На ноябрьские праздники в 1978 году впервые выпало 4 дня выходных. Весь народ Советского Союза ринулся на вокзалы, чтобы навестить своих родных и близких, попутешествовать по стране и т. д. Вот и меня, инженера-технолога, работавшего в «почтовом ящике», знакомые туристы пригласили в поход «в звании» рулевого по плоту. Сплавляться должны были по р. Кубань. Для такого путешествия нужно было взять ещё 3 дня отпуска за свой счет и билет на поезд. Но вот беда — директор завода отказал мне в этом удовольствии, боясь за моё здоровье.
Наступил последний рабочий день перед праздниками. На заводе, в цеху, где проходила сдача заказа военным, царил ажиотаж. И тут ко мне подходит какой-то тип и говорит: «Давайте быстрее упаковывайте приборы, а то машина под погрузку уже во дворе завода стоит».
«Быстрее так быстрее», — сказал я, и пожаловался, что мои друзья сейчас едут на Кавказ, сплавляться по р. Кубань.
И тут он спрашивает: «Тебе 10 минут хватит на сборы?»
«А что», — отвечаю. — «У меня даже рюкзак ещё не разобран».
«Я тебя сейчас сажаю в свой самолет, и через 2 часа ты догонишь своих друзей в Ростове-на-Дону. Интересная идея? Доставка бесплатная. Заезжаем к тебе домой?»
И я, не задумываясь о последствиях, согласился. Уже через час мы были в Быково, в грузовом секторе аэропорта, где стояли самолеты авиазаводов. На борт меня провел сам Начальник снабжения завода. Внутри были все заводские военные грузы, охранял их солдат, вооруженный револьвером.
Через 2 часа, сразу после приземления, я ринулся на такси на вокзал (поездка стоила 1 рубль). Каково же было моё разочарование, когда я узнал, что нужный поезд ушёл на юг час назад! Что теперь делать?
Нашел в междугородний телефон и стал звонить другу знакомого, который пригласил меня в этот поход. Хотел узнать, на какую речку отправились туристы, и до какой станции надо ехать на поезде, чтобы догнать их? «Они пошли на р. Кубань, больше ничего не знаю», — ответил он.
Вернувшись на вокзал, ринулся к кассам. О, ужас! Что там творилось. Давка в кассах, крики, ругань … На карте СССР у дежурного по вокзалу посмотрел, где же находится эта река Кубань, и как до неё добраться. Оказалось, что ближайшие к ней города — Черкесск и Невинномысск.
С этой новостью я вышел на перрон и увидел, что к нему подают пустой состав на посадку. Спросив у пассажиров, не проходит ли данный поезд мимо Невинномысска, и получив утвердительный ответ, я принял решение ехать на нём.
Оказалось, что вместо плацкартного вагона почему-то дали купейный, да ещё еле освещенный. «Красота!» — подумал я, садясь в первое попавшееся купе.
Когда поезд тронулся, проводница стала проверять билеты и отмечать в блокноте, где, кого и на какой станции разбудить. И тут до меня дошло, что я вчера был в ДНД (Добровольная народная дружина), до сих пор в костюме, и что у меня есть красная книжица-удостоверение. Я показал ей этот документ и сказал, что еду до г. Невинномысск. Этого оказалось достаточно.
В купе нас набралось человек 8. На своем надувном матрасе я расположился на багажной полке, с рюкзаком и пенопластовым ковриком-спасжилетом-сиденьем.
Утром меня разбудила проводница, и в коридоре я увидел людей с горными лыжами и рюкзаками. Кто-то был даже с альпинистскими веревками. «Туда ли я еду», — подумал. За окном-то ни снега, ни гор…
Как только поезд остановился, я кинулся на автовокзал. Там дремали какие-то байдарочники из Саратова, тоже шли на Кубань. Руководителем у них была девушка.
Билетов на их автобус в кассах уже не было. Что делать? Опять помогла армейская смекалка. После проверки билетов у всех пассажиров, контролер вышла из автобуса и ушла в автовокзал. И водитель спросил меня: «Тебе куда?» А я и сам не знал, куда мне, поскольку мои саратовцы уже сидели в автобусе.
