Окончание
Мать с бабушкой очень переживали за Ивана. Думали, что его или сглазили или приворожили. Девушки всегда на него заглядывались, еще до армии по нему вздыхали. А уж на стройке той огромной кого только не было и сделать все что угодно могли.
Но бабушка грешила больше на Любу. Обиделась, не простила она Ивана. А ведь винился он перед ней. Но гордая! Уехала и все нити оборвала. От людей слышали, что замуж выходила, дочку родила, но к родителям не приезжает.
Мать этот вариант отвергала. Любу знали с детства, не могла она так поступить, да и вряд ли умела. Сколько таких случаев: дружит молодежь, а потом разбегаются. Не даром говорится, что любят одних, а женятся совсем на других…Иван у них красив да статен, а взял в жены Ольгу-посмотреть не на что. Глазки свои распахнет и вся красота. Если бы слушал родителей их Иван... Как бы все было теперь иначе. Жил бы в селе, а если б даже не жил, то хоть бы в гости приезжал. Так нет, не едет в родной родительский дом. Раз в год родители к ним отправляются-внуков посмотреть да с сыном встретиться.
С Ольгой они живут вместе, но каждый сам по себе. Она так никакого образования и не получила. Работала то в школе техничкой, то в магазине фасовщицей. Чтобы только с домом рядом. Шить она научилась, обшивала соседок-все лишняя копейка в дом. У нее зарплата небольшая, а Иван все деньги в семью не отдавал, только на питание. А остальными распоряжался по своему усмотрению. Это родители не одобряли. У них так заведено не было. Все доходы в тумбочку складывали, а тратили по обоюдному решению. Мать работала мало-дома работы хватало, да в селе какая для женщин работа? Только в колхозе на ферме да в поле.
Она на фронт девчонкой попала, только школу закончила- и война началась. Фронтовые университеты ей достались. Мечтала врачом быть. Но в госпиталях такого насмотрелась горя людского, что оставила эту мысль навсегда. В конце войны была телефонисткой на коммутаторе. А в селе на почте люди с юности до пенсии работали, мест не было. Работа в тепле, в светле на селе всегда ценилась. За такую работу народ держался двумя руками. Она одно время на току мешки штопала, получала немного, но зато дома этим занималась. Привезут ей кучу мешков, она их перестирает да заштопает, латки поставит. Мешков- кипы целые, сидит -спину гнет. Но она никогда не роптала. Зарплатой мужа обходились. Жили за счет хозяйства, а деньги копили на поездки в Набережные Челны.
Как туда приезжали, мать одевала фартук и приступала к уборке. Ольга не перечила. Да и как не соглашаться, если все криком кричало-уборки просило да мытья. Некудышняя Ольга хозяйка оказалась. В городе живут совсем иначе чем в селе. Как деньги приходят так тем же следом и уходят. Но Ивана матери было жаль. Часто думала она, что нашел бы какую женщину себе самостоятельную, да ушел к ней от Ольги. Так нет же. Жизни нет, а он никуда не идет. Так и живут безрадостно.
В последний приезд возил родителей показывать дачу. На заводе за хорошую работу участки выделяли, и он получил. И взялся там строить дом да огород сажать. Сельское воспитание давало о себе знать, тянуло Ивана к земле. Ольга там не бывала, дети тоже не ехали. Со всеми делами на даче Иван справлялся. У матери сердце зашлось, как узнала, что и закрутки на зиму сам делает. Виданное ли в селе дело? Говорили ему , да что толку, жил по своему, никого не слушал .С инженерным дипломом работал простым наладчиком. Тоже его это устраивало. В село не ездил, выходные на даче проводил да на Волге в рабочем профилактории. Дети подрастали, но Ивана они сторонились, все с матерью больше общались.
От соседей отец, как-то сидя у подъезда на скамейке, узнал, что Иван выпивает, а нетрезвый бывает суров и с женой и с детьми. Решили родители, что поколачивает он Ольгу. Да ей и надо поддавать, хозяйка она -никакущая. А вот с детьми ладить надо. От детей не откажешься-твоя кровиночка. Дальше разговоров дело не шло. Все оставалось без изменений от одного приезда до следующего.
Долго родители Ивана в гости звали, а приехал-пожалели о приглашении. Выпивал, на родителей голос повышал, все было за его отпуск. А в конце вдруг загулял. Встретил соседку, слово за слово. Сказала она ему, что уже три года одна живет. С мужем нажилась, думала больше в сторону мужчин и смотреть не будет, а его встретила и пропала. Иван тоже ответил взаимностью. Засобирался остаться у нее. Лето они прожили с Ниной, так подругу его звали. Родители не вмешивались, смотрели со стороны на его жизнь. Иван вроде ожил немного, хозяйственными делами во дворе занимался. В селе без мужчины дом быстро ветшает, а он по плотницкой части мастер оказался отличный. Нина не нарадуется, кормит его каждый день то пирожками, то булочками.
Вечерами гулять ходят вместе. На работе отпуск без содержания взял, так сказал родителям. Время такое было, что люди стали никому не нужны, ни в городе, ни в селе. Заплату не платили по полгода, в городе можно и ноги протянуть. В селе все иначе. Жить бы Ивану здесь и дальше, но наступила осень и тоскливо ему стало. В домике места мало, бытовые удобства на улице. А Ольга там вдруг встрепенулась, давай ему названивать да домой звать. И поехал Иван домой. Обманул Нинины мечты.
