Найти тему
Индустриальный турист

Архитектор Бальди: петербургский зодчий, работы которого вы узнаете по эркерам!

Оглавление

Идея написать статью, посвящённую Карлу Бальди, пришла в мою голову давным давно, однако своей реализации она дождалась лишь сейчас. Но, как известно, лучше поздно, чем никогда!

Сложность написания этой статьи для меня заключалась в том, что Бальди является малоизвестным архитектор. Да, Карл Валерианович построил в Петербурге довольно много интересных зданий, большая часть из которых признана памятниками архитектуры, однако все его творения по отдельности не особо-то на слуху у жителей Петербурга.

О ком сегодня будет мой рассказ? Об авторе доходного дома Танского и доходного дома Эдельгауз. Многое ли это вам скажет? Вряд ли. Однако это не умаляет мастерства Карла Валериановича - я убеждён, что герой моей сегодняшней статьи являлся талантливейшим архитектором, обладавшим собственным уникальным архитектурным почерком и умением создавать новые, а также подстраивать свои постройки под уже существующие архитектурные ансамбли. И именно это я постараюсь доказать вам сегодня!

Биография

Карл Валерианович Бальди родился в 1861 году в Петербурге. О его биографии мы, увы, знаем очень и очень мало - ну что ж, расскажу о том, что смог найти!

Известно, что Карл Бальди учился в Императорской Академии Художеств - Бальди поступил туда в 1884 году, и успешно завершил своё обучение к 1892 году. Итогом обучения стала малая серебряная медаль и звание классного художника 3-й степени (в 1894 году Бальди повысил свою квалификацию и получил звание художника уже 2-й степени). Эти достижения позволили Бальди заниматься самостоятельной архитектурной деятельностью, однако он приступил к ней позднее - лишь спустя семь лет.

В этот промежуток Бальди не занимался проектной деятельностью, стремясь набраться опыта в смежных с архитектурой сферах: так, в 1896 году Карл Валерианович был принят на службу в Технико-Строительный комитет Министерства внутренних дел - гос. службу, занимавшуюся согласованием проектов, выдачей разрешений на строительство, а также надзором за текущими стройками.

Первая самостоятельная постройка Карла Бальди датируется 1899 годом: именно тогда он спроектировал и возвёл доходный дом, расположенный по адресу Зверинская улица, д. 32. Я решил не выделять эту работу Карла Валериановича в отдельный пункт, потому что она кажется мне достаточно простой и малоинтересной с художественной точки зрения.

Инициатором строительства этого здания была домовладелица Игнатьева, однако в процессе строительства она продала участок Ольге Наумовне Эдельгауз - жене юриста, присяжного поверенного (так в дореволюционной России называлась профессия адвоката) и кадета Максима Григорьевича Эдельгауза. Я так внимательно акцентирую внимание на этих заказчиках из-за того, что в каком-то смысле именно они непосредственно повлияли на становление героя сегодняшней статьи: по заказу семьи Эдельгаузов Бальди спроектировал и возвёл три доходных дома, о двух из которых я ещё расскажу вам далее!

Но вернёмся к биографии Карла Бальди. Период активности Карла Валериановича длился 15 лет: в промежуток с 1899 по 1914 год Бальди спроектировал и возвёл 17 зданий, из которых лишь одно являлось общественной постройкой, тогда как остальные были доходными домами.

Свою архитектурно-проектировочную деятельность Карл Валерианович умело совмещал с государственной службой: помимо Технико-Строительного комитета, Бальди также служил в Городской управе - сначала в качестве строительного техника, а позднее на должности делопроизводителя. Более того, Карлу Валериановичу хватало времени и на преподавательскую деятельность в Институте Гражданских Инженеров!

Активность Бальди (впрочем, как и активность всего строительства в Петербурге) резко упала после начала Первой Мировой войны. После 1914 года Карл Валерианович более не занимался строительством - не вернулся он к любимому делу и после Октябрьской революции. А в 1921 году жизнь Карла Валериановича оборвалась - на тот момент зодчему было 60 лет.

