Найти тему
Mayak222

Презентация ЭТэРО (2018г.)

Творческая встреча: «Презентация «ЭТэРО»

Оглянитесь вокруг – вы увидите очень неоднозначную картину. Мир, где неравенство, агрессия, конфликты и войны, обман и лицемерие сосуществуют с милосердием, добротой, величайшими творениями и безграничным гением людей. Мир слез, отчаяния, безысходности и страха, но в то же время мир любви, восторга, открытий и комфорта.
Конечно, с самого начала нашей истории у нас было немало проблем разного рода, но природа одарила нас уникальной способностью, с помощью которой мы решаем проблемы и отчасти очень преуспели в этом. Развитие наших технологий от каменного топора до космических ракет и компьютеров изменило нашу реальность так, что нашим далеким предкам современный мир показался бы наполненным магией и чудесами. Наши возможности и достижения действительно фантастичны по сравнению с теми, что были еще несколько веков назад, но несмотря на это мы можем видеть, что проблем у современного человека меньше не стало. Многие древние и острые социальные проблемы так и не решены, а надежды на то, что научно-технический прогресс осчастливит человека, не оправдались. Да, конечно, мир сильно изменился, но по ощущению большинства людей лучше не стал.
Более того, прогресс и рост наших возможностей увеличивают разрыв между возможностями и адекватностью их использования, что в совокупности с огромной и растущей численностью населения приводит к запредельной нагрузке на планетарную экосистему, и к тому, что огромная часть наших научно-технических достижений оборачивается против нас самих, порождая новые проблемы. Такое положение вещей не может не вызывать тревогу и неудивительно, что миллионы людей ожидают от будущего апокалиптической развязки.
Закономерно возникает вопрос: «Если уже сейчас наши достижения и возможности таковы, что мы могли бы выстроить совершенно иную социореальность – светлый полдень человечества. То самое космическое будущее, описанное советскими фантастами о котором мы мечтали в детстве и о котором сегодняшние дети даже не мечтают. Жить так, как никогда прежде во всей полноте счастливого бытия…
Так почему же наш мир такой, каким мы видим его сегодня? Что с нами не так? Что нам мешает?
Это вовсе не риторический вопрос. Изначально я был уверен, что на него существует настоящий, конкретный ответ. Ведь все, что происходит в нашем мире, имеет свои причины, которые вполне возможно установить и понять природу происходящего с нами. И первое, что мы можем увидеть – это то, что большинство наших острых и неподъемных проблем так или иначе связаны с нашей социальной реальностью, 2 которая выстраивается нашими решениями, нашим поведением, образом мысли и картиной мира. Очевидно, что корень наших проблем в нас самих.
На протяжении последних тысячелетий ответ на этот вопрос был в верованиях. Библейские религии (авраамические: иудаизм, христианство, ислам) говорят нам, что беда случилась очень давно, когда человек жил в раю. Первый человек – Адам со своей женой Евой совершили ошибку. Они вкусили плод запретного дерева, в результате чего природа человека - и вместе с ней вся Вселенная - испортилась, стала неправильной. Адам и Ева были изгнаны из рая. С тех пор результат этой ошибки – первородный грех - наследуется людьми из поколения в поколение, а люди стали склонны поступать плохо, неправильно.
Допустим, что религиозная версия отражает своим языком некую реальность, но в ней нет конкретного ответа – что именно стало не так, чтобы это можно было бы исправить (если это возможно, конечно). Более того, религия утверждает, что сам человек ничего исправить не может.
Тогда, может быть, имеет смысл обратиться к науке? Естествознание может объяснить огромное количество явлений окружающего мира. Опыт науки передаваем, воспроизводим, и нет нужды доказывать эффективность научного метода познания – достаточно оглянуться вокруг – вещи, созданные наукой, работают, мы пользуемся ими каждый день. Это отличная идея еще потому, что процесс познания не стоит на месте. Целый спектр научных дисциплин, которые могли бы пролить свет на интересующий нас вопрос, такие как антропология, биология, генетика и др., за последние десятилетия совершили впечатляющий рывок в своих сферах.
