Найти тему
Николай Стародымов

Путь Виткевича в Афганистан лежал через Тифлис. Здесь его инструктировал генерал Григорий Розен; никто не знал, что дни его службы сочтены

Иллюстрация из интернета
Иллюстрация из интернета

Я не знаю на Земле ещё одного места, где на столь небольшой площади сосредоточилось бы народов больше, чем на Кавказе. Не людей – есть территории куда более густонаселённые, а именно народностей. Данный феномен не в силах разъяснить ни один этнограф.

И эта немыслимая многоплемённая конгломерация на протяжении всей истории бурлила внутри себя, лишь изредка выплёскиваясь наружу…

Появление в регионе России расколола эту этническую мозаичность на два основные лагеря. Христианские и часть исламских народов Кавказа приняли протекторат, увидев в нём для себя благо. Что же касается исламских ортодоксов, они поднялись на борьбу. Основными антироссийскими силами стали адыгские народы на западе, а также имамат, который возглавляли сначала Кази-Магомет, а затем Шамиль, образовавшийся на востоке региона…

Помню, в детстве я зачитывался романом Хаджимурата Мугуева «Буйный Терек», с которого началось моё познание края… В частности, в том романе я прочитал о том, что кавказские сепаратисты уже в те времена пользовались поддержкой со стороны могучих исламских империй – Персии и Турции. Ну а за их спинами, не особо скрываясь, потряхивал гривой британский лев.

В этих условиях миссия Виткевича, равно как и его визит в Тифлис, представляются вполне логичными. Оторвать Афганистан от союза с Великобританией и наладить с ним союзнические отношения – это стало бы немалым успехом в пресловутой «Большой игре».

Тут ведь всё просто! Коль английские агенты подталкивали Тегеран к вмешательству в ситуацию в Кавказском регионе, то почему бы не попытаться сформировать силу, которая смогла бы послужить определённым противовесом этому влиянию?.. Афганистан, который старался проводить самостоятельную политику, вполне подходил в качестве подобной альтернативы.

…Высшим чином, представлявшим Российскую империю в Кавказском регионе, на описываемый момент являлся командующий Отдельным Кавказским корпусом, который одновременно исполнял обязанности главноуправляющего гражданской частью и пограничных формирований на всей территории от Астрахани до Чёрного моря и по всему Закавказью. Резиденция чиновника располагалась в городе Тбилиси, название которого русские офицеры и чиновники переиначили в Тифлис.

Название города означает «горячий источник», «горячая вода»… По официальной версии Тбилиси основан в V столетии, и произошло это в период правления царя Вахтанга Горгасали… Однако историки утверждают, что реально город гораздо старше. Что тут скажешь в связи с этим?.. Есть на мировой карте малая толика населённых пунктов с точной датировкой основания; все остальные – гораздо старше летописных свидетельств. Каждый человек мечтает стать моложе, но жить предпочитает в городе с историей подревнее…

Летом 1837 года, когда в столице Грузии на какое-то время останавливался Виткевич, во главе русской администрации региона служил генерал от инфантерии Григорий Владимирович Розен.

Григорий Розен – боевой генерал. В чине капитана в 1805 году принял участие в своём первом походе против Наполеона; и в 1814 году участвовал во взятии Парижа. Параллельно поучаствовал в Русско-шведской войне 1808-1809 годов. Впоследствии принимал активное участие в подавлении Польского восстания 1830-1831 годов. Список сражений, в которых Розен принимал участие, не привожу – он получился бы слишком большим.

В 1831 году, когда боевые действия против польских повстанцев ещё продолжались, хотя и близились к завершению, генерал Розен получил повеление отправиться на Кавказ.

Дело в том, что русскими войсками, подавлявшими выступление сепаратистов, поначалу командовал генерал Иван Дибич. Однако в мае 1831 года он умер от холеры. Император Николай Павлович стремился поскорее завершить эту кампанию, и для этого вызвал в войска своего любимца Ивана Паскевича, служившего на Кавказе. Однако же и там ему требовался решительный и надёжный представитель – и выбор государя пал на Розена.

Выбор себя оправдал. Григорий Владимирович много сделал для края, для русского управления им, для упорядочивания дел…

А началось его присутствие в регионе с того, что он раскрыл заговор местной знати против русского присутствия. Правда, из 120 указанных им заговорщиков реально осудили только четверых… И не возьмусь сейчас судить, в чём причина: то ли сам Розен в приливе административного рвения преувеличил масштабы заговора, то ли центральная власть решила спустить дело на тормозах, чтобы не обострять отношения с местными князьями…

Среди других вопросов, которые решал Григорий Владимирович, и которые заслуживают того, чтобы о них упомянуть, представляется правильным вспомнить переговоры с персидским правительством в связи с убийством Александра Грибоедова. Он же вёл переговоры о возвращении персиянами русских пленных, а также перебежчиков – к этой теме мы ещё вернёмся неоднократно.

Уже эти несколько фактов свидетельствуют, что генерал Розен дело знал, за дело болел.

Впрочем, забегая вперёд, отмечу, что буквально через полгода после описываемых событий Розену придётся уйти в отставку. Его видение внутреннего устройства наместничества окажется иным, чем у Двора… К тому же случилась мутная история с его зятем, полковником князем Александром Дадиановым, уличённым (или только лишь обвинённым) в злоупотреблениях…

Короче говоря, генералу Розену придётся уйти… Однако на момент его встречи с Виткевичем никто такой поворот предвидеть не мог.

…Ознакомившись с ситуацией на Кавказе, российский посланник отправился дальше.

(Фрагменты из исторического повествования

«Ян Виткевич: УБИТЫЙ НА ВЗЛЁТЕ»)