«Делай добро и бросай его в воду» (с)
Невозможно по-настоящему полюбить и почувствовать жизнь будучи застегнутым на все пуговицы. Жизнь иррациональна, это поток фантазии и творчества, а значит ее витальная энергия способна спасти от скуки и предсказуемого будущего даже самого примитивного обывателя - в этом кредо невероятного выдумщика и визионера Терри Гиллиама.
Если убрать весь антураж картины, то останется суть.
Главной фабулой фильма можно назвать чувство вины. Герой фильма Джек уходит из-за вины 'в себя'. Тогда как появляющийся на сцене чуть позже другой герой Пэрри, пытаясь справиться с тем же чувством, выходит 'из себя'. Джек хочет 'расплатиться' с виной, Пэрри - бежит от неё в поисках 'исцеления'.
Чувство вины как таковое – это очень разрушительное чувство, и Джек очень ярко демонстрирует это. Однако деструктивным оно становится в том случае, когда ничто не защищает от него, когда оно представляется бессмысленным. Смысл – вот что позволяет выдерживать вину.
Фраза «Прости меня», которую самодовольно репетирует Джек в начале фильма, приобретает поистине провидческий характер.
Настоящее прощение – это всегда Путь. Принять себя. Достичь ясности. Отринуть сомнения. Набраться решимости и без усилий сказать: Прости меня.
Поиск прощения – это и есть поиск смысла своей вины. Главное же требование к смыслу, которого ищет Джек, заключается в убедительности, а не в точности и объективности. И в этом плане одухотворенная фантазией легенда может быть более реальна, чем рациональное объяснение. Неспособный создать такой смысл сам, герой должен заразиться им у другого.
Об этом очень точно пишет медиевист Том Шиппи: «Необычность фильма «Король-рыбак» в том, что он показывает: мифы и небылицы воздействуют и на людей, ничего об этих мифах не знающих, поскольку, даже будучи неправдой, они отвечают нашей глубокой потребности. Исключив их из рациона современного воображения, мы рискуем получить душевную цингу, от которой не вылечат никакие телевизионные шоу и комические программы».
Притча о Короле-Рыбаке
"-Ты когда-нибудь слышал историю о Короле-рыбаке?
-Нет.
-Она начинается с того, как Король, будучи еще мальчиком, проводит одну ночь в лесу, в полном одиночестве. Чтобы доказать свою смелость и стать настоящим Королем. И вот, когда он в ночном лесу один, его посещает священное видение: из огня и пламени появляется Святой Грааль - символ милосердия Господнего. И голос молвит мальчику: Ты станешь Хранителем Грааля, который сможет излечивать сердца человеческие!
Но мальчика ослепили более масштабные видения жизни, наполненные властью,славой и красотой. И в таком состоянии радикального изумления он на какое-то мгновение чувствует себя не просто мальчиком, а непобедимым, как сам Господь.
И он протягивает руку в огонь, чтобы взять Грааль, но Грааль исчезает. В руку мальчика впивается пламя, оставляя глубокий ожег.
Проходят годы, мальчик подрастает, его рана становится все глубже и глубже, пока в один прекрасный день жизнь совсем теряет для него смысл. Он не верит никому, даже себе. Он не может любить или чувствовать чью-то любовь. Он болен прошлым печальным опытом,и начинает умирать...
Однажды глупец случайно забредает в замок и находит Короля в одиночестве. Будучи глупцом, он, конечно же, слабоумен.
Глупец не видит перед собой Короля.
Он видит только человека, пребывающего в одиночестве и боли. Он спрашивает Короля" Что тревожит тебя,друг?
Король отвечает: Я хочу пить. Мне нужно немного воды, чтобы освежить глотку.
Глупец берет кубок, стоявший около королевской кровати и,наполнив его водой, придает Королю. Как только король отпивает немного, он понимает,что рана его исцелилась.
Он смотрит на Чашу и она оказывается священным Граалем, который он искал всю свою жизнь.
Он обращается к глупцу и говорит в изумлении: Как ты нашел то, что не смогли найти мои самые умные и смелые?
И глупец отвечает: Я не знаю. Все, что я знал ,так это то, что Вы хотели пить..." (с)
Герой Робина Уильямса после травмы получает новую личность, в то время как Джек оказывается сломленным, лишенным желаний и воли неудачником. Говоря проще, это Джек лишается смысла, поддерживавшего его жизнь, в то время как Перри лишается прежней жизни, и для него проблема состоит в принятии потери в рамках новой жизни то есть создания места для памяти и скорби. И жизнь то его полна смысла: поиск Грааля и борьба с Красным Рыцарем, и именно поэтому в финале он не становится вновь профессором истории Генри Сэйгоном.
Трансформация героя Бриджеса происходит тоньше: из цинизма он переходит в апатию, а затем, возвращая себе желания и чувства, он отнюдь не становится романтиком, он становится самокритичным циником, потому как принимает значимость тех вещей, в которые не верит или не осознает их. Среди таких вещей он в конце концов открывается своим чувствам и обнаруживает свою любовь к Энн.
Воображение – это весьма серьезная сила, поддерживающая и даже спасающая душу человека. Это та сила помогающая жить, находить или создавать смысл.
И мир, и наша личность в значительной степени зависимы от воображения. Метфора Грааля, а значит и спасения, существует не просто в воображении, но и через него. Мир не ограничивается одним измерением, поскольку это делает невозможным самого человека. Воображение в некотором смысле самоценно – оно не инструмент для жизни или счастья, оно и есть это условие для существования иначе.
Это может быть как постепенное сочинение личного мифа, так и внезапный инсайт, меняющий восприятие вещей. Первое – случай Перри, второе – ближе Джеку.
Для исцеления Джеку необходимо найти в себе те качества, которые он полностью отверг — чтобы стать более целостным. А именно — стать дураком.
Но, как это бывает и в жизни, точка боли становится точкой отсчёта для личностной трансформации. Джек встретит своего дурака, неприглядного безумца, и не сможет легко от него отделаться, их судьбы будут слишком тесно переплетены. Он буквально, во всех смыслах вложится в существование и процветание этого странного человека, проникнется к нему эмпатией и любовью. Дурак не останется в долгу — научит Джека не бояться быть естественным и настоящим. Поможет ему испить святой воды из Чаши Грааля.
Если же мы снова вернемся к притче о Короле-рыбаке, рассказанную в парке, то станет ясно – спасение в простоте, в той простоте, которой порой доступна лишь дураку. Парадокс притчи, равно как и реальных жизненных обстоятельств заключается в том, что очень часто самое простое сложно – просто взять и попросить. Попросить о помощи. Попросить о прощении. Сложность здесь в том, что все, что так легко присоединяется к этому жесту – эгоизм, слабость, гордыня, формализм, сомнение – все это разрушает простоту, лишает жест настоящего эффекта.
И скорее всего в целом для Перри и Джека безумие – все же больше благословение, чем проклятие, это способ взорвать скучные клише обыденной жизни и полюбить ее непредсказуемость и спонтанность.
Стать счастливым мечтает каждый, но это всего лишь мимолётное состояние. Другое дело — ощущение полноты жизни, оно довольно устойчиво, ибо связано с глубинной трансформацией человека. Чем более целостным становится человек, тем больше жизнь приносит ему радости и удовлетворения. Выходит, что Чаша Грааля у каждого будет своя, и способы испить из неё — тоже.