Найти тему
Разве нет?

Готфрид Бульонский и Ричард Львиное Сердце удивляют этим до сих пор.

Если погрузиться в эпоху Средневековья, то станет понятно, что люди там такие же, как и всегда и везде. Как-то не верится, что такие искушенные в политике люди, как Готфрид Бульонский и Ричард Львиное Сердце были идеалистами, ведь судя по тому, в каких интригах они участвовали видно, насколько искушенными политиками они были.

Они оба считаются воплощением рыцарства, но это им не мешало поднимать руку на отца (Ричард Львиное Сердце), переходить на противоположные воюющие между собой стороны (то на сторону императора Священной Римской Империи, то на сторону Папы Римского — Готфрид Бульонский). И вообще преследовать свои личные цели, ради своего полководческого успеха они готовы были пожертвовать даже своим добрым именем, которым они дорожили, не делали его самым важным делом в своей жизни. 

Удивляет то, что они откликнулись на зов католической церкви, даже продали свое имущество (Готфрид Бульонский), рискнули престолом (Ричард Львиное Сердце), чтобы отправиться туда, откуда могли вообще не вернуться живыми и здоровыми. 

Многие этот отклик объясняют их религиозностью. Но разве их можно назвать религиозными людьми, если они позволяли не соглашаться с Папами (в то время это уже считалось большим грехом) и даже воевать с ними (Готфрид Бульонский)? Свои интересы они ставили превыше всего, и это с точки зрения психологии очень логично, но тогда почему же они пошли на материальные жертвы и отправились туда, где их могли ждать смерть, разорение, раны и плен? Как-то не логично получается, в одном они не верили Папам Римским, (что они имеют право судить и наказывать земных владык), а в другом поверили, (что кто отправится отвоевывать Святую Землю, будет оправдан во всех своих грехах). Что это за избирательность? Ведь вера на то и вера, что ты ВСЁ принимаешь как есть, либо нет. Иначе как можно тогда остаться религиозным человеком? Религиозность во время Средневековья как раз и воспринималась как повиновение и послушание Папе. Одно дело беднота, ремесленники, крестьяне и прочий простой народ, он всегда во все времена отличался горячей верой, а другое дело — элита, правители, политики, феодалы, герцоги и короли. Они столько совершили антипапского, антихристианского, что по ним не скажешь, что они были религиозными людьми. Хотя всегда можно сказать, что есть исключения, но разве исключениями были Готфрид Бульонский и Ричард Львиное Сердце? 

Может чувство вины и славы их гнало на Восток? Но разве они похожи на людей, у которых оно было? Виноватые не меняют своих господ, когда им это нужно, не присоединяют новые земли (Готфрид Бульонский), не повышают налоги, не ущемляют права своих баронов, не притесняют своих ближайших родственников, спустя годы после восстаний против своего отца (Ричард Львиное Сердце). А уж славой они оба не были обделены, ещё до похода на Восток. Их задолго до Крестовых походов превозносили за отвагу, благородство, победы и прочее. Что им не хватало? Или им всего было более, чем достаточно, и потому они решили попробовать себя в чем-нибудь новом? 

Во всяком случае, сколько их не анализировать, но к однозначным выводам не придти. Может быть, потому что кажется, что одно другому мешает? Например, вера в Бога и нарушение Его заповедей? Любовь и ненависть? Обман и верность и т.д.? Может и мешает, но всё равно не предотвращает быть человеку очень сложным существом, сотканным из противоречий.