В книге «Уравнение прокрастинации» профессор психологии Пирс Стил пишет, что около 95% опрошенных им людей сетуют на то, что периодически «тянут время» прежде чем заняться делами. Узнали в этом себя? Что ж, возможно, дело в прокрастинации. Если вы планировали в новом году победить привычку откладывать задачи на потом, этот текст точно для вас.
Что такое прокрастинация?
Это «перерыв» между желанием выполнить задачу и её реализацией. Как правило, прокрастинатор всеми силами отодвигает дела на потом, а потом нервничает перед дедлайнами. Может показаться, что такие люди попросту ленятся, однако это не совсем так. Прокрастинаторы не отдыхают, а живут под грузом невыполненных задач, которые раз за разом откладываются на потом.
Видео с конференции TED хорошо иллюстрирует, что происходит в голове прокрастинатора: https://www.ted.com/talks/tim_urban_inside_the_mind_of_a_master_procrastinator?language=ru
Чем опасна прокрастинация?
В худших случаях она может привести к ухудшению психологического здоровья и различным расстройствам. Однако это встречается относительно редко. Да и «трушных» любителей откладывать дела не так много, например, согласно исследованиям только 20% взрослых американцев являются «хроническими» прокрастинаторами. Как правило, прокрастинация — это нормальная реакция психики на непонятные, сложные или неприятные дела.
Но важно не увлекаться и не отключать контроль, иначе можно получить реальные последствия (двойка на экзамене, срыв рабочих проектов и т.д.). А ещё прокрастинация может негативно отразиться на карьере. Так, например, согласно исследованиям, у «хронических прокрастинаторов» зарплаты ниже, а ещё они чаще переживают. Также прокрастинаторы хуже «уживаются» на работе, требующей высокой мотивации и вовлечённости.
Как проявляется прокрастинация?
Чаще всего это:
- откладывание дел;
- откладывание принятия решений.
Расскажем на паре примеров.
- Киберслэкинг, то есть ситуация, когда сотрудник вместо работы листает картинки в Интернете, чатится с друзьями, скроллит соцсети. В общем, уходит от задач в виртуальный мир.
- Выполнение мелких неприоритетных рабочих задач вместо того, чтобы подступиться к большой и сложной (например, работник раскладывает документы по папкам вместо того, чтобы собирать информацию и писать большой годовой отчёт).
- Ещё один вид прокрастинации — когда сотрудник слишком часто делает перерывы или ходит за кофе, полдня сплетничает с коллегами или «втыкает» в заблокированный монитор.
- Другой вариант — человек решил сменить профессию и стать тестировщиком с нуля, открыл пару сайтов, а дальше «забуксовал». Он подумывает пройти айти-курсы или хотя бы посмотреть вакансии и требования к кандидатам, но так ничего и не делает.
- Дом — тоже прекрасное место для прокрастинации, например, когда люди смотрят сериалы вместо уборки или сидят в соцсетях вместо того, чтобы заниматься делами.
В общем, прокрастинация может иметь разные формы, но одинаковый механизм избегания не самых захватывающих дел.
Из-за чего возникает прокрастинация?
Что ж, причин много. Самые популярные:
- непрозрачно сформулированная задача (непонятно, что и как делать);
- нежелание выполнять задачу (например, когда её «скинули» на сотрудника коллеги);
- отсутствие мотивации (может быть вызвано внешними причинами (корпоративная культура) или внутренними);
- неумение оценивать сроки выполнения задачи и планировать время;
- непонятны ожидания руководства по выполнению задачи;
- не хватает компетенций и навыков, чтобы выполнить задачу;
- нет понимания, что даст выполнение задачи (например, нет личной выгоды или вознаграждение обещают в далёком будущем);
- задача неинтересная;
- неумение расставлять приоритеты.
Это соотносится с теми факторами, которые определяют удовлетворённость работой в целом
Что делать, чтобы перестать откладывать дела и решения на потом?
Отличными советами делится популяризатор науки Ася Казанцева: https://www.youtube.com/watch?v=FPYCQpfrQSw&ab_channel=%D0%A0%D0%91%D0%9A%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%8B
От себя добавим ещё несколько лайфхаков:
- Поставьте ограничители экранного времени на смартфонах. Так вы реже будете отвлекаться на соцсети и скроллинг картинок.
- Попробуйте ничего не делать (то есть совсем ничего, просто стоять или сидеть), вскоре вам надоест, и вы сможете приступить к задаче.
- Продумайте худший сценарий (что будет, если вы не справитесь с задачей), придумайте план Б и начинайте работать.
- Оцените задачу: сколько времени потребуется на её выполнение, какие задачи можно временно отодвинуть. Используйте матрицу Эйзенхауэра и не бойтесь просить о помощи.
- Посмотрите на задачу с позитивом: какой опыт и знания вы приобретёте, сможете ли укрепить отношения с коллегами или получить премию (это нужно для поддержания мотивации).
- Составьте список дел, которые вы регулярно откладывайте, запишите их в блокнот и начните выполнять (возможно, что-то можно делегировать).
- Используйте таймер. Разделите день на циклы работы и отдыха. Например, 30 минут вы концентрируетесь на задачах, а 7-10 минут отдыхаете (только не залипайте в телефоне).
- Следите за режимом сна. Недосып больно бьёт по продуктивности и концентрации.
Ещё один совет — учитесь планировать время и проекты. В 2021 году Zulily провели исследование, чтобы узнать, как планирование и прокрастинация влияют на продуктивность и жизнь. Выяснилось, что 52% любителей планировать отметили, что у них есть время для социальной жизни, а 44% — для себя, у прокрастинаторов результаты хуже — 39% и 31% соответственно.
Таким образом, в большинстве случаев реальной опасности прокрастинация не представляет, однако она влияет на ваше самочувствие, эффективность, карьерные и персональные достижения.
А как вы боретесь с прокрастинацией?)