Государственная тайна стала предметом защиты еще в 18-м веке. В 1724 году Петр I издал указ “О делах тайности подлежащих”. В 1845 году разглашение секретов империи стало государственным преступлением. Правовые акты, посвященные данной тематике, принимались не слишком часто. Закон о государственной тайне, который действует на сегодняшний день, появился в 1993-м году.
Сведения, составляющие гостайну
Понятие государственной тайны определяется законом как совокупность защищаемых государством сведений, открытое распространение которых нанесет ущерб национальным интересам Российской Федерации.
Законодательные основы заложены Конституцией РФ. По смыслу ст. 4 на территории РФ гражданам доступно получение любых форм информации, кроме тех, что отнесены федеральным законом к категории государственной тайны. Положения статьи развивает Закон «О государственной тайне» от 21.07.1993, устанавливающий основы функционирования правового института.
Некоторые положения о государственной тайне содержатся в нормах Закона «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. Нужно отметить и подзаконные нормативные акты. Президент имеет достаточно полномочий в области регулирования вопросов, касающихся государственной тайны, на основании этого он издает указы. В качестве важных примеров можно указать Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. N 90, который содержит исчерпывающий перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
Что относится
К перечню сведений закон относит информацию из четырех важнейших сфер деятельности государства:
- военная деятельность;
- экономика, наука и техника;
- внешняя политика и экономика;
- разведка, контрразведка и оперативно-розыскная деятельность.
В военной области, не подлежащие разглашению
- Содержание стратегического и тактического военного планирования; функционирование системы управления боевыми операциями; развертывание войск и боеготовность; состояние мобилизационных ресурсов.
- Планы материального обеспечения Вооруженных Сил РФ: строительство; направления развития и модернизации вооружения и техники; научно-исследовательская и конструкторская деятельность в области создания вооружения и техники.
- Система обеспечения армии ядерными боеприпасами, производство их составляющих; данные об оборонных ядерных установках.
- Характеристики применения вооружения и техники, технологии производства ракетного топлива и взрывчатых веществ.
- Дислокация войск, их организационная структура, состояние боевого обеспечения; военно-политическая и оперативная обстановка. Например, запрету подлежит разглашение числа потерь личного состава Вооруженных сил в военное время.
Экономика, наука и техника
В этих областях не подлежат распространению:
- Данные об экономических планах подготовки России к военным действиям; данные о размерах материальных резервов государства. Например, запрещено разглашать экономические показатели, по которым можно сделать вывод о подготовке экономики страны к переводу в режим военного времени.
- Сведения об использовании инфраструктуры страны в оборонных целях. Например, фактическое местонахождение запасов и ценностей государственного материального резерва раскрытию не подлежит.
- Данные о состоянии системы гражданской обороны; информация о мерах по организации безопасности населения. Например, запрещено раскрывать информацию о горных выработках, которые могут использоваться в качестве оборонительных сооружений, а также схемы водоснабжения городов с населением более 300 тысяч человек.
- Информация о состоянии государственного оборонного заказа и о любых поставках вооружения, военной техники. Запрещено раскрывать кооперационные связи предприятий оборонного заказа с иными поставщиками, на основе которых можно сделать вывод о производственных мощностях или характере производимой продукции.
- Достижения науки, проектные работы, имеющие важное значение для экономики или обороны страны.
- Сведения о запасах драгоценных и редкоземельных металлов в Гохране и Центробанке РФ; объемы запасов стратегических полезных ископаемых.
Внешняя политика и экономика
В этой сфере запрещено разглашение данных, которые могут нанести ущерб безопасности страны при их преждевременном раскрытии:
- Сведения, раскрывающие стратегию и тактику внешней политики РФ. Нельзя заранее разглашать, в частности, сведения о заключении международных договоров и соглашений России с другими государствами.
- Данные о финансовых отношениях с внешними странами, денежно-кредитной деятельности. Например, не подлежит раскрытию информация о производстве денежных банкнот и способах их зашиты, а также данные о проектах монет, находящихся в разработке.
Также под запретом распространение информации об объемах экономического сотрудничества России с внешними странами в стратегических областях: поставках вооружения, сырья, медикаментов, оказания помощи в развитии технологий и производства зарубежным сторонам.
Разведывательная, контрразведывательная деятельность и ОРД
В этой сфере засекречиваются данные, способные нанести значительный ущерб безопасности России:
- Методы и средства разведки, контрразведки, оперативно-розыскной деятельности, борьбы с терроризмом, их финансирование. Запрещено, в частности, раскрывать кадровый состав этих органов.
Сведения об обеспечении безопасности лиц и объектов, подлежащих государственной защите; данные граждан, сотрудничающих с органами безопасности.
Данные о системе правительственной связи, шифровании и методах защиты секретной информации.
- Финансирование деятельности, обеспечивающей оборону, безопасность и правовую охрану в России, система подготовки кадров для профильных органов.
- Результаты финансового мониторинга в отношении лиц и организаций, заподозренных в причастности к террористической, экстремистской деятельности и легализации доходов, полученных преступным путем.
