Дед Мороз – это самый главный символ Нового года, олицетворяющий этот праздник. Думаю, многие из читателей, как и автор, ждали в детстве Новый год исключительно из-за прихода Деда Мороза. Однако, удивительно то, что такой колоритный русский персонаж появился не так уж и давно. Об этом – в сегодняшней статье.
Существует теория, что Мороз – это древнее языческое божество. Признают её не все историки, потому об этом будет просто упомянуто. Остановиться стоит только на том, что в народе существовал дух по имени Морозко, который замораживал зимой плохих людей. Знаем мы это из русских народных сказок, которые были собраны фольклористами в XIX веке. Собственно, сказка «Мороз Иванович» Владимира Одоевского – первая литературная обработки сказки про «Морозко», которую многие читатели помнят по советскому фильму.
Дед Мороз известен своими подарками детям. Однако в народной сказке речи о подарках на самом деле нет. Если взять ту самую обработку Одоевского, то там Мороз Иванович даёт бриллиантик на память, но только после того, как Рукодельница добросовестно отработала у него домохозяйкой целый день. А вот бескорыстные подарки – это не совсем русская традиция, и пришла она к нам по воле Петра I. Перед Новым 1700 годом, он законодательно закрепил, что в этот день нужно веселиться и дарить подарки. До него такой традиции не было.
Больше сотни лет русские так и жили – дарили друг другу подарки, а в лес ходили осторожно, потому что там живёт Морозко, который может наслать холод и заморозить. Никак эти два факта связаны не были. В XIX веке к нам приходит вторая волна Рождественских традиций, появляются ёлочные украшения, а январские праздники поощряются государством как мероприятия по укреплению семьи. Подарки, как и в Европе, стал дарить на Рождество Николай Чудотворец. Но в это же время начинает зарождаться тот самый Дед Мороз.
Произошло это с лёгкого пера писателей. Это был тот самый Одоевский со своим «Морозом Ивановичем» (хотя, повторюсь, сказка в народе и так была, он лишь обработал её), и Николай Некрасов с поэмой «Мороз, красный нос». Фольклорный образ старика в красной шубе с посохом был создан ими, и другими писателями этой эпохи, которые тяготели к русской культуре. Не стоит забывать и о том, что в период правления Александра II Iу нас на государственном уровне появилась мода на всё русское, а потому Дед Мороз вытеснил Николая Чудотворца к концу XIX столетия, как более самобытный культурный персонаж.
В 1917 году Дед Мороз разделил участь Николая и был отменён. Рождество долгое время отмечалось лишь в домах людей, и никаких официальных мероприятий в эти праздничные дни не было. Перед 1936 годом всё изменилось, и теперь у нас в стране стали праздновать Новый год, а Дедушка Мороз с внучкой Снегурочкой (появившейся только в 1935 году) стали ходить по домам, раздавать подарки детям, а также захаживать на общественные ёлки, где дарили подарки за рассказанные стишки и песенки. В 1980-х Дедушка получил дом в Архангельске, а в конце 1990-х переехал в Великий Устюг, где проживает и поныне. Так этот персонаж дошёл до нашего 2022 года.
С Санта Клаусом всё было чуть проще. Да, это и есть Николай Чудотворец, однако интересно, как у него появился образ. Дело в том, что дарить подарки на Рождество в Европе стали намного раньше, в XII веке. Кстати, из Голландии Пётр I привёз эту традицию к нам, а там этого святого называли Синтаклаас. Почему я сказал именно про Голландию? Дело в том, что в европейских странах суть дарения подарков была одна, а вот форма, по которой это всё происходила, была разной. В той же Германии, например, долгое время подарки дарил Иисус Христос, потому что после Реформации поклонение святым не поощрялось. Однако, нас интересует именно Голландия, и вот почему.
В 1653 году на карте мира появился город Новый Амстердам, который мы знаем под названием Нью-Йорк. Голландцы привезли сюда Сантклааса, который дарил подарки на Рождество. В 1822 году американец Клемент Кларк Мур написал для своих детей поэму про «Санта-Клауса», которая была опубликована в газете и стала очень популярной среди американцев. В 1863 году художник Томас Наст нарисовал иллюстрацию к сказке Мура, где, однако, отошёл от образа. Санта Клаус изначально был толстым старым эльфом, однако Наст увековечил себя в этом образе, и потому его рисунки на Рождество, также ставшие популярными, трансформировали персонажа в толстого дедушку с усами и бородой, каким, собственно и видел самого себя художник. Окончательно образ Санты утвердился в 1931 году, когда компания Coca-Cola наняла художника Хэддона Сандблома, который нарисовал этого персонажа, основываясь на рисунках Томаса Наста.
Кстати, красный полушубок у персонажа появился не из-за колы – дело в том, что изначально он был коричневым, однако в более поздних рисунках Наст просто стал рисовать его всё более красным, и это преображение костюма не несёт никакой смысловой нагрузки, кроме как эстетического видения художника.
Вот так художники, поэты и фольклористы создали двух персонажей, который ассоциируются у всех с Новым годом и Рождеством. Помните, что все нормальные приличные люди должны верить в Деда Мороза, который со дня на день должен принести с собой Новый год и подарки.
Автор: Веденёв Лев