Погружение в океан естествознания показало, что философская экстраполяция частей научной картины мира не только помогает установить причину актуальных социальных проблем, но и позволяет лучше понять суть и значение связанных с вопросом элементов нашей социореальности, открывая новую, целостную научнофилософскую картину мира. Эволюционная теория развития общества (ЭТэРО), открывает возможный эффективный путь позитивного преобразования нашего социального бытия.

***
Согласно ЭТэРО, наше социальное поведение и социореальность как результат этого поведения обусловлены двумя вещами: нашей биологической природой и нашей картиной мира.
Наша природа имеет мощные эволюционные корни и содержит в себе серьезное противоречие. В научном мире наличие биологической эволюции и её механизмов – давно установленный и экспериментально подтвержденный факт. Антропология говорит нам, что 6-7 млн. лет назад от общего предка, высшего примата отделились две эволюционные ветки. Одна ветка ведет к человеку, другая к нынешним шимпанзе. Это дает возможность изучая и наблюдая за шимпанзе, проводя с ними эксперименты лучше понять эволюционную и биологическую обусловленность наших поступков, поведения в целом, нашего социального устройства и организации.
Сегодня для биологов и антропологов не секрет то, что большинство как позитивных, так и негативных аспектов поведения человека, присуще нашим ближайшим биологическим родственникам – шимпанзе. Так, например, они усыновляют осиротевших детенышей, но, с другой стороны, именно шимпанзе ведут настоящие войны с себе подобными, с другими кланами, не брезгуя при этом каннибализмом. Они обладают зачатками культуры, абстрактного мышления, обучаемы языку глухонемых и в целом способности взрослой особи могут соответствовать развитию трехлетнего ребенка человека. Наука говорит, что принципиальной разницы в физиологии и психике между человеком и другими высшими приматами (животными) практически нет. Разница носит скорее количественный, но не качественный характер. Даже наша социальная иерархическая структура воспроизводит то, что мы видим в животном мире.
Наши индивидуальные склонности, черты характера, поведение и принятие решений в огромной мере определяются нашими генами, индивидуальной структурой головного мозга, нашей биологической природой. Абсолютное большинство людей пребывают в заблуждении по поводу движущих сил своих решений и поступков, считая их продуктом своего разума, но правда в том, что большая часть того, что мы делаем или даже думаем – это выбор нашего тела, прямо или косвенно.
При том, что мы обладаем такой способностью, как интеллект и тем, что мы обобщенно называем разум, мы получаем мощное противоречие в своей природе, которое проявляется в том, что разумное существо, обладая соответствующими возможностями, не может применять их, руководствуясь побуждениями животной природы, жить по законам животного мира. Конечно, технически это возможно и на данном этапе развития люди в большей мере так и живут, но в этом случае вид становится нежизнеспособным на длительном временном промежутке. Другими словами, сейчас угроза вымирания для нас вполне реальна и чем больше наши возможности, тем большей опасности мы подвергаемся. В качестве наглядного примера последствий можно привести эксперимент с крысами «Зона удовольствий».
Существование этого противоречия - вещь для нас, конечно, очень неприятная, но хуже всего то, что оно неосознанно, и пока это так, мы не имеем возможности с этим что-либо сделать.
Другая сторона противоречия природы человека также связана с существованием «в одном флаконе» разума и животного тела, но имеет ярко выраженный психологический характер.
