Борис Каганович — IT-инженер, разработчик ПО с десятилетним стажем. Работал с компаниями «Мегафон» и «Яндекс» над программными проектами и созданием мобильных устройств. Сегодня Борис занимает должность директора по разработке и производству «умных» колонок в VK. Под его руководством была разработана серия аудиоколонок Маруся, а также портативный проектор Cinemood (также известный как Мультикубик).
В Телеграм-канале Андрея Артищева вышло интервью с Борисом Кагановичем, которое посвящено вопросам состояния и развития Hardware-проектов.
Планшет от «Мегафон»: что с проектом?
Борис Каганович работал над проектом планшета от компании «Мегафон». Продукт получил большое количество положительных откликов от пользователей. Разработчик отметил, что девайс разрабатывался совместно с компанией «Acer» поэтому конечный результат был лучше, чем ожидалось.
Первый стартап Бориса Кагановича
Уникальный опыт в стартап-проектах Борис получил в коллаборации с Михаилом Буховцевым, ныне директором компании МультиКубик (Cinemood). Работа заключалась в создании оптических модулей для проекторов. В интервью Андрею Артищеву Борис раскрыл несколько интересных аспектов опыта работы в этой компании.
Как определить, есть ли будущее в Hardware-проекте?
Многие фаундеры интуитивно принимают решения о запуске своих Hardware-проектов. Но это не совсем правильное решение. На примере компании «МультиКубик» Борис отметил, что прежде всего для фаундера важен опыт в нише, которую он желает занять.
Руководителю проекта также важно уметь анализировать рынок, находить риски и нести ответственность за случившиеся неудачи. На сайте Андрея Артищева вы сможете оставить заявку на консультацию по созданию и развитию качественного и востребованного продукта.
Современные модели масштабирования бизнеса
Андрей Артищев напомнил об интересной стратегии масштабирования бизнес-проекта Lifetime value. Суть стратегии заключается в получении дохода от клиента на протяжении всего времени сотрудничества.
Еще одна модель масштабирования – подписка на обслуживание. Борис Каганович достаточно критично относиться к данной модели, но в последнее время все больше мировых концернов, в том числе BMW и Mercedes-Benz применяют данный маркетинговый инструмент.
К примеру, Mercedes будет предлагать более быстрое ускорение автомобиля по подписке за $1200 в год:
- Подписка может увеличить мощность двигателя на 20-24%
- Сокращение разгона на 0,8-0,9 сек. до 60 миль в час
- Подписка не дает никаких физических изменений
- Подписка доступна только для EV-моделей (EQ, EQE и EQ EQS)
Клиент BMW и Mercedes могут за дополнительную плату разблокировать дополнительные программные возможности автомобиля. В последних моделях своих авто BMW стала взимать $18/мес. за подогрев сидений.
Сложности масштабирования МультиКубика
Основная проблема - оптический модуль DLP с миллионами микрозеркал, которые двигаются под воздействием электрического поля. Андрей напомнил, что чипы поставляла компания SECONIX, которая разработала для МультиКубика необходимые комплектующие.
Главная идея проекта – отсутствие в устройстве вентилятора для охлаждения. Это бы сильно отличало проектор «МультиКубик» от девайсов главных конкурентов. Также Борис уточнил, что их продукт имеет отличие в системе управления проектором: фокус настраивается кнопками, а не вращением колеса.
Критерии создания успешного продукта
По мнению Бориса Кагановича, при создании успешного продукта необходимо руководствоваться следующими критериями:
- Доступность для клиента;
- Современный дизайн и высокая эргономика;
- Наличие смарт-функций в устройстве;
- Высокий уровень надежности.
Больше деталей с примерами от Бориса Кагановича вы узнаете в интервью Андрея Артищева.
Hardware-проекты Андрея Артищева
Андрей Артищев имеет большой опыт в создании и запуске hardware-проекты. Он является автором стартапов "Мастер осанки" и мотошлем «Livemap». Оба проекта сделали большой резонанс и нашли своего клиента.
Цифры говорят все за себя: более 60 000 успешных продаж мастера осанки и около 2 миллионов долларов привлеченных инвестиций в проект разработки шлема дополненной реальности «Livemap».
Если у вас есть вопросы или нужна консультация по запуску hardware-проектов, на сайте Андрея Артищева можно создать запись на консультацию. На примере личного опыта Андрей поможет составить маркетинговый план и предоставит пошаговую инструкцию для запуска стартапа.
Как ускорить разработку Hardware-продукта
Часто случается так, что на один и тот же продукт некоторые компании тратят месяц, а другие упорно трудятся годами. По мнению Бориса Кагановича, постоянное планирование и верификация гипотез является главным ключом к ускоренному созданию готового Hardware-продукта.
Важно помнить и о надежности поставщиков комплектующих. Доверяйте компаниям с road-map, которые предоставляют схему развития своих продуктов и компонентов не менее чем на 3 года. Гость интервью поделился хорошим личным кейсом, как можно ускорить работу компании и разработку продукта.
Особенности управления процессом разработки
Для успешного управления компанией, которая занимается разработкой Hardware-продукта рекомендуется применять технологию ситуативного менеджмента. Вы должны уметь решать проблемы компании удаленно или совершить экстренный вылет к поставщику.
В интервью Андрей и Борис подискутировали о том, что лучше для более результативной работы поставщика: «кнут» или «пряник». Узнайте мнение экспертов и расскажите, как считаете вы?
От прототипа до серийного производства продукта
Разница между прототипом и серийным продуктом очень большая. По сути, прототип является тестовым вариантом конечного результата, который может иметь еще много правок и доработок.
Борис Каганович рекомендует отдавать предпочтение качеству итогового продукта, жертвуя масштабированием производства. В случае успеха и спроса на хороший продукт, его производство можно легко масштабировать.
Большая или маленькая компания: кому легче создать продукт?
На первый взгляд, ответ на вопрос очевиден — большой компании, ведь она имеет значительно больше ресурсов для создания успешного продукта. Но не все так однозначно. Автономия и уровень согласования в таких компаниях значительно ниже, чем в маленьких командах по разработке hardware-продуктов.
В обоих вариантах есть как преимущества, так и недостатки. Андрей и Борис поделились личным опытом и рассказали много интересного из внутренней кухни.
Объединение стартапа и корпорации
Большие корпорации часто вырастают из небольших стартапов, но как насчет объединения готового стартапа и большой корпорации для разработки одного устройства? По мнению гостя, это возможно только в том случае, если команда стартапа предлагает корпорации уникальную революционную технологию разработки. Во всех иных случая объединение практически невозможно.