Найти тему
Цельные люди

Почему Лукашин становится другим с Надей и что нового можно увидеть в фильме, если снять с глаз пелену?

Кадр из фильма "Ирония судьбы или с легким паром!"
Кадр из фильма "Ирония судьбы или с легким паром!"

Какой бы фантастической на первый взгляд не казалась история, разворачивающаяся в фильме «Ирония судьбы или с легким паром», она является закономерной и психологически достоверной. Эта душевная картина, создающая прекрасное новогоднее настроение, с 1975 года радует и умиротворяет людей.

Чем же так привлекателен этот фильм? В нем нет укоризны. В нем каждый персонаж как бы остается положительным, потому что создается иллюзия, что это не люди совершают поступки, а обстоятельства вынуждают их это делать. А человек, считающий, что обстоятельства снимают ответственность, перестает создавать свою жизнь, он становится заложником судьбы.

Разве не выглядят привлекательными Надя и Женечка Лукашин, когда они влюбляются друг в друга и возносят свою любовь на пьедестал, борясь за нее и идя на жертвы? Разве не выглядит эта ситуация как некий промысел сверхъестественных сил, которому бесполезно сопротивляться? Да, это так и выглядит и в этом весь фокус.

Ну, разве могло быть иначе? Ну, это же судьба? Этими словами можно оправдать поступки главных героев в канве этого фильма, и именно в этой самой установке скрыт зыбкий момент этой картины. А заключается она в том, что человеческие поступки зависят от обстоятельств. Эта статья, как разбор на этот фильм, будет доказывать обратное. Что сам человек зачастую моделирует события, даже такие невероятные.

Если имеется готовность впитать новое, то важно снять с глаз пелену и смотреть на происходящее ясным видением.

Женя Лукашин, этот добродушный положительный человек с мягким характером, под воздействием обстоятельств совершает в фильме предательство по отношению к своему партнеру. Аналогичный поступок совершает и учительница Надя, которая считает самым важным в своей профессиональной деятельности научить детей «думать».

Эти персонажи не являются ни хорошими, ни плохими, они нейтральны, так как они вкушают жизнь и учатся на ошибках. Они просто не знают, где и как они сами себе ставили подножки и почему являются проводниками зла. А подножку они себе поставили на этапе, когда достигнув взрослых лет, они приняли для себя решение оставаться детьми и с этой позиции выстраивать отношения со своими партнерами. Ипполит для Нади больше напоминает отца, а Галя для Жени выглядит строгой мамочкой. В картине тысяча мелочей, где это наглядно продемонстрировано.

Если человек застрял в детской позиции, то закономерным будет то, что он, будучи свободным от отношених, пригласит в свою жизнь человека с родительской позицией. Именно такого человека привлек Женя, ведь Галя как госпожа, на каждом шагу принимает все решения, не позволяя ему проявиться как мужчине. Подсознательно Женя это чувствует и сопротивляется этому, потому что в таком союзе он в лучшем случае обречен на большие жизненные сложности, в худшем на деградацию. Умом он понимает, что надо жениться, подкрепляет это действиями, а на уровне эмоций и чувств идет полное непринятие Гали как жены. Однако, Женя не отдаёт себе в этом отчета и следовательно не может завершить эти отношения. Поэтому это делает за него его бессознательное, заворачивая судьбу в хитросплетения.

Этот механизм работает очень просто. Бессознательная часть посылает импульс в мозг, мозг принимает мысль, человек принимает решение, думая, что это его мысль и что это он так решил. Лукашин, таким образом, решает идти в баню, искушая себя выпить лишнего, а потом дело техники, ноги сами ведут его куда надо, в данном случае по проторенному алгоритму в Ленинград. Принцип работы бессознательной части хорошо показан в фильме «Операция Ы», где студенты на ходу учат материал, а их тело, с отключенными от процесса мозгами, само все делает как надо и наилучшим образом, даже с собакой договорилось.

Может сложиться впечатление, что бессознательное очень мудро и, подчинившись ему, можно выводить себя на любые горизонты. На самом деле, очень много людей в себе уже это прочувствовали, а кто-то и вовсе получил этот осколок знания в качестве тайного ключа к успеху, но здесь есть одно больше «НО». Около такого человека как по волшебству будут рушится судьбы других людей и на ярком примере этой картины мы это видим. Бессознательное без разума заводит в еще больший тупик, так как само по себе оно является элементом животного царства, а не частью разумной составляющей. Поэтому оно должно быть подчинено непосредственно разуму, которое следует подчинить совести. В этом случае человек может способствовать сотворению своей жизни и не будет включаться в судьбу.

Таким образом, судьба вывела Женю на Надю. Что здесь мы видим? Встретились два ребенка, которые сбежали из дома и решили насолить родителям. Они в этом взаимодействии на равных и раскрываются по-новому. Лукашин будто становится увереннее и смелее, а Надя из послушной девочки стала открывать в себе новые доминирующие качества. Но все это лишь временные их роли, ведь они еще в отношениях и только их наложение друг на друга как сумма новых и старых отношений дает этот эффект. Сам по себе их союз неустойчив, он будто временно парит в воздухе, подобно мыльному пузырю. И пока, Ипполит и Галя негодуют и терзаются, он не лопнет. А они будут страдать, так как и у них в данном случае есть слабина. Вместо того, чтобы взрослеть, они предпочитают находиться в доминирующей позиции по отношению к партнерам, взращивая в них детей.

Если бы Галя была взрослой, а не подавляющей и подчиняющей, то она бы видела Женю таким же взрослым, и верила бы, что он приедет к ней первым же рейсом, а видя в нем ребенка, она сама же и запустила в Жене новый контур, в котором он стал развиваться. Все тоже самое, касательно Ипполита. Ипполитом также завладели эмоции, что говорит о его незрелости. Своим поведением, он лишь подталкивал Надю к другому, и отворачивал от себя. Ну и она, шла на это особо не сопротивляясь и не думая, потому что она как дитя.

На самом деле, в этом фильме все друг друга стоят и вогнали они себя в эту психологическую бойню не просто так. Конечно, это пока всего лишь теория, которая уже имеет много подтверждений, как в реальных человеческих судьбах, так и в шедеврах мировой культуры. Быть взрослым это прежде всего искусство общения на равных, которое давно утрачено людьми и требует развития.