Найти тему
Пыль Халхин-Гола

ВВС РККА на Халхин-Голе. Скоростные бомбардировщики СБ. Часть 2

Автор: aeropravda

Часть 1 можно прочесть здесь.

4 июля

Красная Звезда 6 июля 1939 года с сообщением о Баин-Цаганском побоище
Красная Звезда 6 июля 1939 года с сообщением о Баин-Цаганском побоище

Обстановка за 4 июля по донесению командира 57 ОК Жукова и комиссара Никишева:

В течение ночи и до настоящего времени идут ожесточенные бои, доходящие до рукопашных схваток на всем фронте от горы Баин Цаган до р. Хайластын-Гол, особенно упорные бои идут в районе горы Баин-Цаган 5 км южнее, и юго-восточнее Брод конный, где противник, пользуясь исключительно выгодной местностью, использует свое фланговое положение. Группировка противника в районе горы Баин-Цаган на западном берегу р. Халхин-Гол, в основном, ликвидирована.

В 12:20 37 СБ (четыре эскадрильи) 38 полка вылетели на бомбардировку японских войск на восточном берегу Халхин-Гола в районе Баин-Цагана.

Две эскадрильи бомбардировали японские войска в районе брода Конный. По докладам экипажей сброшенные бомбы накрыли цели. Отходящие СБ были безрезультатно обстреляны японской зенитной артиллерией, а затем атакованы истребителями И-96. Стрелки СБ отогнали японские самолеты от бомбардировщиков, в бой вступили И-16 сопровождения.

Две другие эскадрильи 38 полка, за исключением двух потерявших строй СБ, бомбили японцев в районе озера Безымянного. Все 37 СБ без потерь вернулись на свои аэродромы.

Вероятно, что бомбы 38 авиаполка накрыли расположение командования японской 23 пехотной дивизии. От атаки с воздуха погиб начальник штаба дивизии полковник Оучи* (Colonel Ouchi Tsutomu), один из авторов плана японского наступления.

Летный (летчик, штурман, стрелок радист) и технический (техник и моторист) состав. 38 авиационный полк скоростной бомбардировочной бригады. Июль-август 1939.
Летный (летчик, штурман, стрелок радист) и технический (техник и моторист) состав. 38 авиационный полк скоростной бомбардировочной бригады. Июль-август 1939.

В 12:30 три девятки 150 АП перелетели на аэродром подскока в Араджаргаланта-Хид и с него приступили к боевым вылетам.

Японцы стреляют по советским бомбардировщикам из всего
Японцы стреляют по советским бомбардировщикам из всего

В 14:00 девятка СБ 150 полка (ведущий - командир полка Бурмистров) вылетела на бомбардировку скопления войск в район озеру Узур-Нур.

В 15:37 с высоты 5 200 метров сбросили почти три тонны бомб. В районе цели СБ были обстреляны ЗА и атакованы 9-12 японскими истребителями, один из которых по донесениям экипажей, был сбит стрелками-радистами. Японские истребители сбили один СБ, который сгорел в воздухе.

На аэродром вернулось шесть СБ, три из которых были «пробиты истребителями противника».

На сопровождение СБ вылетали 24 И-16, которые благополучно вернулись на свой аэродром, не встретив неприятеля.

Два подбитых самолета совершили вынужденные посадки на нашей территории. Один СБ на месте вынужденной посадки добили наши танкисты, экипаж не пострадал.

Второй СБ совершил посадку с раненым стрелком радистом. Летчик и штурман СБ оставили раненого стрелка-радиста у самолета и вернулись в Тамцак-Булак. Для розыска раненого отправляли автомобиль, но штурман «категорически отказывался выехать к месту посадки самолета». Только 7 июля раненый стрелок-радист был подобран наземными войсками и отправлен в госпиталь. Приказом начальника ВВС 1 Армейской Группы Гусева летчик и штурман были преданы суду чести.

В 15:00 две девятки 150 АП вылетели в район озера Яньху. Одна из девяток обладала хорошей групповой слетанностью, вторая была сводная - составлена из летчиков двух эскадрилий.

С высоты 3500 метров СБ сбросили 3 тонны бомб, и вскоре были атакованы японскими истребителями двумя группами по 10-12 И-96.

Первая из девяток продемонстрировала свою отличную групповую слетанность и отбилась от японских истребителей без потерь. 12 японских истребителей было сбито ответным огнем по донесениям экипажей "слетанной" девятки!

"Сводная" эскадрилья потеряла четыре самолета, еще два СБ вернулись с повреждениями. Стрелки-радисты заявили о двух сбитых японских истребителях.

В журнале боевых действий 150 полка отмечено: «японские истребители широко применяли метод атаки СБ с низу под плоскость».

Рисунок японского самолета И-96 из книги "Силуэты японских самолетов. М: Воениздат, 1938 г.". И-96 состоял на вооружении авиации императорского военно-морского флота (не воевал на Халхин-Голе). В МНР воевали армейские И-97, визуально похожие на И-96, но в упомянутой книге не описанные. Возможно поэтому в документах упоминался И-96.
Рисунок японского самолета И-96 из книги "Силуэты японских самолетов. М: Воениздат, 1938 г.". И-96 состоял на вооружении авиации императорского военно-морского флота (не воевал на Халхин-Голе). В МНР воевали армейские И-97, визуально похожие на И-96, но в упомянутой книге не описанные. Возможно поэтому в документах упоминался И-96.

