Популярные эксперты часто представляют будущее российской экономики в 2023 году как нечто неотвратимо катастрофическое. Стоит ли ждать беды — давайте разбираться.
Как выглядит катастрофический обвал ВВП?
Смотрим на наш показатель за последние 10 лет:
На пике мощи наша экономика была в 2013 году. К концу 2016 года мы потеряли почти половину валового продукта. Рухнули на 1 триллион долларов всего за 3 года. Для понимания, триллион — это примерно 1% от общего мирового ВВП. В масштабах одной страны — колоссально много.
Сказывались не столько санкционные ограничения, сколько:
- обвал внешних инвестиций,
- отток иностранного капитала,
- снижение цен на нефть во время кризиса 2015-2016.
Для понимания, среднегодовая стоимость барреля нефти марки Brent:
- 2012 — 109,5 доллара
- 2013 — 108,8 доллара
- 2014 — 99,5 доллара
- 2015 — 53,7 доллара
Полагаю, корреляция с размещенной выше динамикой ВВП очевидна.
Знаете, что интересно? Часто говорят: выбери страна в 2014 году другой путь — мы бы уже в пятерке крупнейших экономик мира были. Нет, увы, обвал нефтяных цен все равно бы произошел. Просто переживали бы мы его легче. А что касается мест в топах — да, в десятке бы удержались, но не на первых ролях. Восьмое могли бы взять, потеснив вниз корейцев, канадцев и итальянцев.
Прочувствовали ли мы на себе этот обвал? Большинство населения — нет. Да, реальные располагаемые доходы населения сокращались и сокращаются до сих пор, но никакого двукратного падения уровня жизни простые жители России не испытали.
Что будет с ВВП в 2023 году: один прогноз и два риска
За 15 лет мониторинга кризисных явлений я пришел к выводу, что самые сбывающиеся прогнозы делает Всемирный банк. Они не сбываются лишь в одном случае: если прилетели, выражаясь метафорами Нассима Талеба, черные лебеди. То есть произошли события, которые никто не мог увидеть даже в страшном сне. Или, по Черномырдину, «никогда такого не было, и вот опять».
Вот что нам прогнозирует на ближайшие годы Всемирный банк:
Я специально включил в инфографику 2013-2016 годы, чтобы была видна разница. Падений ВВП, сопоставимых с тем периодом, нет. И потеряет наша экономика не 1 триллион, а максимум 250-300 млрд долларов в сравнении с докризисным 2021 годом. Причем уже в 2024 году просматривается восстановительный рост, выделил его стрелкой. Был у нас министр-водолаз, дно искал. Так вот оно, дно — мы его пройдем в 2023 году.
Помешать этому могут две вещи, те самые черные лебеди:
- Падение цен на нефть до 50 долларов за баррель и ниже (у цен на газ меньшее влияние). Весьма вероятный вариант, если страны Запада не смогут подавить рецессию, и экономический спад затянется. Не было еще в истории экономики примеров, чтобы во время рецессии цены на нефть росли.
- Использование «последнего довода королей» в боевых действиях в любом из имеющихся на планете конфликтов. В этом случае мир получит такую турбулентность, когда все старые прогнозы можно будет просто выбросить в мусорное ведро.
Закончить хочу словами из песни Виктора Шахрина: «Все хорошо. Трудно представить, но могло быть и хуже…»