Я посмотрел на название конечной остановки автобуса — Теберда. «Мне туда», — говорю. «Садись сзади», — и я сел в конце автобуса со своим рюкзаком и пенопластовым ковриком.
Ехать пришлось долго. Когда проезжали через плотину водохранилища, то увидели лозунг. На плотине большими буквами красовалось: «Течёт вода Кубань-реки куда велят большевики». Через 30 лет, когда я проезжал здесь по дороге из Кисловодска в Архыз, лозунга уже не увидел. Времена не те уже были. А тогда!..
Вторая остановка была уже в г. Кропоткин. Мои саратовцы сошли, я потихоньку с ними. Водитель убежал в автовокзал делать отметку, а мне пришлось помогать перетаскивать вещи своим туристам. Тут и автобус уехал (см. фото ниже).
На вокзале прямо под машинами бродили куры и гуси. Это было что-то! Взяв билеты за 50 коп. на вечерний автобус, мы все отправились на экскурсию по городу. Увидели памятник царице Тамаре и свадебный картеж, объезжающий этот памятник 3 раза по традиции, красивые фонари на улочке города, зашли в магазин, посидели на лавочке. Я благоразумно купил бутылку вина «Южная ночь» за место в палатке и гостеприимство туристов.
Еще засветло мы со своими билетами стали брать штурмом автобус. Рюкзаки, байдарки… Как сели — не помню, но вещи были у нас на головах, плечах.
Поехали, стемнело. Внезапно водитель останавливает автобус: «Туристы, выходите! Тут все выходят и идут к берегу реки, вон она, шумит». И мы пошли, в кромешной темноте. Кое-как собрали сушняк, разожгли костер, поставили на камнях палатки, приготовили ужин. Я проставился. Выпили за праздник, поход, гостеприимство и т.д. Кто-то сказал, что слышал песни и видел костер на другом берегу реки. Решили, что это мои москвичи.
II день
Утром я впервые увидел облепиховые деревья с ягодами. И флаг на палатке, и реку Кубань, которая громко журчала всю ночь. Мы, уставшие, крепко спали и не слышали. Перед завтраком я сбегал по подвесному мосту в соседний лагерь, и в перовой же палатке узнал, что они москвичи. «Скажите Отвечалову Вите, что его догнал Виктор Донцов, и он с саратовцами на другом берегу», — сказал я спавшим в палатке и ушел.
Через 2 часа, когда мы с саратовцами завтракали, услышали крик Виктора с другого берега реки. Я поблагодарил саратовцев и, собрав свои вещи, пошёл в новый лагерь к друзьям-москвичам.
При входе в лагерь я увидел остов плота, надувные камеры и туристов. Один из них пошёл и отобрал у меня надувной матрас, другой — пенопластовый коврик. Оказалось, что они забыли тёплые вещи в Москве и ночью продрогли. Днём-то в горах тепло (см. фото), а ночи бывают очень холодными. Я свалился для них с неба. С того момента у меня появилась кличка – пришелец.
Принялись за работу. Туристы были в основном из МАИ. К вечеру плот был собран, катамараны также, пошли в поселок за спиртным. Я опять проставился.
Пели песни у костра вечером, и тут кто-то заметил, что одна девушка, Марина, очень грустит. Так я впервые столкнулся с телепатией.
Вечером я увидел на другом берегу огни фонарей. Решив, что там кого-то ищут, спокойно лег спать.
III день
На следующий день мы распили бутылку шампанского, сфотографировались всей группой и двинулись вниз по реке. У всех каски, спасжилеты, под штанами и штормовками гидрокостюмы.
Первыми пошли катамараны. У моего друга был самый совершенный по тем временам с именем «Катапрыг» на борту. Он показывал его в передаче «Клуб кинопутешественников» самому ведущему Юрию Сенкевичу (см. фото).
В русле реки и верховьях было много камней весом по 20-40 тонн. Очевидно, они гасили весной сильное течение реки. Стукнешься о такой камушек — и мало не покажется, а внизу они еще и острые. Мои байдарочники из Саратова, как я позже узнал, очень здорово порезались, пришлось несколько раз зашиваться и клеиться.