Похоронили Бальди на Смоленском лютеранском кладбище - вероятно, на место захоронения повлияло происхождение Карла Валериановича (мы точно не знаем, откуда именно происходило семейство Бальди, однако в одном из источников я нашёл информацию о том, что корнями Карл Валерианович уходит в Польшу). Там же похоронена и супруга архитектора - Алевтина Михайловна (1875-1940 годы).

Увы, до нас не дошли какие-либо интересные факты о персоне Карла Бальди, однако до наших дней сохранилось его творческое наследие, которое тоже в какой-то мере отражает личность и внутренний мир архитектора. Об этом и поговорим далее!

Доходные дома Макаровой

Дата постройки: 1901-1902 годы
Адрес: проспект Добролюбова, д. 13-15

Первой крупной работой Бальди стало строительство двух доходных домов на Александровском проспекте (ныне - проспект Добролюбова). Любопытно, что малоопытному зодчему поручили построить сразу два доходных дома, да ещё и расположенных впритык друг к другу. Но, на мой взгляд, Карл Валерианович идеально справился с поставленной задачей, создав полноценный архитектурный ансамбль!

-2

Рассмотрим каждую из построек по отдельности. Первым по хронологии был дом №13 - его Бальди возвёл в 1901 году. При создании этого здания Карл Валерианович использовал приёмы, которые в дальнейшем стали основными чертами его архитектурного почерка: два симметричных эркера по бокам здания и скромный декор, компенсированный удачной игрой на контрастах облицовочных материалов (обычная штукатурка светлых оттенков и красноватая "шуба").

-3

На теме эркеров я бы хотел остановиться отдельно. Дело в том, что Бальди очень любил этот элемент архитектуры - вы можете встретить эркеры практически в каждой работе Карла Валериановича. Причём Бальди всегда делал эркеры идеально симметричными: в его постройках эркеры являются не только украшениями - они служат композиционной основой фасадов!

Обратите внимание на красивый узор кованной ограды, а также плавные основания эркера - всё это выдает в доме Макаровой черты раннего модерна
Обратите внимание на красивый узор кованной ограды, а также плавные основания эркера - всё это выдает в доме Макаровой черты раннего модерна

Спустя год Бальди возводит второй доходный дом для всё того же заказчика. Эти здания идентичны по своим размерам, однако фасады у них совершенно разные: если первый дом был скромен и аскетичен, то второе здание выглядит куда более интересным и оригинальным!

-5

Бальди копирует общий композиционный строй своей предыдущей постройки, сохраняя два симметричных эркера (правда в этот раз они трёхгранные и куда менее изящные). Однако в самом центре фасада зодчий размещает вертикальный ряд балконов, ограниченных по бокам небольшими стеночками. Выглядит эта композиция так, словно когда-то посередине фасада находился округлый эркер, у которого внезапно срезали всю лицевую часть, оставив лишь две стены по бокам.

Подобный приём визуально разгружает фасад доходного дома Макаровой, при этом чётко закрепляя его симметричную композицию. Сразу отмечу, что вертикальные ряды балконов, чередующиеся с эркерами - тоже излюбленный прём Карла Валериановича, который мы с вами сегодня встретим ещё не раз!

-6

И обратите внимание на то, как похожи боковые части доходных домов: их карнизы выражены в единых формах, однако отличия всё же имеются - второй доходный дом (№15) сделан в более богатых формах: отсюда и улыбающийся маскарон над окном верхнего этажа, и кованная ограда, обрамляющая карниз здания (у соседней, более ранней постройки, таких излишеств не наблюдается).

-7

Дом Зенкевич

Дата постройки: 1901 год
Адрес: Фурштатская улица, д. 28

Примерно в то же время Бальди возвёл скромный доходный дом на одной из самых роскошных улиц Санкт-Петербурга - на Фурштатской. И оттого дом Зенкевич смотрится ещё более скромным, а в его облике даже ощущается легкая провинциальность!

-8

Под провинциальностью я имею в виду использования излюбленной в модерне малых городов России "декоративности" стиля: фасад здания скромен и прост по своей композиции, однако благодаря декоративным украшениям здание приобретает модерновый облик.

Именно за счёт этого создаётся впечатление, что дом Зенкевича взяли в каком-нибудь условном Нижнем Новгороде (а там есть похожие постройки), сняли с фундамента и телепортировали в Петербург!

