О реструктуризации системы проверок бизнеса в интервью Business FM говорил замминистра экономического развития Алексей Херсонцев. Также он рассказал, как идет реформа, известная под названием «регуляторная гильотина».
Весной правительство объявило о моратории на плановые проверки ИП и малого бизнеса до конца года. А позже премьер подписал постановление об отмене таких проверок для большей части российских компаний в следующем году. По словам Алексея Херсонцева, с марта в рамках моратория было отменено около 240 тысяч проверок — как плановых, так и внеплановых. Для сравнения: проверок стало примерно в 2,5 раза меньше, чем в 2021 году. Но, разумеется, под мораторий не попали рисковые объекты, говорит Алексей Херсонцев:
Алексей Херсонцев замминистра экономики «Мы договорились и включили это в мораторий о том, чтобы плановые проверки в этом году не проводились, за исключением случаев, где были максимально высокие риски: это социально значимые объекты — школы, детские сады. Значит, это различные опасные объекты первого-второго класса опасности и так далее. Что касается внеплановых проверок, то по факту на их проведение тоже был мораторий, поскольку существенно был сокращен и ограничен перечень оснований, по которым можно было проводить внеплановые проверки».
Как говорит замминистра, государство в лице инспекторов при проверках рисковых объектов, таких как школы и больницы, по сути, начинает штрафовать само себя. Но со следующего года проверки планируется заменять на профилактические визиты. По их итогам контролеры будут выдавать обязательные для таких организаций рекомендации:
«Если вы как надзорное ведомство приходите проверить, например, школу и находите там нарушение, вы начинаете эту школу штрафовать. Во многих случаях недоработки, связанные с пожарной безопасностью, связаны с поведением учредителя — недофинансирование, невыделение средств на те или иные вещи и так дальше. Ситуация достаточно странная, когда государство начинает штрафовать само себя. Мы договорились: следующий год будет пилотным, то есть мы их заменяем на вот эти обязательные профилактические визиты, когда инспектор приходит именно с визитом, а по итогам его выдает рекомендации в адрес учредителя, а не руководителя соответствующей организации. Но надо сказать, что мы рассматриваем эти рекомендации как правообязанность, то есть как рекомендации, которые обязательны к исполнению».
В 2021 году было проведено 880 тысяч проверок российских организаций. А в 2022-м — уже около 330 тысяч. Мораторий на плановые проверки для малого бизнеса ввели еще в 2016 году, потом его продлевали. И, как говорят в Минэкономики, сокращение проверок за эти шесть лет не привело к увеличению аварийности предприятий. При этом внеплановые проверки не отменяли. Но и для них изменили основания:
«Во-первых, подавляющее большинство внеплановых проверок можно было провести только по согласованию с прокуратурой. Во-вторых, в качестве оснований проведения внеплановых проверок практически всегда выступали основания, связанные с непосредственным причинением вреда жизни и здоровью, когда или виден факт уже такого причинения, или непосредственно создается угроза вреда жизни и здоровью. Поэтому в итоге эти решения привели к тому, что с 10 марта в рамках моратория было отменено порядка 240 тысяч проверок: это где-то 180 тысяч плановых проверок было исключено из плана и порядка 60 тысяч внеплановых, которые к тому моменту тем или иным образом были инициированы».
Еще один важный момент. Срок исполнения предписаний контролеров, выданных организациям или ИП до 10 марта, продлили на три месяца. То есть бизнес получил 90 дней на то, чтобы выполнить требования инспекторов. Возникает резонный вопрос: чем во время моратория занимаются проверяющие? В законе о госконтроле есть вышеупомянутое понятие — «профилактический визит». Его первое ключевое отличие от обычной проверки в том, что результатом становятся не предписания об устранении нарушений и штрафы, а лишь рекомендации, которые бизнесу дают инспекторы. А второе отличие в том, что такие визиты для бизнеса — обычно дело добровольное:
«Ты в большинстве случаев вправе отказаться от профилактического визита, если он тебе предложит. У тебя есть на это право, то есть это добровольное действо, и ты можешь, в принципе, говорить о том, что нет, я не хотел бы, чтобы ко мне приходил контролер. Но практика показывает, что если к тебе приходит контролер и при этом у тебя нет вот этого страха перед тем, что сейчас тебя накажут и так далее, то это взаимодействие происходит гораздо более полезным для обеих сторон. И оно приводит к тому, что бизнес получает информацию о том, где что нужно поправить, устранить».
Сокращение проверок можно назвать частью так называемой регуляторной гильотины. В 2019 году власти начали большую реформу контрольно-надзорного законодательства. Самые известные примеры — толщина яичницы или ветошь, которой рестораторы раньше были обязаны мыть посуду. Но, конечно, реформа касается множества отраслей. Результатом, как заявили в Минэкономики, стало то, что отменили больше 12 тысяч устаревших актов. А вместо них приняли 447 новых нормативов. Такие проекты, по словам Херсонцева, задают еще и «культурные перемены». И вот что имеется в виду:
«Наши коллеги, разрабатывая те или иные акты, понимают, что эти акты будут размещаться публично как проекты актов, что по ним нужно будет получать те или иные или делать те или иные обоснования, консультироваться с бизнесом. И уже в этот момент от тех или иных решений ведомство отказывается».
Как заметил собеседник, несмотря на культурные перемены, у ведомств и бизнеса все равно разные мнения о том, как идет реформа, какие она приносит результаты, и у каждой стороны своя статистика. Но с точки зрения правительства, как заметил Алексей Херсонцев, в целом бизнес ведет себя добросовестно и системных отклонений в кабмине не видят.