Найти тему
Алексей Харин

ДВА ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ

Сегодня традиционный обзор книг по четвергам. Правда, вместо книг будут… исторические атласы. Сделал на днях мини-подарок себе. Заказал и купил через Лабиринт два атласа по всемирной истории:

1) Патрик О'Брайн. Большой исторический атлас мира. М., 2022.

2) Кристиан Граталу. Исторический атлас мира. М., 2022.

Недавно книги пришли. Правда, дома уже есть оксфордский «Атлас всемирной истории» (М., 2004 г.), купленный мной в уже далёком 2006 году. Но решил купить ещё два этих атласа. Тем более что, с детства обожаю смотреть атласы, карты по истории.

Купил и не пожалел. Хотя и есть «Но».

Однако обо всём по порядку.

Безусловно, пока рано делать какие-то обобщающие выводы. Только ещё начал знакомиться с обоими атласами. Сравниваю их друг с другом и со старым атласом.

Тем не менее, уже некоторые выводы можно сделать.

Условно говоря, атласы можно назвать двумя взглядами на всемирную историю. Кроме того, они и отличаются друг от друга по структуре.

Английский атлас Патрика О'Брайна представляет из себя примерно 500 карт с подробными, обстоятельными комментариями. Все карты разделены на пять разделов: «Древний мир» (85 страниц), «Средневековый мир» (80 стр.), «Мир раннего нового времени» (70 стр.), «Эпоха революций» (76 стр.), «ХХ век и далее» (112 стр.)

-2

Больше даже данный атлас напоминает своеобразный учебник. Карты здесь зачастую небольшие, и основную часть страницы занимает именно текст. Правда, и сами составители атласа отметили в предисловии, что главная цель атласа – соединить историю с географией. По их замыслу атлас должен содержать и карты и материал для лекций в колледжах и вузах…

-3

Карты и комментарии отражают такие важные моменты, как политика и экономика, торговля и распространение религий. Даны карты, показывающие развитие тех или иных процессов. Например, Европа в середине ХХ века и в начале XXI столетия.

Одна из главных задач составителей атласа – показать взаимодействие культур, цивилизаций. Поэтому в атласе и много карт, посвящённых экономике и торговле, распространению религий.

В целом, хотя карты и теряются в тексте, но в атласе много интересной информации. В т.ч. подробно дана и современность. Здесь есть карты, посвящённые правам человека, здоровью и болезням, уровню жизни т.п.

Правда, есть и недостатки. Например, куда-то исчезло окончание Второй мировой войны…

Атлас Кристиана Граталу немного иной. По сути, это сборник карт. Притом в аннотации и отмечается, что за основу были взяты карты, опубликованные во французском журнале «L’Histoire».

-4

Здесь и меньше карт (всего 300), и они как раз занимают основное место в атласе. Текст дан в виде небольшой справки. Карты здесь даны порой схематично. Вместе с тем, в данном атласе много карт по каким-то отдельным, конкретным темам. Например, по истории Англии в различные периоды. Или по истории Вьетнама или Кореи. Или уделяется большое внимание именно Южной Африке.

Любопытна и тематика. Почему-то отдельно выделены карты, посвящённые обществам, «существовавшим автономно», транспортным артериям Старого света. В особые разделы выделены такие века, как XV, ХХ (раздел называется «Мир во власти Запада» – очень спорное название, но и это – особая тема).

Если сравнить с английским атласом – здесь тематика более дробная.

И в целом, если английский атлас создаёт впечатление более структурированного, и даже напоминающего справочник, энциклопедию, то французский атлас – в чём-то более хаотичен, в нём часто нарушается хронологический принцип. Например, сначала мы видим карту «Основные страны Старого света в начале нашей эры». А потом уже карты, посвящённые Бронзовому веку и т.п.

В атласе уделяется внимание порой каким-то отдельным странам или темам, зачастую локального характера.

-5

Например, дана информация об империи команчей (возникает вопрос, а почему не дать материал тогда по союзу ирокёзов, сыгравшему более важную роль в истории США?). Или специально дана карта, посвящённая заокеанским каторгам.

Создаётся впечатление, что французский атлас – это просто набор карт. Однако и этот атлас интересен, в нём много как необычных карт, так и сведений. Например, по истории той же Англии или Франции. Подробные карты по войне в Корее в 1950–1953 гг. Даны карты различных сухопутных и морских империй. Например об Испанской и Португальской империи XV века.

-6

Интересен материал по Юго-Восточной Азии и американским индейцам и т.п.

Много внимания уделено и современности. И здесь также разнообразие тем: геополитическое положение США и Китая (внимание уделено только им), подводные кабели в XXI веке, стены в 1900–2010-х гг., климатические изменения и т.п.

Правда, в обоих атласах, на мой взгляд, как читателя, не хватает обобщающих карт в самом начале разделов. Сразу даются карты по отдельным темам. Огорчают и разделы, посвящённые России.

Например, подобно первому оксфордскому атласу 2000-х гг, в атласе Патрика О'Брайна, когда речь идёт о второй мировой войне, подчёркнуты бомбардировки Англии немцами, но почти не указаны такие же бомбардировки СССР. Это говорит о многом…

В атласе Кристиана Граталу о России дано немного материала. Меньше, чем, например, в английском атласе 2004 года. Например, нет темы СССР в 1930-х гг., но карта ГУЛАГА заботливо дана… Правда, есть карты, посвящённые битве за Сталинград и блокаде Ленинграда. Есть карта, посвящённая началу Великой Отечественной войны, но здесь отмечены только победы немцев и нет ничего о битве за Москву, не отмечено и Смоленское сражение, по сути сорвавшее план молниеносной войны…

Но в целом, информация по нашей стране дана не полная. В отличие, например, от того же Вьетнама или Кореи.

Однако освещение нашей страны в данных атласах – особая тема.

Отметим только, что всё это говорит лишний раз и о том, что всё-таки и нам надо издавать свои атласы всемирной истории. Ведь и наша историческая наука может сказать своё слово. И у нас есть прекрасные разработки в различных отраслях истории…

В заключении можно сказать, что оба этих атласа интересны, познавательны. Они дополняют друг друга. И, на мой взгляд, являются дополнением к оксфордскому атласу, изданному у нас в 2004 году. И любой может найти в них много интересной информации.

Кроме того, любой атлас может дать иную информацию. Она касается уже самих исследователей, что составляют подобные атласы – об уровне знаний, о характере подачи материала. И каждый атлас – это свой взгляд на мир, на историю…