- Меры по организации информационной безопасности государства.
Степени секретности
Она имеет три грифа секретности: «особой важности”, “секретно”, “совершенно секретно”.
Грифы соответствуют степени секретности защищаемой информации. Чем больше ущерб, который может причинить раскрытие конкретных сведений, тем выше будет степень секретности. Параметры и характер причиняемого ущерба устанавливаются нормативным актом Правительства РФ.
Иных грифов, кроме перечисленных, для засекречивания сведений использовать не допускается.
Носители информации
Всех носителей государственной тайны можно условно разделить на три группы:
- Лица, имеющие право засекречивать, то есть придавать служебной информации статус государственной тайны.
- Должностные лица органов государственной власти, имеющие допуск к сведениям секретного характера.
- Сотрудники предприятий и организаций, которые в силу исполнения трудовых обязанностей могут получить доступ к секретной информации.
Перечень должностей, дающих право на засекречивание информации, установлен распоряжением Президента РФ от 16.04.2005 года N 151-рп. В него входят практически все руководящие позиции системы государственного управления:
- руководитель Администрации Президента РФ, заместитель Председателя Правительства РФ;
- министры основных ведомств РФ;
- председатель Банка России;
- директора силовых ведомств, корпораций «Роскосмос» и «Росатом»;
- руководители Роспотребнадзора, Росреестра, Росрезерва.
Второй перечень – список должностей, занимая которые лица получают доступ к государственной тайне. Он утвержден распоряжением Президента РФ от 15.01.2010 г. № 24-рп. В него входят:
- председатель Правительства РФ и его заместители, руководитель Администрации Президента;
- Генеральный прокурор РФ;
- федеральные министры;
- председатели Счетной палаты, Центробанка, Центризбиркома, Следственного Комитета, президент Академии наук РФ;
- секретарь Совета Безопасности;
- руководители федеральных служб и агентств;
- высшие должностные лица субъектов РФ;
- руководители организаций, осуществляющих управление в определенной сфере деятельности.
- Уполномоченный по правам человека в РФ.
Третья категория лиц – это сотрудники тех организаций, которые в своей оперативной деятельности используют сведения, отнесенные к государственной тайне. Количество таких учреждений огромно, но не каждый их сотрудник автоматически приобщается к секретной информации.
Например, сотрудник буфета на оборонном предприятии вряд ли получит допуск к защищенным данным. С другой стороны, рядовой мастер на заводе, изготавливающем секретные образцы на основе технологических открытий, с первого дня работы будет связан обязательством хранить государственную тайну.
Обычный гражданин может стать носителем секретных данных, если он заключает трудовой договор с организацией, получившей допуск к секретным сведениям. При этом он должен выполнять обязанности, связаны с использованием засекреченных данных.
Порядок допуска
Допуск лица к государственной тайне означает добровольное принятие на себя обязательства по неразглашению доверенных ему конфиденциальных сведений.
Имеются три формы допуска к секретной информации, они соответствуют грифам секретности. Если у лица есть допуск высшей степени, то это означает, что оно получает автоматически допуск к низшим уровням.
Условия получения
Для этого необходимо соблюсти ряд формальностей:
- дать письменное согласие на проведение проверки, предусмотренной законом;
- согласиться на частичные ограничения личных прав на основании закона;
- ознакомиться с мерами ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне.
Лица с двойным гражданством, не имеющие гражданства, иностранные граждане допускаются к гостайне в порядке, установленном Правительством РФ.
Проверка
Допуск лица к секретным сведениям осуществляется с разрешения органа власти, предприятия или учреждения, в котором работает соискатель. Для заключения трудового договора с гражданином ему по закону положено пройти проверку. Проверка обязательна, если лицо претендует на должность, разрешающую доступ к секретности. Без проверки допуск получают сенаторы и депутаты Госдумы, судьи на период действия своих полномочий, а также адвокаты по делам, касающимся секретных сведений.
Основания для отказа
В результате проведённой проверки лицу может быть отказано в допуске. Основания отказа перечислены в законе:
- признание лица недееспособным;
- наличие у него статуса обвиняемого или подсудимого, а также судимости;
- медицинские противопоказания для работы с секретными данными;
- проживание лица или его близких родственников за границей или оформление вида на жительства в другом государстве;
- признание лица иностранным агентом в официальном порядке;
- уклонение от прохождения проверки и предоставление заведомо ложных сведений в анкете.
Если проверка дала положительные результаты, то лицо получает допуск к защищенным сведениям. Для него наступают последствия, предусмотренные законом: права ограничиваются в установленном объеме, взамен этого он получает дополнительные социальные гарантии и компенсации.
Ограничение прав действует только в период доступа к секретным сведениям. Гражданину запрещены:
- выезд за границу;
- разглашение секретных сведений, использование научных открытий и изобретений, содержащих такие данные;
- неприкосновенность частной жизни при проведении проверки, установленной законом.
В качестве социальных гарантий лицо получает:
- надбавки к зарплате в зависимости от степени секретности сведений;
- преимущественное право на сохранение рабочего места в случае реорганизации штатного расписания.