-9

И что самое интересное - в доме Зенкевича не так уж и много декора, но он очень сильно бросается в глаза за счёт пустоты остального фасада. Ведь фактически дом состоит из пересекающихся перпендикулярных линий: зелёных межэтажных перекрытий и белых вертикальных перемычек, имитирующих пилястры. При этом оконные проёмы лишены всяких украшений - у них нет даже намёка на наличники. В этом плане Бальди даже немного предвосхитил своё время, сделав фасад своего творения максимально простым и рациональным!

Однако идиллию рациональности прерывают маскароны, венчающие оконные проёмы второго этажа - выполнены они в виде этаких медуз горгон: от милых женских личиков отходят извивающиеся ленты, напоминающие своим видом змей.

-10

Второе по важности украшение - это всё тот же вертикальный ряд балконов, похожий на то, что мы видели на фасаде доходного дома Макаровой. Только в данном случае архитектор не маскирует его под эркер - он просто добавляет три балкончика на фасад, помещая их прямо на вертикальные тяги!

-11

И тут хочется похвалить Бальди за его умение создавать простые, но при этом идеально лаконичные и приятные глазу фасады. Казалось бы, дом Зенкевича так прост - но ведь в этой простоте и выражается прекрасное! Ведь не обязательно добавлять на фасады роскошный декор: удачная работа над композицией здания, а также создание удачного цветового контраста могут выиграть по своей красоте практически любые "излишества"!

-12

Впрочем, дом Зенкевича хоть и является скромным и геометричным, но всё же он далёк от авангардной архитектуры: и доказательство тому роскошные и элегантные кованные решётки, украшающие и въезд во двор, и оконные проёмы на первом этаже, и ограды балкончиков!

Доходный дом Эдельгауз

Дата постройки: 1903-1904
Адрес: 2-я Советская улица, д. 12
Совместно с: Капелинским

Спустя четыре года после первого опыта сотрудничества, семейство Эдельгауз снова обратилось к архитектору Бальди: судя по всему, юридическая деятельность вкупе с домовладением приносила Эдельгаузам немалые доходы - только этим можно объяснить такое больше отличие этого доходного дома от того, что был построен Бальди ранее: дом Эдельгауз на 2-ой Рождественской (ныне 2-я Советская) и по размеру больше, и по декору значительно богаче!

-14

Впрочем, было бы странно, если бы Эдельгаузы экономили на строительстве этого дома, ведь сразу после постройки они заселились в одну из квартир, в которой они в итоге прожили всю жизнь.

Примечательный факт, не имеющий отношения к архитектуре, но заслуживающий вашего внимания: в 1906 году на квартире у Эдельгаузов выступал Владимир Ильич Ленин - он был знаком с домовладельцем (вероятно, из-за юридической деятельности Максима Эдельгауза) и периодически бывал у него в гостях. И именно здесь, в доме на 2-ой Рождественской, Ленин выступил со своим политическим рефератом "Вооруженное восстание и пролетариат". Даже странно, что в советское время на этом здании не разместили памятной таблички с упоминанием данного события.

-15

А впрочем, может быть это и к лучшему - зачем нам отвлекаться на политическо-исторические нюансы, когда мы можем всецело уделить внимание архитектуре доходного дома Эдельгауз?

Здание обладает уже хорошо знакомой нам композицией: эркер в центре фасада как основообразующий элемент, а также расположенные по бокам визуально "лёгкие" балкончики с ажурными ограждениями - в общем, и в этот раз Бальди решил не изменять своему архитектурному почерку!

-16

Более того, в данном случае центральный эркер интересен не только своим положением на фасаде, но и своим декором: в целом он украшен так же, как и весь остальной фасад (плитка кабанчик чередуется с красно-кирпичными вставками), тогда как его главное украшение скрыто от глаз невнимательных прохожих! Я говорю об основании эркера, в центре которого находится печальный маскарон, от которого лучами расходятся растительные узоры - настоящее буйство модерна!