Мы, как и все биологические существа смертны. Для животного мира это – норма вещей, неотъемлемый механизм изменения и приспособления вида. Но для человека смерть – явление, заранее осознанное. Она с самого начала нашей истории была огромной проблемой и источником страдания. Объем этой темы требует отдельного повествования, но, если бы мы подробно рассмотрели её (чего мы сейчас делать не будем), то пришли бы к выводу, что наше сознание интуитивно воспринимает смерть именно как небытие, и в то же время органически неспособно принять эту идею. Вероятно, что причина этого в неотделимости сознания от бытия, в том, что это одно целое – подобно тому как пространство и время существуют в виде единого объекта, пространственно-временного континуума. Пусть это довольно сложно и непривычно для понимания, но в целом все выглядит так, будто разум (его наличие) предполагает бессмертие. Бесчисленные творения материальной и нематериальной культуры с древнейших времен свидетельствуют о том, что во все времена, независимо от расовой, национальной, социальной и прочей принадлежности, у людей была общая мечта-цель-стремление, один настоящий общий интерес: сколь угодно долгая жизнь без страдания, чистая радость бытия.
Противоречивость нашей природы в общем и целом создает впечатление того, что эволюция человека еще далека от логического завершения. Все выглядит как некий эксперимент природы по созданию чего-то иного, и мы должны измениться, чтобы выжить и продолжить существование.
Возникает новый вопрос: «Если наша эволюция не завершена, то в чем суть эволюционного процесса, происходящего с нами прямо сейчас и каков вероятный итог этой эволюции?»
Биологическая эволюция - процесс очень длительный по отношению к человеческой жизни. Для млекопитающих с временем жизни и метаболизмом человека заметные изменения приобретаются в течение нескольких десятков тысяч лет и с момента появления Homo Sapiens мы почти не изменились. Таким образом, эволюцию нашего тела рассматривать не имеет смысла. Но в человеке есть то, что, являясь его неотъемлемой частью, меняется гораздо быстрее – буквально в течение одной человеческой жизни. То, что буквально создает того самого «Человека с большой буквы», отделяя нас от животного мира. Речь идет о картине мира.
***
Картина мира – это вторая фундаментальная составляющая, формирующая наше поведение.
Интуитивно мы представляем её себе, как общее и частное индивидуальное представление о мире. Для абсолютного большинства людей слова мировоззрение и картина мира – практически одно и тоже. Однако на самом деле это совсем не так и большинство людей просто не знают какое колоссальное значение картина мира имеет для человека.
В мире науки картину мира представляют, как некую сложную целостность, которая включает в себя не только мировоззрение, но и мировосприятие, и мироощущение. Наиболее упрощенно ее можно представить, как рабочую модель реальности в сознании, которая также является фильтром восприятия. Свое взаимодействие с окружающей реальностью наше сознание осуществляет, опираясь на картину мира. Это то, что является неотъемлемым и необходимым атрибутом разумного существа, ведь интеллект – это всего лишь инструмент, который без модели реальности оказывается в состоянии паралича. Наше поведение в огромной мере зависит от нашей картины мира. Именно она может быть своего рода противовесом побуждениям животной природы, что для нас с учетом противоречивости нашей природы может быть ключом к решению наших проблем, к будущему. Более того, если речь идет об эволюции человека, то биологическая эволюция за счет скорости протекания процесса (заметное изменение за десятки тысяч лет) уходит на второй план. То, что меняется в нас несоизмеримо быстрее и что является нашим неотъемлемым атрибутом – это как раз картина мира. Эволюция картины мира – это то, что мы можем воочию проследить с древнейших времен до наших дней, и то, что этот процесс происходит, не должно вызывать у нас сомнений. Эволюция картины мира – это процесс развития модели реальности, происходящий внутри самого человека, процесс нового, третьего типа (первая – физическая, вторая – биологическая эволюция).
Мы можем проследить две эволюционные формы картины мира, которые кардинально отличаются по методу построения. Изначально человек обладал религиозной картиной мира, которую строил методом присвоения аналогий. Для того, чтобы объяснить явления и механизмы реальности, которые человек не мог непосредственно изучить и постичь, до которых не мог дотянуться, человек использовал представления понятных ему явлений, аналогия которых ему казалась наиболее подходящей. С течением времени, по мере накопления знаний и опыта, религиозные представления усложнились и усовершенствовались посредством религиозной философии.
