Вчера мой друг начал сочинять сюжет для своего мультика. Все знают: для развития идеи - удобнее фантазировать, опираясь на готовые и, желательно, признанные историей материалы. Уж так устроен мозг. (См. как рисовать лежа на кровати и лекции К. В. Анохина, а также лекции С. В. Савельева) Долго смотришь, забываешь, а через некоторое время мышление автоматически синтезирует что-то новое, сопоставляя реальную задумку с заложенной ранее информацией, накладывая, умножая и складывая. Пока "зерно" зарождалось в голове друга, он вспомнил про одного известного карикатуриста, временно завис на произведениях художника, забыл про сюжет для мультика, прислал мне эти замысловатые картинки. Я тоже зависла.
Это же персонажи Херлуфа Бидструпа!!! Интересные, харизматичные, смешные! И тематику каждый может подобрать себе по душе.
Сюжетами для юмористических работ становились отношения между родителями и детьми, сослуживцами на работе, возлюбленными, соседями. Объектом сатиры — тщеславие, неблагодарность, высокомерие, любопытство.
Рисунки очень живые, динамичные, обычно скомпонованы столбиками, выполнены как комиксы. В них можно прочитать четкий сюжет, воспроизвести историю, воспринимаются как готовый мультфильм.
Еще в школе в 1922 году, когда Битструпу было 11 лет, художник изобразил первую карикатуру. Но тогда он не понимал, почему все взрослые потешаются над его рисунками. Позже пришло осознание своего таланта и желание сделать творчество еще более забавным. Первым учителем и критиком Битструпа был отец. Он много рассказывал сыну о своих поездках.
"Над разящей силой карикатуры я задумывался ещё в школьные годы. Бывало, я изображал на классной доске кого-нибудь из учеников или преподавателей. Я старался подметить и подчеркнуть в рисунке характерную особенность данного человека, его излюбленную позу, мимику, а это не только вызывало смех у других, но и задевало того, кого я рисовал. Карикатура уже тогда была моим оружием..."
Несмотря на талант карикатуриста, возникали сложности. Богатая фантазия преследовала датского художника всю жизнь. Он не мог работать с натурой так, как требовалось в заведениях. Учеба рисованию шла тяжело. С детства изображал только то, что приходило в голову. Любой рисунок был плодом его воображения. Битструп, в основном, всегда придумывал в процессе элементы "от себя". Действительно! Какой смысл рисовать с натуры, если не хочешь добавить ничего нового? Но оттого тяжело давались карикатуристу гипсовые скульптуры, сложно было абстрагироваться от фантазии. Со временем он все же приобрел необходимые навыки в копенгагенской королевской Академии художеств.
Автор более 5000 рисунков сначала писал тексты, подбирая материал из газет и повседневной жизни. На следующем этапе создавал композиции и только затем приступал к рисункам. По тематике придерживался бытовых сатирических зарисовок и политических. Но с последними был предельно аккуратен, хотя и был коммунист, благодаря чему снискал особую славу в Советском Союзе.
Битструп часто работал на заказ в издательствах. Если требовалось оформить статью в газете, то заманивающую роль, по мнению художника, должен нести рисунок, но при этом не сильно выделяться в общем дизайне. Под ним Битструп располагал пару строчек, содержащих квинтэссенцию (Квинтэссенция — основа, на которой строится какая-либо система идей). Считается, что картинка - приманка для читателя. На нее устремляется взгляд. После читатель всматривается в подписи снизу. И, в итоге, решает изучить саму статью.
Все сюжеты очень продуманные. Политические заставляют задуматься, а юмористические - невероятно смешные и поднимают настроение своей тонкостью и креативностью. К тому же, их так много: на всю жизнь хватит для просмотров. Очень расслабляют и отвлекают от проблем, а также - хороший тренажер для фантазии.
На основе комиксов Х. Битструпа экранизированы мультфильмы.
- «Скамейка» — режиссёр Лев Атаманов, 1967.
Скамейка проживает за мультфильм целую жизнь!
Мультфильм (политический) «Это в наших силах» — режиссёр Лев Атаманов, 1970.