Строительство Беломорканала можно назвать первым глобальным проектом молодой Советской республики, который был реализован и осуществлен десятками тысяч заключенных Гулага. Эта стройка унесла огромное количество человеческих жизней, число которых не известно до сих пор, и является одной из главных трагедий ХХ века.
Протяженность канала составляет более 220 километров, а самое глубокое место — 5 метров. По всей длине построено 19 шлюзов. На возведение этого объекта ушло «каких-то» 20 месяцев. К примеру, Панамский канал длинной 80 километров возводили 28 лет, а строительство Суэцкого канала заняло 10 лет, длиной 160 км.
Беломорканал соединяет Онежское озеро и Белое море. Идея такого канала возникла ещё 300 лет назад у Петра I. В начале XVIII века, по указу императора, среди дремучих северных лесов прорубили шестиметровую просеку, по которой перетаскивали корабли из Белого моря. Кстати, она практически полностью повторяет маршрут сталинского проекта.
Если на строительстве подобных объектов в других странах, смертность рабочих укладывалась в медицинскую норму, то Беломорканал унес жизни многих тысяч заключенных. Официальная статистика на 1931 год указывает, что от различных болезней, непосильного труда и голода умерло 1438 человек. Последующий год унес жизни 2010, а завершающий этап строительства поставил рекорд — 8870 жизней. Однако, по воспоминаниям выживших заключенных, эта цифра гораздо больше.
Специфика стройки состояла в практическом отсутствии бюджетных денег. Материально-техническим снабжением занималось ОГПУ, которое бесконечными эшелонами свозило сюда заключенных со всей страны.
Руководил проектом Лазарь Коган, при поддержке партийных кураторов, одним из которых был не безызвестный Генрих Ягода, о судьбе которого все наслышаны. Эта группа людей имела безграничные права, которые давали право увеличить срок заключенного без суда и следствия за любое нарушение или проступок.
По статистике, в 1931 году на стройке участвовало порядка 100 тысяч человек, большая половина которых (60 тыс.) проживала в бараках. Оставшиеся нашли приют в шалашах и временных постройках. Содержание в условиях холодного и сурового климата, привело к массовым заболеваниям и огромной смертности.
Надо отметить, что специальной техники на строительстве практически не было, однако нормы по выработке превышали средние показатели в стране. Ценой немыслимых человеческих страданий, был достигнут выдающийся результат, который позволил Ягоде уже через 20 месяцев докладывать товарищу Сталину об успешном завершении строительства.
Такие короткие сроки, при выполнении столь амбициозного проекта, позволили представить Беломорканал еще одной победой Советского государства.
Понравилась статья? Тогда обязательно поставь лайк, подпишись на канал и поделись статьей в своих социальных сетях!
Читайте также