В ноябре 2022 года ООН сообщила, что население Земли превысило 8 млрд человек, а к 2037 году, вероятно, преодолеет отметку в 9 млрд жителей. К этому времени доля горожан тоже станет выше, поэтому правительства разных государств ищут возможности снизить индивидуальный экослед каждого человека.
Уже почти 60 стран документально обозначили желание найти альтернативу автомобилям с ДВС, введя запрет на их продажу. А о намерении запретить въезд в центр города на машине на дизельном топливе официально объявляют не только европейские столицы, но и, например, Мехико.
Самой очевидной заменой машине, работающей на ископаемом топливе, в мире видят общественный и личный электротранспорт. Последнему в медиа уделяют гораздо больше внимания.
Ажиотаж вокруг электромобилей
Год назад, в сентябре 2021 года, электрокар впервые в истории стал лидером продаж по итогам месяца на европейском рынке — Tesla Model 3 разошлась тиражом в 25,6 тыс. экземпляров. Это больше, чем бюджетные бестселлеры Renault Clio и Volkswagen Golf. В структуре продаж новых авто в ЕС электромобили занимают 19%, в Китае — 15%. Таких авто в Поднебесной больше, чем во всех странах Европы вместе взятых. И хотя в этом году доля электромобилей в мире вырастет до 13%, полная замена займет достаточно много времени: по прогнозам BCG, к 2035 году 70% транспортных средств на дорогах все еще будут ездить на бензине или дизеле.
С другой стороны, актуален вопрос, действительно ли нужна эта замена: является ли электрокар наиболее экологичной альтернативой машине с ДВС? Однозначного ответа пока нет. В Аргоннской национальной лаборатории (Чикаго) подсчитали, что в процессе производства электромобиля выделяется на 32% больше СО2, чем при создании обычного. Совокупный экослед выравнивается к 22 тыс. км пробега, когда энергия в стране добывается не из ископаемого топлива, и ближе к 130 тыс. км пробега, если приоритет отдается углю, как в Китае или Польше. Значит, электромобиль экологичнее при больших пробегах. Здесь также стоит оговориться, что существуют разные методологии оценки углеродного следа, а сроки «окупаемости» могут изменяться из-за каждой отдельной детали, ее сырья и источника энергии для производства.
Вместе с тем, личный автомобиль вне зависимости от типа двигателя припаркован 95% времени, значит бесполезно расходует ценное пространство в городе, а в движении занимает большую долю дорожного полотна при пересчете на человека, чем общественный транспорт, велосипед или электросамокат.
Три направления развития
Положительное воздействие на экологическую обстановку в городе у индивидуального электромобиля есть. С ним снижается загазованность и шум, однако не до конца решается проблема воздействия на окружающую среду. Поэтому городские администрации развивают концепцию 15-минутного города, где все находится в шаговой доступности, и стимулируют переход к другим типам транспорта, которые работают на электричестве и могут расширить зону доступности важных точек для горожан.
Развитие велоинфраструктуры для удобного проезда на велосипедах и средствах индивидуальной мобильности тем, кто пользоваться общественным транспортом не готов. Например, за это лето новые велозоны, дорожки, полосы появились на 62 улицах Москвы. Столица по оснащенности велодорожками приближается к мировому лидеру — Амстердаму. Эта инициатива городской администрации повышает уровень комфорта граждан и позволяет эффективно внедрять в городе сервис кикшеринга.
Кикшеринг позволяет максимально эффективно использовать пространство (стоянки занимают маленькую площадь, а сами устройства простаивают минимум времени) и ресурсы, затраченные на производство самоката.
Кикшеринговые сервисы создают дополнительные возможности для людей по мобильному перемещению в пространстве и часто используются в качестве транспорта последней мили, например, чтобы доехать от остановки общественного транспорта до дома. С таким инструментом границы 15-минутного города для каждого пользователя увеличиваются: шеринговые самокаты расширяют пространство в пять раз, делая город более удобным для проживания. Пешком за 15 минут можно пройти в среднем от 800 метров до 1,2 км, а на электросамокате за то же время получится преодолеть расстояние до 6 км.
Новая транспортная система
Несмотря на все плюсы кикшеринга, для него все равно есть ряд объективных барьеров. Электросамокаты больше подходят для преодоления расстояний не превышающих 6-8 км, не могут использоваться людьми с некоторыми ограничениями здоровья, а также при плохих погодных условиях. При этом электросамокаты гармонизируют и дополняют общественный транспорт: разгружают его, дают альтернативу и оптимизируют систему.
Вероятнее всего, в городской системе транспорта будущего центральное место будет занимать связка двух элементов.
В опросе McKinsey почти 70% людей во всем мире утвердительно ответили на вопрос: «Если бы вы могли ездить на работу на велосипеде, мопеде или электросамокате, вы бы это сделали?» Такие средства мобильности заменяют автомобильные поездки и снижают нагрузку на общественный транспорт.
Индивидуальные автомобили в ближайшие 10-15 лет, конечно, не уйдут с рынка полностью, просто в структуре перевозок города будут занимать меньшую долю, а дальнейшие ограничения для хранения и парковки машин приведут к перераспределению парка города в пользу шеринга и такси.
Еще в 2011 году журнал Time включил экономику совместного потребления в число идей, которые повлияют на мир. В 2019 году оборот шеринговой экономики только в России составлял 770 млрд рублей, а в 2020 году, несмотря на пандемический кризис, он превысил 1 млрд рублей.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram