Найти тему
historical.facts

Авиньонское пленение пап и Великий западный раскол.

Оглавление

В предыдущей статье мы обсуждали продолжение конфликта между светской монархией и римской католической церковью. Если позиции первой стали укрепляться (не без участия национального чувства сопротивления папству, веяния которого уже давно будоражило умы местного населения), то вторая, при всех отчаянных попытках расширения своей суверенности, верховенства и даже гегемонии над королями, напротив начала сдавать позиции, подвергаться всё большей критике и вызывать сомнения. Французскому монарху Филиппу IV Красивому удалось “поставить на место” папу Бонифация VIII весьма резонансным и результативным образом, причём настолько, что успех свой он сумел ещё и должным образом закрепить.
Так, следующим после Бонифация VIII папой римским был избран
Климент V (в миру Бертран де Го), который, с учётом горького опыта своего предшественника, не преисполнился желанием конфликтовать с французским королём, более того, он предпочёл сотрудничество с ним, Филипп IV даже присутствовал на церемонии его избрания. Не будет ошибкой сказать даже то, что новоиспечённый папа был никем иным как ставленником французского монарха. Этот фактор обусловил следующее в высшей степени интересное событие, о котором пойдёт речь ниже.

Папа римский Климент V (Бертран де Го)
Папа римский Климент V (Бертран де Го)

Итак, на дворе 1309 год. Климент V, не без влияния Филиппа IV, переносит папскую резиденцию с традиционного Рима в город Авиньон, который так то принадлежал королю Неаполя, но находился на французской территории. Здесь же, что вполне закономерно, начало наблюдаться засилье французских кардиналов. Дошло до того, что немцы с англичанами уж поверили в то, что папы отныне инструмент исключительно французских властителей, что придало им большей уверенности в осуществлении мероприятий по ликвидации автономии церкви на собственных землях. При этом монархи и члены их коллегий не упустили возможности в лишний раз подчеркнуть, что необходимости в одобрении данных решений со стороны папы у них больше нет, а королевская власть даруется одним только Богом.

Город Авиньон в наше время
Город Авиньон в наше время

Авиньонское пленение пап (имеено так принято именовать данный период) продлилось с 1309 по 1377 гг., и тут может возникнуть вопрос, а чем, собственно, занимались папы в Авиньоне, как они жили, изменилось ли что-нибудь? А наличие изменений тут кроется даже в самой формулировке, вдумайтесь - глава римской католической церкви переселяется к французам, и окружение его составляют преимущественно французские же кардиналы - не чувствуете никакого подвоха? Разумеется, тут не может не идти речи об определённых, во-первых, изменениях и об определённой, во-вторых, соответствующей реакции некоторой части населения на эти самые изменения.

Поговорим о первом: папство, благополучно лишившееся возможности воевать с королями и навязывать им своё превосходство в чём бы то ни было, теперь оказалось даже в зависимости от светского государя, причём зависимости экономического характера, ведь отныне без одобрения государя папский двор мог не расчитывать на финансовые поступления. Зависимость образовалась и политическая - когда-то неподвластный папа римский, который буквально мог заставить униженно извиняться перед собой императора Священной Римской империи, теперь стал придатком в руках французского короля. О чём тут вообще говорить, если 7 из 8 авиньонских пап были французами. Однако здесь очень важно не преувеличить степень ослабления святого престола, который да, пускай и несколько утратил в весе политического значения и самостоятельности, но оттого не стал менее деятельным: папы римские всё ещё вмешивались во все актуальные на тот момент конфликты, ратовали за возобновление движения крестоносцев, вели активную миссионерскую деятельность, значительно повысили образовательный уровень в своей среде, и кто-то даже небезосновательно считает, что именно в этот период произошло значительное усовершенствование функционирования курии с точки зрения организации, т.к. многие вещи пришли в порядок и приобрели вполне конкретные специализированные предназначения, неперемешивающиеся друг с другом - тут казначейство, тут канцелярия, здесь судебные палаты, а там служба, ведавшая раздачей милостыни, и т.д.

Терминологический справочник

Папская курия - совокупность учреждений при папском престоле, выполняющих основные административные и судебные функции, посредством которых осуществляется управление католической церковью.

Однако имели место и минусы, и здесь мы плавно переходим ко второму аспекту - реакции людей. И здесь не лишним будет подчеркнуть, что именно людей, обычных рядовых верующих людей, а не монархов, ибо если антагонизм папства с последними ещё как-то более-менее сошёл на нет, то недовольство и даже враждебность первых не лишилось актуальности и набирало обороты. Народ негодовал по поводу напыщенной и совершенно беспардонной роскоши лидера католической церкви, который пребывал в огромном дворце, обслуживался вышколенным персоналом, а содержался за счёт нескончаемых податей и всяческого “обдиралова” - абсолютно неправомерного и необоснованного. Папская курия, которая и до этого ни в чём себе не отказывала в плане получения материальных благ, стала только дорожать и принуждать население к внесению ещё более космических сумм на своё содержание, что уже было для многих неприемлемо, а теперь прибавьте ещё сюда больно зачастившую и распространившуюся продажу индульгенций и церковных должностей, и приобретёте максимально полное понимание чувств верующих людей того времени, которые наблюдали поистине кощунственное противоречие поведения главенствующего духовенства с апостольскими идеалами. И что самое удвительно ужасное во всей этой ситуации - сам папа римский и его окружение не видели в этом проблемы, более того, они были убеждены, что насыщенные всяким богатством аббатства были неотъемлемым фактором прославления церкви и определяли её лицо.

Папская курия
Папская курия

Но по мере того, как увеличивались богатства и земные блага официального духовенства, прямо пропорционально с этим нарастала и народная критика, и есть основание утверждать о развитии этой критики в более осознанные и продуманные формы, а почву для возникновения этого основания во многом обусловил никто иной как англичанин Джон Уиклиф.
Это весьма знаковая и достойная освещения личность, который открыто выступил против папской церкви и постулировал смелые идеи и мысли, изобличавших традиционное католичество и заложивших фундамент для будущей Реформации. По сути это первый человек, которому удалось грамотно оформить копившиеся годами претензии, и к тому же подкрепить свои громкие тезисы не просто голыми абстрактными рассуждениями о морали, но и прямыми цитатами из Писания, которые чётко демонстрировали, что ни у самого Иисуса, ни у его сподвижников и им сочувствующих не было никакого богатства и они не стремились к материальным ценностям, а следовательно этого не должны делать и нынешние церковники. Более того, Уиклиф считал, что они вообще не должны обладать правами собственности, а её наличие свидетельствует лишь о греховной склонности. Как следствие вышесказанного - английский проповодник защищал и обосновывал право монарха на изъятие церковных владений и имуществ, также он утверждал, что монарх является непосредственным наместником Бога и что, в связи с этим, именно он, а не духовенство, обладает всей полнотой власти, и соответственно духовенство обязано беспрекословно подчиняться королю - никак не наоборот. Нетрудно догадаться, что подобного рода заявлениями проповедник заслужил благосклонность со стороны королевского двора, представители которого и так были податливы к мероприятиям по секуляризации, а тут они ещё и в кои-то веки получили их толковое теоретическое обоснование. Дальше - больше, Джон Уиклиф начинает критиковать и отрицать культ святых, евхаристию, симонию и продажу индульгенций, активно агитирует за перевод Библии с латыни на разные языки, пишет множество богословских трудов, в которых раскрывает и дополняет свою позицию по обсуждаемым им религиозным вопросам, и т.д.

Терминологический справочник

Секуляризация - освобождение и следующее за ним чёткое разграничение светской жизнедеятельности от религиозных институтов, отделение церкви от государства.