Дважды Герой Советского Союза истребитель Арсений Ворожейкин описал этот бой в своих мемуарах:

С юго-запада, держась в колонне девяток, показались наши бомбардировщики. Дневной зной уже спал, воздух был прозрачен и спокоен. Самолеты шли, не испытывая толчков и потряхиваний, обычных в жаркое полуденное время. Поджидая нас, двухмоторные машины сделали круг над аэродромом и, когда мы, одиннадцать истребителей, заняли свои места сзади колонны, легли курсом на Халхин-Гол. На маршруте девятки, сомкнувшись внутри, подравнялись в линию, как на параде, и плавно плыли, поблескивая крыльями. Мы тоже сомкнулись, составляя как бы замыкающую группу всей колонны. Никто из нас тогда и не подумал, что такой боевой порядок очень неудачен для прикрытия.
Так близко свои бомбардировщики я видел впервые. В мирное время нам никогда не приходилось летать с ними вместе, отрабатывать учебные задачи по взаимодействию. Я внимательно разглядывал их светлые фюзеляжи, стрелков, готовых в любой момент открыть огонь по врагу. С удивлением и беспокойством я вдруг заметил, что снизу своими пулеметами они защищаться не могут — отсюда противник имеет возможность беспрепятственно на них нападать и бить наверняка.
...на стороне солнца маячила большая группа японских истребителей. Строй эскадрильи сразу разомкнулся в ширину, очевидно, все заметили противника. Не успел я сделать и полного поворота головы, как группа японцев начала возрастать в размерах. Снижаясь, вражеские истребители шли прямо к середине нашей колонны. Командир эскадрильи, защищая бомбардировщиков, развернулся навстречу нападающим И-97, увлекая за собой всех остальных летчиков.
... перед японцами открылась самая важная цель — впереди без всякого прикрытия шла колонна советских бомбардировщиков, на хвост которой, разбившись по звеньям, они и пошли без промедлений.
...«Толково делают!» — не без восхищения подумал я, невольно оценивая зрелость их тактического приема, говорящего между прочим и о том, что схема вооружения наших бомбардировщиков СБ знакома истребителям противника гораздо лучше, чем нам — расположение огневых точек на японских самолетах. Сейчас одно звено вражеских истребителей, нападая сверху, намеревалось привлечь на себя огонь наших стрелков и дать тем самым возможность двум другим звеньям подойти к строю СБ и расстреливать их снизу, с задней нижней полусферы, где бомбардировщики менее всего защищены...

В этом воздушном бою сражались 30 истребителей И-16 22 иап, в том числе летчики, получившие звание Героя Советского Союза за Халхин-Гол - Красноюрченко, Трубаченко, Пьянков, Скобарихин, Якименко, Гринев, Кравченко, Рахов и летчики, получившие свои награды уже после Халхин-Гола - Ворожейкин, Приймук. Несколько советских истребителей совершили вынужденные посадки, но потерь в летном составе не понесли.

Японцы продолжали атаковать СБ и после вынужденной посадки. СБ командира "сводной" эскадрильи японцы добили уже на земле.

Японцы осматривают обломки СБ
Японцы осматривают обломки СБ

По сравнению с 3 июля, наши бомбардировщики подняли высоту бомбометания с 3 до 5 тыс. метров и нанесли удар не только по тылам, но и по японским частям, непосредственно у линии боевого соприкосновения. Повышение высоты бомбардировки не привело к снижению потерь от зенитной артиллерии и от истребительной авиации.

-6

Командование 57 особого корпуса (Жуков и Никишев) в донесении №33 в Москву было лаконично и неконкретно:

наша авиация непрерывно бомбит группировку противника… Наши мероприятия: принимаю все меры [для] немедленной ликвидации Баин-Цаганской группы [в] районе брод Конный, одновременно принимаю все меры [к] созданию резервов

Документов, в которых командование 57 ОК более подробно докладывает о количестве самолето-вылетов, о местах бомбовых ударов, о потерях ВВС и о планах пока обнаружить не удалось.

Складывается впечатление, что командование 57 Особого корпуса вечером 4-го июля слабо представляло обстановку на фронте, план действий вырабатывало на ходу. Информация, направляемая в Москву, вероятно, не устраивала Наркома обороны и Генеральный штаб, что позже привело к организационным решениям.

Зам. командующего ВВС РККА комкор Я.В. Смушкевич, комкор Г.К.Жуков и дивизионный комиссар М.С. Никишев.
Зам. командующего ВВС РККА комкор Я.В. Смушкевич, комкор Г.К.Жуков и дивизионный комиссар М.С. Никишев.

----------------------------------------------

* Все или почти все японские слова, которые в английской транскрипции пишутся через "ch", в русской пишутся через "т". Например, любимый поклонниками аниме постфикс "-тян" пишется по-английски "-chan". Таким образом, фамилия "Ouchi" должна читаться "Оути". Но в тексте оставлен вариант, который использовал автор.

----------------------------------------------

Материал подготовлен читателем канала и очень знающим человеком aeropravda.

t.me/aeropravda

aeropravda