-17

Да и в целом фасад здания смотрится отлично - благо буквально пару лет назад здание отремонтировали, и оно предстало перед нами во всей красе! Можете сравнить его с постройкой справа, чтобы убедиться в моих словах (а раньше и дом Эдельгауз выглядел похожим образом). Всё же красота архитектуры порой может быть нивелирована ужасным состоянием постройки.

-18

Ну и посмею поделиться с вами одним небольшим и совершенно личным фактом: в этом здании мне сделали мою первую татуировку. Так что у меня это творение Бальди вызывает особенно тёплые ассоциации!

Центральная телефонная станция

Дата постройки: 1905 год
Адрес: Большая Морская улица, д. 22

Следующая работа Карла Валериановича стала, пожалуй, единственной его крупной постройкой общественного назначения. Здание центральной телефонной станции является одной из красивейших построек Большой Морской улицы - а это очень серьёзное достижение, учитывая насколько роскошной является Большая Морская!

-19

Небольшой экскурс в историю. Изначально на этом месте находилось здание обер-полицмейстера - то есть, здание главного управляющего полицией и пожарной охраной в тогдашней столице России! Ничего общего с современным зданием та постройка не имела: она была двухэтажной, а венчала её пожарная каланча.

Со временем обер-полицмейстер покинул Большую Морскую улицу, а в данном здании разместилась обычная пожарная часть. Учитывая важность Большой Морской улицы (в конце 19-начале 20 века она являлась самой престижной и фешенебельной улицей города, на которой размещались либо важные гос. учреждения, либо дорожайшие бутики Российской Империи), городская управа была решительно против размещения в самом сердце Петербурга утилитарной постройки. И в итоге в 1905 году старое здание решили приспособить под центральную телефонную станцию Петербурга - и для этих целей к работе пригласили Карла Бальди.

Перед Бальди стояла тяжёлая задача: ему нужно было построить инновационное здание, которое должно было вмещать в себе и технические помещения (распределительное, машинное и аккумуляторное отделения, аппаратная с рядами коммутаторов и т.д.), и гражданские (комнаты телефонисток, столовая для них же). И одновременно со всем этим здание должно было выглядеть презентабельно: в конце концов, через стенку от него находилась штаб-квартира ювелиров Фаберже!

Телефонная станция и попавший в кадр кусок дома Фаберже, выстроенный несколькими годами раннее архитектором Карлом Шмидтом
Телефонная станция и попавший в кадр кусок дома Фаберже, выстроенный несколькими годами раннее архитектором Карлом Шмидтом

В качестве архитектурного стиля Бальди выбрал непривычный для себя неоренессанс (этот стиль доминирует в застройке Большой Морской улицы, и, по всей видимости, Бальди решил не нарушать заданный тренд). Отличительной чертой стиля являются венецианские окна, украшенные растительными узорами, а также утяжелённая нижняя часть здания (первый этаж облицован красным песчаником, как бы визуально продолжая тем самым фасад дома Фаберже, а второй этаж утяжелён рустом).

-21

Завершает эту картину крупное панорамное окно, увенчанное замковым камнем в виде герба Санкт-Петербурга - этим Бальди напоминал о принадлежности здания городской управе.

-22

А ещё выше мы можем наблюдать абсолютно неожиданную для данной постройки фигурную башню гигантских размеров - эта деталь немного выбивается из общего облика центральной телефонной станции, но одновременно с этим она делает его ещё более интересным! Особенно любопытно рассматривать здание немножко с боку: в таком случае башню видно во всей её красе!

-23

Стоит отметить, что у дома телефонной станции нет ни эркеров, ни балконов - пришлось Бальди отступить от своих излюбленных приёмов дабы стилизовать здание под неоренессанс, а также угодить своим заказчикам. Зато в этой работе он нашёл свою новую "фишку" - подобную гигантскую и немного непропорциональную башню мы сможем увидеть в ещё одной работе Карла Валериановича.

Доходный дом Танского

Дата постройки: 1909-1912
Адрес: улица Куйбышева, д. 21

Апофеозом творчества Карла Бальди стал доходный дом, выстроенный в 1909-1912 годах на Большой Дворянской улице (ныне улица Куйбышева) по заказу выдающегося купца-промышленника Фёдора Танского, сколотившегося своё состояние на производстве велосипедов!