Резюмируя абзац выше и подводя информацию с него к продолжению повествования - папский режим привёл к народным волнениям и подвергся критике, и критика эта сумела выработать острые очертания, достаточные для того, чтобы пронзить его авторитет и поставить в повествку дня вопрос о реформе церкви. Это, а также многочисленные проблемы и междоусобицы в Италии и экономический упадок Рима, требующие вмешательства папы и желательно его непосредственного там присутствия, сюда же ослабление Франции в ходе Столетней войны, и некоторые другие сопутствующие обстоятельства поманили папу римского покинуть Авиньон и вернуться обратно в Рим, что и было реализовано в 1377 году, но к распутыванию мотка противоречий и трудностей не привело, а привело к ещё более громоздкой драме, получившей название Великого западного раскола (она же папская схизма).

Джон Уиклиф (1320-1384 гг.)
Джон Уиклиф (1320-1384 гг.)

Что произошло? А произошло избрание нового главы святого престола, только в этот раз на его родной, исконной, долгое время считавшейся незыблемой территории - в Риме. Люди наконец-то получили подлинно римского папу (Урбана VI, в миру Бартоломео Приньяно), однако нюанс - папа этот был подданым неаполитанского короля, который был сыном французского государя Иоанна Доброго. Податливые на всякий “инфоповод” языки тут же начали пошёптывать о продолжении авиньоского пленения, которое, дескать, закончилось лишь формально - да, папа вернулся на свою территорию, но влияние французов, видимо, никуда не денется. Но новоизбранный папа быстро разрушил их мнительные предположения - французских кардиналов он мигом поставил на место, пополнил свою коллегию итальянскими епископами, а вдобивку ещё и заявил о том, что папской церкви следует пересмотреть своё прежнее обращение с деньгами, распределять и тратить доходы более рациональным и, что ещё более важно, - благонравным образом. Нужно ли говорить, что несчастные французы оказались, мягко говоря, обескуражены. Они не могли смириться с таким развитием событий, поспешив дезавуировать избрание Урбана VI и оформив себе своего собственного папу. И в дальнейшем на некоторый период времени закрепилась практика избрания двух пап - один был в Риме, второй в Авиньоне, а в 1409 г. в Пизе к ним прибавился ещё и третий, избрание которого должно было низложить соперничавших двух других, на деле же данное “низложение” мало кто признал, но при этом свою долю поддержки даже этот папа всё же имел. Очевидно, во всём этом противоборстве участвовали и светские власти, дёргающие за ниточки различными способами в рамках реализации своих интересов. На стороне авиньонского папы выступали Франция, Шотландия, Арагон и Милан, римскому же покровительстволи английские короли, немецкие императоры, Фландрия и Неаполь.

Великая западная схизма
Великая западная схизма

Беспорядок подобного характера был вопиющим в своей недопустимости. Сложившееся двоецарствие (даже троецарствие) папства попросту дискредитировало саму концепцию единого западного христианского мира, которая так закрепилась и так доминировала в умах и настроениях людей на протяжении целых столетий, объединяя и вдохновляя все их мысли и поступки в рамках одной возвышенной духовной догмы. Но её устои начали подвергаться краху, дальнейшие поползновения которой стоило немедленно устранить. Так, в конце 1414 года был созван Констанцский собор, который функционировал 4 года и добился избрания нового и отныне единственного папы римского, которого признал весь католический мир. Таким образом, собор справился со своей основополагающей задачей - прекратить папскую схизму.
Но предпринял ли он что-нибудь ещё? А как насчёт разгуливающейся ереси, сторонники которой требовали и других реформ и рассчитывали на более принципиальные преобразования церкви, были ли удовлетворены их запросы, а если нет, то как с ними обошлись, и через какие ещё метаморфозы и жертвы прошла беспощадная вражда на почве христианских убеждений в Европе, и как это повлияло на духовный климат современников тех событий в целом? Эту тему мы постараемся раскрыть в следующей статье.

Рекомендую ознакомиться с предыдущими материалами:

Конец Средневековья - как это происходило и причём здесь церковь?

Папа Римский против Императора - кто побеждал в инвеститурной борьбе?

Культурное развитие католической церкви в Средневековье, её взаимодействие с инакомыслящими и возникновение великого парадокса.

Папа Римский против Короля Франции - первое поражение католической церкви.