так, как будто мне действительно 30.

— Готовясь к этому интервью, я посмотрел вашу творческую биографию на сайте stasnamin.ru. Оказалось, что я не знал о вас и четверти того, что вы делаете. Вы как будто проживаете параллельно несколько жизней. Занимаетесь разными видами творческой деятельности, и каждая из них настолько полноценна, что ее хватило бы на целую человеческую жизнь, а у вас их много. Как это все укладывается в одном человеке?

— Не задумываюсь над этим. Я просто занимаюсь тем, что мне нравится, работаю очень много. Мне кажется, что нет особенной ценности в том, что человек занимается разными вещами в жизни, таких людей много.

— Наверное, но ценность заключается в том, какого уровня достигает человек в том, чем он занимается. А вы каким-то образом достигаете мирового уровня во всем, чем бы вы ни занимались. Как вы это объясняете?

— Про уровни я никогда особенно не заморачивался, я просто очень серьезно отношусь ко всему, что делаю, и стараюсь использовать максимум своих возможностей. А какой уровень получается — это, конечно, не от меня зависит. Слава богу, кое-что получается, и если люди иногда высоко оценивают результат моего труда, то у меня от этого только прибавляются силы.

— Говорить обо всем, чем вы занимаетесь, в формате обычного интервью невозможно. Давайте хотя бы коротко поговорим о главных направлениях вашей деятельности. Начнем с музыки. Вы за всю жизнь написали около 50 песен, при этом треть из них знает вся страна. А ваша песня «Мы желаем счастья вам», наверное, и сегодня самая любимая народом за последние 40 лет. Как это у вас получается?

— Это просто везение. А если идти по хронологии, то музыкой я увлекся с детства и фактически посвятил рок-н-роллу первую половину жизни.

— В Суворовском военном училище в 13 лет вы создали группу «Чародеи», через три года — группу «Политбюро». А в 18 лет создали легендарную группу «Цветы», которая стала первой национальной супергруппой, которую называли «русскими Битлз», и с которой, по свидетельству журнала «Итоги», «начинался весь отечественный неформат». «Цветы» создали хиты, ставшие золотым фондом всего русскоязычного населения планеты. В чем секрет такого успеха?

— Когда я чем-то увлечен, я вообще не задумываюсь об успехе. Я просто делаю это по кайфу и честно, руководствуясь только субъективными критериями. Но почему-то иногда так складывается, что они оказываются правильными. Может быть, мне, как я уже сказал, просто везет.

Новая жизнь «Парка Горького»

— В конце 80-х вы создали группу «Парк Горького» и раскрутили ее на весь мир. В 90-м группа развалилась на самом пике популярности, и за 30 лет никто, даже бывшие музыканты группы, не смогли выйти на тот уровень, которого вам тогда удалось достичь. И вдруг в прошлом году вы воскресили этот свой проект с новым составом, и опять он взлетает до небес, покорив всех своим мастерством. Скажите, это тоже случайность?

— Ну, не знаю... Может быть, отчасти да. Вообще, надо понимать, что талант продюсера и исполнителя — это разные вещи. Я часто привожу в пример кинематограф: ведь актеры не могут создать фильм без кинорежиссера. Музыканты старого состава «Парка» хорошие исполнители, но никогда не создавали своих ансамблей. Группу «Москва» создал Тухманов, «Цветы» — я и т. д. Да и после развала «Парка» музыканты не только не создали новую группу, но и не смогли сохранить ту, которую я собрал.

Есть авторские группы, как тот же «Аквариум», «Машина времени» или «ДДТ», которым не нужен продюсер, а такие, как «Цветы» и «Парк Горького», придуманные и созданные продюсером, наверное, без него не могут. Но я ведь не волшебник, мы все зависим от обстоятельств и т. п. Просто я занимаюсь только тем, что действительно понимаю и умею. Поэтому создается впечатление, что у меня все получается. В действительности не все так гладко. Ведь первый состав «Парка», который я собрал преимущественно из музыкантов «Цветов», в 90-м меня предал и убежал в США, украв название и в результате развалив проект.

— Я слышал, что сейчас, когда вы собрали новый состав GP и он с огромным успехом выступил на фестивале «35 лет SNC» 28 августа, бывший гитарист группы Алексей Белов не может с этим смириться и судится с вами. Это так?