Дополнительная компенсация положена сотрудникам, работающим в подразделениях органов, осуществляющих защиту государственной тайны: они получают надбавку к зарплате за стаж работы.
Что грозит за раскрытие
Разглашение секретных сведений является правонарушением, влекущим наступление дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности. Вид мер, применяемых к нарушителю, зависит от размера ущерба, причиненного последствиями утечки информации.
Дисциплинарная ответственность предусмотрена нормами Трудового кодекса. Ст.81 ТК предусматривает, что разглашение работником охраняемой законом тайны (в том числе государственной), является основанием для его увольнения по инициативе работодателя.
Гражданско-правовая ответственность предусматривает, что лицо, допустившее разглашение государственной тайны, обязано возместить государству вред, причинённый своими действиями (ст. 15, ст. 1082 ГК РФ).
Административная ответственность предусмотрена рядом статей Кодекса об административных правонарушениях. Ст.13.14 КоАП устанавливает крупный денежный штраф за разглашение секретной информации тем лицом, которое получило доступ к ней при исполнении служебных обязанностей. КоАП предусматривает ответственность и за незаконное получение сведений, относящихся к государственной тайне (ст.13.14.1). За это правонарушение также предусмотрены крупные денежные штрафы. Важным условием применения мер административной ответственности является отсутствие состава уголовного преступления в действиях нарушителя.
Уголовное законодательство налагает самые суровые наказания на лицо, совершившее распространение секретной информации. В Уголовном кодексе имеется глава 29, посвященная преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства. Разглашение государственной тайны выделено в отдельный состав преступления, и само по себе предусматривает наступление уголовной ответственности. Также раскрытие секретных сведений может сопровождать иные преступления: шпионаж, государственную измену, в которых является необходимым условием для признания деяния преступным. Тяжесть преступления определяет строгость наказания. Например, простое раскрытие государственной тайны карается лишением свободы до четырех лет, шпионаж и измена – до двадцати.
Опасна ли доверительная беседа?
Лицо, получившее доступ к секретным сведениям, дает расписку на предмет их неразглашения и ознакомления с возможными последствиями. В этом случае раскрытие секретной информации в любой ее части будет считаться действием, совершенным либо с прямым умыслом, либо по халатности. Умышленное раскрытие государственной тайны наказывается в соответствии со ст.283 УК. К объективной стороне преступного деяния закон относит в том числе и устное разглашение секретной информации в доверительном личном разговоре.
Наказание за совершенное нарушение определяется тяжестью наступивших последствий. За последствия средней тяжести и тяжкие придется отвечать по Уголовному кодексу. Если в деянии нет состава уголовного преступления, но есть факт нарушения режима секретности сведений, наказание назначается в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
Каковы размеры наказания? Ст.283 предусматривает, что умышленное разглашение гостайны влечет за собой лишение свободы на срок до четырех лет. Если оно повлекло по неосторожности наступление тяжких последствий, тогда срок будет больше – до семи лет. Наказания в административном порядке будут выражены в форме крупных денежных штрафов.
Передача данных в другую страну
Умышленная передача сведений, отнесенных к государственной тайне, иностранному государству квалифицируется Уголовным кодексом в качестве государственной измены или шпионажа. Две уголовные статьи различаются субъектом преступления. Государственную измену может совершить только гражданин РФ, шпионаж – только иностранный гражданин или лицо без гражданства. Оба преступления предусматривают значительные сроки лишения свободы – до двадцати лет с возможностью наложения дополнительного денежного штрафа в размере до 500 тысяч рублей.
Защита от утечек
Меры, принимаемые государством для защиты своих секретов, можно разделить на общие и специальные. В качестве общих мер нужно рассматривать весь процесс:
- засекречивание, то есть придание сведениям статуса государственной тайны;
- организация особого допуска к этим данным;
- проверка благонадежности лиц, работающих с секретными данными, а также ограничение их возможности раскрыть информацию;
- установление ответственности за разглашение секретных сведений.
Эти меры опосредованно защищают государственные секреты от утечки. В целях прямой защиты секретных данных государство:
- Формирует специальные органы по защите секретной информации. На данный момент функции органов по защите гостайны выполняют Минобороны, Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки и ряд других.
- Разрабатывает и внедряет мероприятия по сертификации средств защиты данных.
- Осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственной тайны, выражающийся во внеплановом проведении выездных проверок соблюдения режима секретности на предприятиях.
Одновременно с этим действует система мер по защите физических носителей, на которых тем или иным образом зафиксированы данные. Для этого применяются технические и программные средства, криптография. Шифрование используется во многих случаях:
- для защиты электронных носителей информации;
- для установки паролей безопасности на компьютеры и электронную аппаратуру;
- для защиты сведений, передаваемых по различным каналам связи.
Сохранность физических носителей информации обеспечивается также самым простым способом – установлением режима секретности на объектах и ограничением доступа сотрудников к тем местам, где содержатся носители секретных данных.
Юридический экперт в правовых вопросах. Подпишитесь на наш телеграм канал