Прошли километра 2 или 3, остановились передохнуть, т.к. позади был хороший слив (см. фото), фотографировали друг друга с автомоста. Вдруг подъехал автобус, водитель спросил, откуда мы. Узнав, что из Москвы, поинтересовался: «Есть ли среди вас такая-то. Велено доставить в поселковый совет, звонить будут из района». Марина (та самая, что грустила накануне) и её парень сели в автобус и уехали.
Руководитель понял, что дело серьёзное, и нужно искать на берегу стоянку под лагерь, К тому же, погода стала портиться, начался дождь. Мы опять спустились на 2-3 км и нашли пологое место на берегу, немного ниже лагеря школьников. Они как раз спускались с отрога гор к реке группой 20-30 человек. Разговорились с руководителем, обменялись адресами.
Стали готовиться к ночлегу. Девчата уже слёзы стали лить, все поняли, что беда у Марины. Вспомнили, какая она была грустная вчера, а я к тому сопоставил огни фонарей на берегу вчера. Ведь это они нас искали.
К вечеру Марина вернулась в лагерь, и мы проводили её в аэропорт. Её друга я на следующий лень встретил в Кропоткине.
Погода испортилась окончательно. Крепко выпили водки, и я уснул на ровном месте.
IV день
А наутро, — о боже! — красота. Кругом снег сантиметров в 10 толщиной, а я в пиджаке и свитере. Больше ничего. Ха-ха.
«Ребята», — говорю. — «Я прогульщик. Извините, что покидаю Вас. Оставляю Вам все теплые вещи и пенопластовый коврик-спасжилет-сиденье. Я должен ехать в Москву».
Попрощался, на попутке добрался до Кропоткина, а потом и до Невинномысска. Там сел на поезд до Москвы. Прогулял 3 рабочих дня, и в объяснительной на имя директора написал, что был в горах Кавказа, перевал занесло снегом, поэтому не смог вовремя попасть на работу. В итоге поставили 3 дня за свой счёт.
Эта история с необычным путешествием за 1,5 рубля из Москвы до Эльбруса — только первая часть моего приключения. Оказывается, в том походе я познакомился с будущим детоубийцей, про которого снял фильм «Заслуженный мучитель» Леонид Каневский.
II часть (сухопутная)
После каждого похода туристы собираются на традиционный «гусятник». Обмениваются фотографиями, слайдами. Мне тоже досталось, слайда 3 или 4, и то не особо удачных. Ребята вернули мне тёплые вещи.
Через 2 месяца пришло письмо из Невинномысска от патриотического клуба «Через горы и долины», сокращенно – «Чергид». Оказывается, это его членов-школьников мы встретили на реке. Возглавлял его уже 25 лет заслуженный учитель Анатолий Сливко, освобожденный работник крупнейшего химкомбината в городе. Его воспитанники приводили своих детей в клуб, и они совершали походы в горы Кавказа. Сливко устанавливал памятники погибшим в годы войны, за что он и получил свое звание.
Завязалась переписка. Сливко привозил детей в Москву, устраивал встречи с ветеранами войны. Я помогал ему с покупкой фото- и видеопринадлежностей. В одном из походов я познакомился с сынками космонавтов и узнал почтовый адрес (т.е. № в части) Звёздного городка. Сливко написал туда о своем клубе, оттуда пришло прошение в горисполком с просьбой выделить клубу площадь побольше (в тот момент клуб ютился в одной комнате). Благодаря этому клубу выделили 3-х комнатную квартиру на 1 этаже.
В 1985 г. я женился, о чем сообщил Сливко в письме с очередной посылкой химикатов для фотографии. Получил поздравительную телеграмму, и после этого связь оборвалась.
И только год спустя я совершенно случайно в метро увидел в руках у пассажира развернутую газету «Советский спорт» со странным заголовком: «Страшная тайна «Чергида». Оказалось, что у руководителя поехала крыша и он убивал детей. После ареста и прекратилась наша переписка.
Текст: Виктор Панфёрович Донцов
Редактор: Ольга Тишенкова
Вёрстка, цветокоррекция: Евгений Донцов
Сканирование фотографий: Творческая лаборатория СРЕДА
Фотографии из личного архива автора