— Да... собственно, он и развалил группу, пытаясь продолжить карьеру в США без меня и Коли Носкова, незаконно используя придуманное мной название и логотип. В результате у него ничего не вышло ни там, ни здесь. Наверное, за 30 лет он привык называть себя лидером и основателем «Парка», и теперь ему трудно отвыкнуть. Честно говоря, меня эта тема мало интересует. Помните басню про моську и слона? Вообще, мне в жизни повезло — за столько лет на моем пути встречалось очень немного нечистоплотных людей, но предавали меня очень редко. У меня нет опыта судебных тяжб, но я прекрасно понимаю, что суды не всегда выносят справедливые решения, поэтому всерьез не вникаю в эти передряги. По сути, и для меня, и для нового состава «Парка» эта мелочная судебная суета не имеет значения. Она ни на что принципиально не может повлиять. А кроме того, есть реальная жизнь, и она все расставляет на свои места. Можно было, конечно, и раньше предъявить свои права и давно уже собрать новый состав, показав, кто в реальности создатель и продюсер «Парка», но я давно уже занят совсем другими проектами, и до этого просто руки не доходили.

— Вы создали новый «Парк Горького» буквально за пару месяцев, и уже в августе состоялось первое выступление, запись которого за месяц набрала в интернете около полумиллиона просмотров. Это при том, что группа не попсовая, а играет настоящий рок, да еще и на английском. Более того, «Парк» уже получил предложения на гастроли за рубежом. Вы это тоже везением объясняете?

— А как же еще я могу это все объяснить? Конечно, везение.

   Создатель легендарной группы «Парк Горького», музыкант и продюсер Стас Намин (в центре) и музыканты Иван Гуськов (слева) и Олег Изотов (справа) во время интервью с новым составом группы «Парк Горького». Фото:  РИА Новости/ Алексей Майшев
Создатель легендарной группы «Парк Горького», музыкант и продюсер Стас Намин (в центре) и музыканты Иван Гуськов (слева) и Олег Изотов (справа) во время интервью с новым составом группы «Парк Горького». Фото: РИА Новости/ Алексей Майшев

— Если везет все время, то все-таки, наверное, есть какой-то секрет. Расскажите, в чем он?

— Вы меня так пытаете, что я вынужден признаться — да, есть секрет, но это ведь секрет, поэтому я его не выдам.

Симфоническое мировоззрение

— Вашим первым учителем музыки был Арно Бабаджанян, ваша мама закончила консерваторию и дружила с крупнейшими музыкантами страны. Но как получилось, что вы, увлекаясь рок-н-роллом, вдруг пришли в симфоническую музыку?

— Не совсем «вдруг», если у нас в доме часто были известные музыканты и звучала серьезная музыка. Кстати, и Арно Бабаджанян, помимо песенок, писал великолепную симфоническую музыку. Я начал что-то писать и перекладывать уже существующие темы для оркестра еще в 90-х, а в 2000-х в Московский симфонический оркестр, который я создал в конце 80-х, пришел главным дирижером уникальный музыкант Оган Дурян Нарк, который подвиг меня на более серьезное отношение к симфоническому мировоззрению.

— Ваша сюита «Осень в Петербурге» в исполнении оркестра Юрия Башмета недавно прозвучала в Большом зале консерватории, а в 2023 году будет записана Королевским Филармоническим оркестром Великобритании. Ваша симфония «Центурия S-QUARK» была записана Лондонским Симфоническим оркестром, а премьера в БЗК состоялась в исполнении Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнева. Мало кто из российских симфонистов может похвастаться тем, что их произведения исполняют в России и за рубежом. Это снова везение?

— Ну да, конечно, повезло. И еще больше повезет, если великий дирижер Владимир Федосеев сыграет с БСО мой симфонический концерт в БЗК, как планируется в начале следующего года.

— В своих интервью вы упоминали новый балет «Пороки и Любовь», который вы написали по предложению Михаила Шемякина. Можете рассказать о нем подробнее?

— Несколько лет назад, услышав мою симфонию, Миша Шемякин предложил мне подумать о написании балета на тему его скульптурной композиции «Дети — жертвы пороков взрослых», которая стоит на Болотной площади в Москве. Честно говоря, сначала я не представлял себе, как это можно сделать, тем более что никогда не писал либретто и всерьез балетом не занимался. Но потом подумал, что тема, поднятая Шемякиным в этой скульптурной композиции, очень серьезная, настоящая и реальная. Фактически это борьба добра со злом. И я согласился. Мы много общались на эту тему с Мишей, и в результате я написал либретто, а в течение двух лет появилась и музыка. Сейчас мы с Александром Слизуновым, который помогает мне в аранжировках для большого оркестра, выстраиваем музыкальную драматургию балета. С Сашей мы дружим уже более 50 лет, он музыкант первого состава группы «Цветы», участвовал в наших первых записях: «Звездочка моя ясная» и др., аранжировал «После дождя», «Летний вечер» и многое другое. Сейчас работа уже близится к концу, и я планирую представить балет Большому театру уже в начале 2023 года. Кстати, фрагмент «Конфронтация» из этого балета был исполнен в Петербурге прошлой осенью, когда наш театр был там на гастролях со спектаклем S-Quark. Это современная хореография, поставленная на мою симфонию.