Примерно три века назад произошел грандиозный качественный эволюционный скачок в эволюции картины мира. Появился научный метод познания реальности, который дал начало развитию научной картины мира. Суть этого метода состоит в сборе и анализе данных, формировании модели (теории), а затем экспериментальной проверки этой теории. В результате человек получил возможность строить полностью достоверную модель реальности со 100% прогнозом. Наши знания и наши возможности фантастически расширились и наука, казалось бы, бесспорно доказала свою эффективность и эволюционное превосходство, но тут мы сталкиваемся с очень странным феноменом. С самого начала наука опровергала и изменяла многие 6 религиозные представления, объясняла причины и механизмы бесчисленного количества явлений природы, вступив так или иначе в конфликт с религией. Логично было бы предположить, что научная картина мира постепенно вытеснит религиозную, ведь у сознания может быть только одна рабочая модель реальности, но этого не произошло. Вместо этого мы видим мир, где оба типа картин мира сосуществуют одновременно, что можно расценивать как кризис в развитии картины мира, ведь до конца рабочей при этом не может быть ни одна из них. Что это значит и почему происходит, а также какова связь современных социальных проблем с кризисом картины мира можно понять, рассмотрев религию и ее картину мира в контексте существования противоречия в природе человека.
Анализ содержания религиозных вероучений (в первую очередь речь идет об авраамических религиях) говорит о том, что люди интуитивно давно осознавали противоречивость своей природы и понимали, что не могут жить как попало или подобно животным. Обществу нужен был мощный регулятор в виде Закона Бога и конечно очень важно было решить психологическую проблему противоречия посредством веры в жизнь после смерти. Религия выполняла очень важную «пожарную функцию» компенсатора противоречивости нашей природы. Далее мы видим, что проявление, становление и развитие науки и её картины мира, возникновение кризиса по времени более-менее совпадает с появлением и развитием капиталистической общественно-экономической формацией. Вероятно - это не просто совпадение. Так или иначе утрата религией «пожарной функции», кризис картины мира в условиях капитализма привел к формированию того, что сейчас принято называть «общество потребителя». Наука оказалась неспособной компенсировать то, что делала религия, но некорректно было бы ее в этом упрекать.
Дело в том, что у нашего сознания существуют негласные требования к картине мира – модель реальности должна быть полной, желательно без «белых пятен» и быть достоверной. Причина кризиса картины мира как раз в том, что ни одна эволюционная форма картины мира полностью не соответствует этим требованиям. Религиозная картина мира более полная, но не достоверная. Научная картина мира достоверная, но не полная, хотя она и не может быть полной – ведь наука шаг за шагом отвоевывает территорию у неизвестности. Часто мы можем наблюдать поистине детскую реакцию на факт неполноты научной картины мира – реальную обиду и разочарование в духе: «Эти ученые ничего не знают».
Из вышесказанного следует, что примерно последние три века мы живем в эпоху, когда негативные последствия противоречивости природы человека усугубляются кризисом картины мира в эпоху нарастающего потакания страстям животной природы, что возможно стало глубинной причиной провала коммунистических экспериментов и «живучести» капитализма.
Тем не менее, именно наука, ее достижения позволяют нам надеяться на то, что мы сможем решить проблему противоречия и целый комплекс сопряженных с ним других проблем и возникающих угроз. Философия научной картины мира может открыть нам новые заманчивые горизонты развития.
***
В двух словах основные вехи этого пути можно описать следующим образом.
Прежде всего обществу жизненно важно осознать существование противоречия в природе человека, то, что оно – источник социальных проблем на протяжении всей нашей истории. Сейчас мы пока ещё не можем напрямую избавиться от давления животной природы: отключение телесного диктата - вопрос будущего, но сам факт осознания его существования делает возможным сопротивление и противодействие (по принципу: предупрежден – вооружен).
