В Царском Селе завершено лазерное сканирование интерьеров павильона «Эрмитаж». Создаётся трёхмерная модель этого «уединённого уголка» российских императоров, которая вроде бы будет доступна всем желающим.
Сообщается, что с помощью портативного лазерного сканера съёмка осуществлена силами некоей московской Автономной некоммерческой организации «Национальный центр поддержки исторического и культурного наследия» с уставным капиталом ноль рублей и непонятными источниками финансирования деятельности. Её директор Сергей Закройщиков утверждает:
«Максимальная скорость сканирования этого аппарата — около миллиона точек в секунду. Сканер позволяет быстро, просто и точно измерять сложные объекты и здания. Сегодня такого полного представления об объекте не может дать ни один другой метод. При этом мы работаем не просто с изображением, а именно с точечной моделью, сохраняющей полное геометрическое соответствие форм и размеров реального объекта».
Таким образом, как сообщает официальный пресс-релиз, создана трёхмерная модель павильона «Эрмитаж» и «пакет панорамных фотографий с высокой степенью детализации». Результат сканирования представляет собой облако точек, которые «можно быстро передвигать, масштабировать и вращать, при этом обеспечивается возможность измерений реальных расстояний, определение геометрических размеров, объёмов и вычисления углов, в том числе между объектами или точками, даже теми, которые находятся не в прямой видимости».
Технология даёт возможность «автоматического или полуавтоматического получения информации и документов в привычном виде — чертежи, сечения, планы, схемы», — сообщает ГМЗ «Царское Село».
«Лазерное сканирование широко используется для реконструкции, восстановления, реставрации памятников архитектуры, потому что даёт высокоточные результаты, которые значительно облегчают работу с любым объектом. При этом метод лазерного сканирования чрезвычайно точный и деликатный, что особенно важно, поскольку мы имеем дело с историческими интерьерами», — говорит главный архитектор музея-заповедника Мария Рядова.
Аккуратно сообщается, что по результатам сканирования (проведённого неизвестно на какие средства) рассматривается возможность создания виртуального путешествия по павильону «Эрмитаж».
Напомним, что это не первое обращение Царскосельского музея-заповедника к созданию виртуальных копий дворцовых интерьеров. Весной 2022-го была представлена VR-версия Янтарной комнаты Екатерининского дворца.
Разработчиком выступила московская компания Stereoforma, которая занималась этим делом в течение года. Отмечалось, что «уникальность проекта заключается в сложности сохранения рисунка янтаря с учётом отражающих свойств камня». Оплатило работу ПАО «Газпром», то есть с источником финансирования всё понятно.
Есть и технические нюансы. VR-копию Янтарной комнаты можно рассмотреть в мельчайших подробностях, максимально приблизив/увеличив изображение любого фрагмента отделки и представленных в зале предметов мебели и декоративно-прикладного искусства только с помощью специального оборудования (шлем и манипуляторы).
Этот вариант позволяет «потрогать руками» и рассмотреть чуть ли не «под микроскопом» детали интерьера, плюс получить информацию по истории Янтарной комнаты, подходах к исполнению и материалах, из которых изготовлены различные её фрагменты. С виртуальным «Эрмитажем» технологически всё проще.
Кстати летом и осенью этого года при поддержке Министерства культуры РФ в составе передвижного проекта «Пётр I. Начало янтарного пути» шлемы виртуальной реальности, оснащённые контентом виртуальной Янтарной комнаты, побывали во многих городах России. Заявлено, что в перспективе планируется сделать VR-версию уникального интерьера Екатерининского дворца в Царском Селе доступной по всему миру, подключать к ней пользователей, находящихся в разных точках планеты, ввести её в единое виртуальное пространство и проводить онлайн-экскурсии.
Для справки:
«Эрмитаж» в Царском Селе первоначально был спроектирован Михаилом Григорьевичем Земцовым (1688-1743) — выдающимся мастером петровского барокко. Но в 1749-м фасады готового здания были переделаны по чертежам Франческо Бартоломео Растрелли (1697-1771). Павильон не перестраивался с тех времён, поэтому более-менее сохранил внешний вид, планировку и частично внутреннюю отделку интерьеров.
Такие парковые строения, название которых с французского переводится как «уединённый уголок» или «хижина отшельника», были очень распространены в регулярных садах XVIII века. В них устраивались рауты в узком кругу и без прислуги (кухни располагались на первом этаже, а обеденный зал — на втором, столы были оборудованы специальными подъёмными механизмами, предназначенными для перемены блюд «по заказу»). Аналогичный павильон (только существенно меньшего размера) имеется в Нижнем парке Петергофа, он сооружён ещё при Петре I.
Павильон в Царском Селе представляет собой сооружение, состоящее из центрального объёма с пристройками, центральный прямоугольный зал связан расходящимися от него галереями с четырьмя квадратными в плане «кабинетами». Здание окружено каналом, который восстановлен в начале 2000-х, и не заполнен водой (как и когда-то, поскольку с этим всегда были проблемы).
Первоначально купол павильона венчала скульптурная группа «Похищение Прозерпины», ещё восемь статуй были установлены на балюстраде, четыре — на кровле «кабинетных» пристроек и 16 между группами колонн на фасадах. Увы, но ни одна из них не сохранилась.
После комплексной реставрации павильон стал доступен для посетителей в летнее время года с 2010-го (впервые после 1941-го). В современной экспозиции использованы и подлинные предметы сервировки стола, и копии (например, Императорский Фарфоровый завод изготовил чашку с блюдцем, сахарницу и чайник по образцу предметов «Собственного чайного сервиза» императрицы Елизаветы Петровны, а стулья изготовлены по образцам середины XVIII века спонсорами музея).
Игорь Теплов
Использованы материалы официального сайта ГМЗ «Царское Село»