-24

Трудно поверить, что велосипед, ставший для нас настолько обыденным, ещё в конце 19 века был в России диковинным и совершенно непопулярным способом перемещения! И одним из основных популяризаторов велосипеда в нашей стране был Фёдор Танский: в 1892 году он открыл собственный торговый дом "Победа" - в нём продавались и импортные велосипеды, и образцы собственного производства!

Позднее Танский расширил свой бизнес: помимо велосипедов торговый дом "Победа" начал реализовывать и другие новаторские виды транспортных средств - мотоциклы и автомобили. Танский стал крупнейшим продавцом (и одним из немногих самостоятельных производителей) транспортных средств в Петербурге, а также основным поставщиком личного транспорта для императорской семьи!

Торговый дом "Победа" находился на углу набережной реки Мойки и Кирпичного переулка, однако производственный цех, в котором производились и собирались автомобили, располагался на Большой Дворянской улице. И в 1909 году Танский, находившийся на вершине своих финансовых достижений, выкупил участок напротив своего же завода с целью построить на нём доходный дом. С этого и начинается история дома, построенного Карлом Бальди!

-25

Очевидно, что средств на строительство доходного дома заказчик не жалел, а потому Бальди обладал полной творческой свободой и не испытывал при этом дефицита средств и материалов. Поэтому в доме Танского Бальди применил все свои излюбленные приёмы, но в невиданных доселе масштабах: помимо трёх основных полукруглых эркеров на фасаде дома Танского мы можем обнаружить ещё и целый ряд стеклянных "фонарей-эркеров" - очень редкий и интересный приём, благодаря которому Бальди создаёт чёткий вертикальный ритм фасада, состоящий из чередующихся тяжеловесных эркеров и лёгких световых фонарей!

-26

А вот завершение доходного дома Танских противоречит композиции фасада: невесомые стеклянные фонари резко контрастируют с огромной массивной башней, венчающей доходный дом! И тут мы вспоминаем о телефонной станции на Большой Морской улице, в которой Бальди впервые использовал непропорционально большую и угловатую башню. Видимо, этот приём понравился Бальди, так что он решил доработать его и использовать снова!

-27

Доходный дом Танского - самая масштабная и самая известная работа Карла Бальди. Однако при детальном её рассмотрении мы видим, что почти все её черты так или иначе прорабатывались Карлом Вениаминовичем ранее, в других его постройках. Именно поэтому я так люблю изучать творческий путь отдельно взятого архитектора: так можно наглядно увидеть рост и изменения автора, а также логику его творческих исканий!

-28

Доходный дом Эдельгауз

Дата постройки: 1911-1912
Адрес: Шпалерная улица, д. 44Б

В 1911 году уже хорошо знакомое нам семейство Эдельгауз снова обратилось за помощью к своему любимому зодчему - в этот раз Бальди поручили застроить участок на углу Шпалерной улицы и Потёмкинской улицы.

-29

Задачу усложнял тот факт, что в 1907 году по соседству с участком по проекту архитектора Гингера был построен доходный дом Каплуна: его фасады декорированы в стилистике северного модерна - облицовка натуральными материалами (северным камнем) и грубой штукатуркой, а также свободное и даже хаотичное расположение разноформенных эркеров на фасаде (то есть, нарочитая асимметрия).

Бальди решил не отступать от уже заданного на этом участке Шпалерной улицы настроения и спроектировал схожий доходный дом. Первый этаж Карл Валерианович решил облицевать таким же серым камнем - благодаря этому визуально два соседних дома словно соединились единым цоколем!

-30

Кроме того, Бальди продолжил тему эркеров: правда тут зодчий решил не отходить от собственных традиций, и потому сделал эркеры симметричными, а в центр фасада поместил крупный эркер с отходящими от него открытыми балкончиками. Смотрится эта композиция не так оригинально, однако смеем ли мы ругать Бальди за приверженность традициям? Разумеется нет!

-31

А вот облицовку фасада Бальди сделал совсем по своему: Карл Валерианович не стал прибегать к приёмам северного модерна, решив украсить свою постройку более привычной нам плиткой-кабанчик, с помощью которой он выделил вертикальные линии и разбил фасад на несколько логических частей. Ну а в качестве украшения Бальди поместил на фасад некоторые чисто декоративные элементы вроде медальонов, представленных на фото ниже.