Также важно осознать суть кризиса картины мира и его последствия. Переосмыслить роль и значение религии и приготовить её почетное место на музейной полке истории.
Следующий момент – это осознание того, что у нас всех есть один общий интерес и уже сейчас перспектива значительного продления жизни благодаря прогрессу науки становится реальностью. Нет сомнений, что человек не остановится на продлении жизни, что рано или поздно бессмертие будет достигнуто. Смерть, кроме того, что «на виду», вместе с человеком постоянно уничтожает индивидуальный накопленный опыт, который порой бесценен, и в конце концов тормозит наше развитие.
Продление жизни на два-три века уже фантастически изменит мир, что избавит нас от целого ряда проблем и создаст новые вопросы. Но главное то, что рано или поздно человек научится возвращать тех, кого, казалось, бы навсегда поглотило небытие. Конечно, это будет уже совсем другая реальность, с другими ценностями и укладом. Мир вечности, который сейчас просто невозможно себе представить, но который оживляет наш общий интерес и позволяет надеяться на иную, несоизмеримо лучшую жизнь тем, кто живет сегодня, и кто рано или поздно умрет.
***
Давайте все же напоследок попытаемся заглянуть в это мир будущего, «мир за сингулярностью», попытаемся предугадать некоторые его очертания.
Итак, человек будущего будет иметь возможности, которые в нашем представлении присуще скорее богам или ангелам. Возраст потеряет значение, они будут или вечно молодые, или будет трудно определить их возраст по внешнему виду. С внешним видом особенно интересно – ведь определенного пола у них не будет. Люди будущего смогут изменять пол произвольно по желанию, либо вообще отказаться от какой-либо половой принадлежности. Им не нужны будут внешние приборы связи и коммуникации. Они как одно целое будут знать, чувствовать друг друга. Они как клетки единого организма – каждый на своем месте, в нирване мерцающего калейдоскопа Вселенной. Наслаждающиеся бесконечностью её мест, форм и эпох. Открывающие новые горизонты познания реальности, получающие новые вопросы и потрясающие ответы.
Многие вещи современного мира потеряют смысл и значение – такие, например, как социальный статус, материальный достаток, национальные и государственные интересы. Войны и конфликты между людьми, а также конкуренция и многое другое прекратят свое существование. Вероятно, появятся новые проблемы, но совершенно иного порядка, которые нам будет так же сложно понять как понять неандертальцу перебои связи с интернетом.
Да, чуть не забыл – в этом мире возможно не будет или почти не будет детей. Поскольку биологический возраст перестанет иметь значение и будет скорее произвольной величиной, люди смогут быть друг другу и взрослым и ребенком одновременно, либо смогут стать полноценным ребенком пройдя регрессию и обнулив свои жизненные впечатления. Но это вовсе не беда. То, что мы так ценим в детях, что воспринимаем как божественный свет чистоты и непосредственности, бескорыстной любви – все это будет присуще человеку будущего как его естественные черты. Большинство согласится, что любовь – это самое комфортное и вдохновляющее состояние для человека. Люди будущего обретут это состояние как стабильное и доминирующее.
Мир любви и радости бытия, который тысячелетиями обещала религия, в который люди могли только верить, теперь выглядит как закономерный итог эволюции картины мира. То, что может стать реальностью благодаря нашему выбору и то, что дает нам повод уже сейчас задуматься – что мы сделали, чтобы приблизить эту реальность и насколько наше сознание соответствует ей.
Так уж сложилось, что хотим мы этого или нет, но ответственность за то, каким будет наше будущее, лежит буквально на каждом из нас потому, что мы с самого начала были одним организмом, элементы которого связаны миллиардами незримых связей и выбор любого из нас может иметь решающее значение.