Привычка у него была-за двор выйдет и о родителях ни за что не подумает, как будто их не существует вовсе. Ни письма, ни звонка. А ведь родители немолоды были. Бабушка болеть стала, потом и вовсе слегла. Все Ивана звала да ожидала. Не приехал. На похороны только денег выслал. А что деньги? У бабушки, как у каждой деревенской старушки, все приготовлено заранее, нужды ни в чем не было.
Внуки выросли, стали сами к старикам приезжать. Мать расспрашивала о жизни их семьи, но ребята переглядывались и отвечали, что все у них хорошо. Сами так решили или мать научила, но не жаловались на отца.
А он жил как волк-одиночка. Работал хорошо, но друзей на работе у него не было. Был он постоянно чем-то недоволен. То премию маленькую дали, то расценки срезали, то профком с путевкой обошел. Всем он был недоволен. Как сам от этого не уставал. На даче порядок был, а дома в одной из комнат врезал замок и попросил никого из семейных к нему не лезть. Так и жили. Квартира одна, но как чужие. Ольге вряд ли это нравилось, но она Ивана не задевала-себе дороже.
Одна у них была общая тема-дети. Иван многое из жизни детей пропустил, пока они подрастали. Понял это и стал общения искать. А они к нему как к чужому относились. Побаивались, вспоминали, когда были трудные времена приносил Иван продукты и готовил себе ужин, а они голодные в комнате сидели, отец никогда их к столу не приглашал и не интересовался, ели ли они сегодня. Осталась обида у них на отца за это.
Сына стал Иван на машине ездить учить, дочке деньги на наряды давать. Только ближе они от этого не тали. А он считал, что нашел с детьми общий язык.
Сын школу закончил и пошел в охрану работать. Его бывший тренер спортшколы пригласил .Вскоре выяснилось, что охрана только прикрытием была, они там разбоем да вымогательством занимались. Много неприятных минут родителям пришлось пережить, да собрался сын и в Питер уехал, а вскоре всю его компанию задержали,судили, да сроки немалые дали.
Иван не знал многого из жизни сына, да оно и к лучшему. А то как бы выдержал бы он такую информацию еще неизвестно. Дочь после окончания школы металась с одной работы на другую. Красива выросла, да несамостоятельна. Замуж вышла. Да ненадолго. Сына родила и развелись.
Сына мамке подкинула - свою жизнь устраивать хотела. Не то женихи попадались никчемные, не то сама такой была. Нарожала троих детей от разных мужей, работы нормальной найти не могла, все время в деньгах нуждалась, сколько отец не давал-все мало было. А еще внуков жене надо было помогать поднимать, все трое внуков с Ольгой жили.
С сыном часто перезванивались. Питер у Ивана всегда ассоциировался с Любой. Думать о ней не переставал. Адреса не знал, спросить не у кого было. Просил сына разыскать одноклассницу. Из горсправки дали ответ, что выехала в Украину. А это теперь другое государство, ниточка поисков и оборвалась. Выпивать Иван крепко начал. Однажды скорая прямо с работы забрала-острый панкреатит. Не выдержала поджелудочная его возлияний. Лежа в больничной палате многое Иван передумал и дал себе обещание: бросить пить и Любу найти.
Первое оказалось решаемо несложно. Не стал выпивать и не тянуло. Любу искать понятия не имел где. Осуществить задуманное он спешил как одержимый. Написал сестре Вере, попросил помощи. Вера жила с семьей в Воронеже, много лет не общались и вдруг от Ивана письмо. Вера сразу же ответила. Написала, что живет Люба много лет в Воронеже, они изредка встречаются. Знает она ее и адрес и телефон, которые в письме и сообщила. Звонить Иван не стал, решил ехать.
Через два дня был он в гостях у сестры. Рады его приезду были родные, весь вечер проговорили. Вспоминали детство и молодость. Те времена, когда вместе были. И о Любе зашел разговор. Была она замужем недолго, разошлись. Любе дочь осталась от того брака, да уехала она из Питера. Жила в Харькове, в 90-х на родину вернулась. В селе бывала нечасто, когда мать одна осталась забрала ее к себе.Теперь живут вдвоем.Дочь взрослая,у нее своя жизнь.
Собрался Иван на другой день и к Любе поехал. Дверь ему она открыла. Перед ним стояла ухоженная красивая женщина, смотрела на него удивленно. Конечно узнала, но радости не выразила. Все так давно было, вспоминать не о чем. А Ивану хотелось общения.Хотелось душу перед ней вывернуть, прощения просить за прошлое.
Долго сидели они разговаривая. Только понимал Иван, что они с Любой как люди с разных планет. Каждый прожил свою жизнь,было в ней всего много, но не было там их друг у друга. Нечего было им вспомнить.Люба давно привыкла к свободной жизни, о замужестве не помышляла.Он ее представлял все той же молодой девочкой, а была она дамой. Рядом с ней Иван почувствовал себя неуютно. Давно не стрижен, рубашка много раз стиранная. Сразу видно,что нет рядом женщины заботливой.
Люба так и сказала, что ищет он пристанище своей неприкаянной душе, да только поздно спохватился. Костер прогорел, а пепел ворошить-только пыль поднимать. До встречи теплилась в душе Ивана надежда, что встретит Любу, будут они вместе. Понял теперь что давно он ее потерял, а жил с иллюзией будущего благополучия. Только живут не будущим, а настоящим. А оно у него состояло из обид и одиночества. Нечего было вспомнить из прошлого. Был он всегда по жизни один и старость так будет встречать. Нет у него родных душой людей рядом, как это не горько сознавать. Пришло время расплаты. И расплачивается он своим одиночеством за ошибки молодости