-32

Единственный серьёзный недостаток постройки Бальди - это оголённый брандмауэр, выходящий не просто на другую улицу, но и на перспективу крупного перекрёстка. Голую стену дома Эдельгауз видно и со Шпалерной улицы, и с Потёмкинской. Связано это с тем, что в те времена Потёмкинская улица заканчивалась на Шпалерной, а участок улицы, идущий к набережной, был возведён лишь в 1983 году - для этого даже пришлось снести соседа дома Эдельгауз!

-33

Кстати, брандмауэр дома Эдельгауз должен быть хорошо знаком тем, кто хоть раз сдавал теоретический экзамен для получения водительских прав. Дело в том, что в билетах ГАИ есть сразу несколько вопросов, на которых изображён этот самый перекрёсток: уж не знаю чем так составителям теста приглянулось творение Бальди, но факт остаётся фактом!

Доходный дом на улице Марата

Дата постройки: 1913
Адрес: улица Марата, д. 36-38

В 1913 году Карл Бальди возвёл довольно необычный доходный дом на улице Марата, вызывающий у меня противоречивые чувства: с одной стороны, постройка интересна своей композицией, а с другой - её фасад утилитарен и скучен, словно заказчик приказал Бальди построить крупный жилой дом с минимально возможными затратами.

-34

Однако в рамках данной статьи нас интересует поиск закономерностей в творчестве автора, а потому дом на улице Марата хорошо вписывается в моё повествование. Да, Бальди снова использует свои любимые полукруглые эркеры на три окна, разнесённые по разным сторонам фасада на одинаковое расстояние друг от друга. Стабильность - признак мастерства!

-35

Доходный дом в готическом стиле

Дата постройки: 1914 год
Адрес: 4-я Советская улица, д. 42

Последней работой Карла Бальди в Петербурге стал скромный доходный дом, расположенный на 4-ой Рождественской (ныне 4-ой Советской) улице в Песках. И вот это здание, как ни странно, совсем не похоже на всё то, что строил до этого Бальди. Но тем оно и интересно!

-36

Довольно простое по своей композиции, здание на 4-ой Советской привлекает внимание своим оригинальным завершением: на последнем этаже здания мы можем наблюдать два шпиля, которые можно смело назвать пинаклями. А между ними расположился не менее оригинальный фронтон в готическом стиле, в центре которого находится круглое окошко, вызывающее ассоциации с "окном-розой".

Вся эта композиция является явной отсылкой к готической архитектуре средневековых европейских храмов. Вот только выполнена эта отсылка скорее в виде шутки: явно видно, что Бальди не пытается сымитировать готику, он скорее подшучивает над ней, нанося на фасад своей постройки слегка игрушечные элементы готического стиля!

-37

Да и стоит учитывать, что весь остальной фасад здания выполнен в крайне простых и скромных формах. Впрочем, Бальди явно нравилась его последняя работа - об этом говорит хотя бы тот факт, что архитектор прожил в одной из квартир этого дома два года (с 1914 по 1915 годы).

-38

Так что смею предположить, что перед нами интересный образец архитектуры ретроспективизма, выполненный без привычной для этого направления зодчества помпезности и монументальности. Этакий авторский взгляд опытного архитектора на не до конца близкий для него архитектурный тренд!

Заключение

На этом я завершаю свой рассказ, посвящённый жизненному и творческому пути Карла Бальди. Я надеюсь, что он был вам интересен, потому что лично я получил огромное удовольствие от подготовки данной статьи. Я буквально погрузился в творчество Карла Валериановича с головой!

В самом начале моей работы над этой статьей я не знал о Карле Бальди практически ничего. Однако внимательно изучив все его постройки, я искренно влюбился в творчество этого прекрасного зодчего - и этими своими чувствами я постарался поделиться сегодня с вами!

Карл Бальди - один из многих талантливых, но малоизвестных архитекторов Северной столицы. Так что мне ещё точно есть над чем работать: впереди у нас ещё много архитекторов, техников-строителей и гражданских инженеров, творчество которых всё ещё ждут отдельного разбора!