— Вы создали свой театр более 20 лет назад и фактически открыли жанр современного мюзикла в нашей стране, начав с русской версии культового мюзикла «Волосы», которая была признана в США одной из лучших постановок. Поставили оригинальную версию легендарной рок-оперы «Иисус Христос Суперзвезда» на английском языке. Несколько лет назад ваш театр покорил мир своей уникальной реконструкцией авангардной оперы «Победа над Солнцем» Матюшина, Крученых и Малевича. Сейчас что нового в театре?

— Можно еще упомянуть джаз-роковый перформанс «Жилец Вершин» на музыку «АукцЫона», спектакль Михаила Шемякина о его иммиграции в США «Нью-Йорк. 80-е. Мы» и «Космос» по рассказам Шукшина. А из последнего, например, спектакль «Забастовка» о проблемах выживания человечества. Фрагмент из этого спектакля участвовал в юбилейном концерте ООН. Кроме того, современная интерпретация романа Евгения Замятина «Мы». А еще у нас есть целая серия великолепных детских спектаклей, пользующихся огромным спросом у детей и взрослых. На них мы сами с трудом попадаем. В этом году я еще планирую написать мюзикл «Щелкунчик» и выпустить его к Рождеству.

Ди Каприо в роли Горбачева

— Ваши фильмы об Армении, Кубе, Эрнсте Неизвестном завоевали много наград на международных фестивалях. Фильм Free to Rock о том, как рок-музыка повлияла на прекращение холодной войны, был представлен Залом Славы Рок-н-ролла и музеем Грэмми. Его мировая премьера состоялась на американском телеканале PBS. Вы также упоминали в своих интервью многосерийный художественный фильм о Горбачеве и Рейгане, который вы собираетесь снимать в Голливуде. Как продвигается процесс?

— Сейчас уже закончен сценарий, и в этом году мы с моим другом Томом Ньюманом — как главные продюсеры — приступаем к съемкам. У меня есть идея, чтобы молодого Горбачева сыграл Леонардо Ди Каприо. В январе я буду в Нью-Йорке и поговорю с ним. Кроме того, планирую снять документальный фильм о моем деде Анастасе Микояне. Вместе с Андреем Рубановым мы написали о нем книгу, основанную на архивных документах и фактах. И она станет сценарным фундаментом этого фильма.

— Ваши персональные фотовыставки проходили в Большом манеже, Русском музее и в других престижных местах по всему миру. В 2021-м прошла ваша фотовыставка в галерее Классической фотографии, где были представлены разные направления и серии ваших фоторабот. Вы так же активно продолжаете заниматься фотографией, как и раньше?

— Честно говоря, нет. Как-то так получилось, что я очень серьезно увлекся живописью и графикой, и фотография перестала меня так увлекать. Последним большим моим фотопроектом, посвященным феномену рождения человека, была «Магия Венеры», представленная, кстати, на этой выставке Русским музеем.

   Музыкант и композитор, режиссер театра и кино Стас Намин на открытии выставки «Единство контрапункта» в Галерее классической фотографии в Москве. Фото:  РИА Новости/ Антон Денисов
Музыкант и композитор, режиссер театра и кино Стас Намин на открытии выставки «Единство контрапункта» в Галерее классической фотографии в Москве. Фото: РИА Новости/ Антон Денисов

— Помимо всего, вы член творческого союза художников России и Армении, почетный член Российской академии художеств. Ваши персональные выставки живописи прошли в крупнейших музеях страны: в 2016 году — выставка в Академии художеств, а в 2021-м — большая выставка в Музее современного искусства. Сегодня, насколько я знаю, вы представляете свои картины и за рубежом. Как в сегодняшней политической ситуации это происходит?

— Да, неожиданно для самого себя в прошлом году я как художник получил известность на Западе. С мая по октябрь прошли мои выставки в более чем десяти странах Европы. А с января начинаются выставки в разных городах США. Как ни странно, при том, что я представляюсь как художник из России, никакой русофобии или агрессии я не почувствовал. Более того, многие люди в разговорах со мной признаются в своем уважении к России и ее культуре, сожалея о том, что сейчас происходит.