Чтобы рассказать об органическом опыте фермерского хозяйства «Елизар-Полесье» (г. Наровли, Гомельская область), ставшего победителем конкурса «Экологически дружественный фермер Балтийского региона – 2022», нужно начать с предыстории. А там — как в сказке: не было бы счастья, да несчастье помогло. О том, как обидное банкротство крупного предприятия привело к переосмыслению подходов к хозяйствованию и внедрению экологических практик, рассказали основатели «Елизар-Полесье» Павел и Алеся Елизаровы.
Купили санаторий для кроликов
В семье Павла Елизарова фермерство, можно сказать, в крови. Отец держал крепкое подсобное хозяйство и привил соответствующий интерес сыну. В 2000-х Павел начал заниматься кроликами: приобрёл первых трёх животных, и дело пошло. Через девять лет поголовье ушастых выросло за рамки любительского. Потребовалось расширение.
— Мы узнали, что за условную базовую на аукционе в Наровлянском районе продаётся территория бывшего санатория «Полесье». Так как других вариантов особо не было, решили рискнуть. Здесь были подходящие помещения и простор вокруг, — вспоминает Алеся Елизарова.
Так в 2009 году появилась фермерское хозяйство «Крольштадт», специализирующееся на выращивании кроликов и перепелов. За несколько лет оно выросло и стало одним из самых крупных в стране в своей нише. В пиковые годы поголовье «Крольштадта» составляло более 5000 кроликов и 12 000 перепелов-несушек.
— Развиваясь, мы сделали ставку на заёмные ресурсы. Но произошли изменения в кредитной политике, что привело к резкому вымыванию оборотных средств. Около 60% выручки приходилось отдавать на погашение задолженности. При этом издержки в кролиководстве за счёт дорогостоящих кормов доходили до 90%, — рассказывает Павел Елизаров. — При рентабельности работы в 10-15% через 3-4 месяца мы уже не могли обеспечить нормальное функционирование. Так, в 2015-м «Крольштадт» был признан банкротом.
Выжить помогли овцы
Когда эмоции немного улеглись, а бумажные вопросы решились, Елизаровы начали думать, как поступать дальше:у них остались только материальная база и опыт. А еще вокруг санатория-фермы были сотни гектаров пойменных лугов, густо заросших кустарниками.
— Тогда мы задумались над овцеводством. Это были именно те животные, которых можно выращивать, опираясь исключительно на имеющиеся ресурсы, — вспоминает фермер.
На момент банкротства «Крольштадта» у Елизаровых было с десяток овец, которые содержались «в довесок» к основному хозяйству. Именно с них и стартовало новое дело. Чтобы сформировать поголовье, фермеры начали покупать животных у местных земледельцев. В «компаньоны» к овцам решили добавить и коз. В 2017 году было зарегистрировано новое хозяйство «Елизар-Полесье».
Как получить «домашнюю дичь»
В настоящий момент поголовье «Елизар-Полесье» насчитывает около 150 овец и 100 коз. Можно сказать, что это необычное хозяйство, но не из-за его специализации. Всё дело в подходе к содержанию животных.
— Круглый год они находятся на выпасе. Мы практически не заготавливаем корма. И овцы, и козы способны добывать себе пищу в естественных условиях, даже зимой из-под снега. Правда, чтобы они наелись, выпас должен быть не меньше 8 часов в сутки.
Так Елизаровы одним махом уладили сразу несколько важных вопросов. Во-первых, финансовый: полностью отпала необходимость в комбикормах, добавках, витаминах. Животные круглый год получают натуральную, сбалансированную природой пищу.
Во-вторых, решается проблема возврата в сельхозоборот заброшенных земель. Копытные активно обгладывают дикоросы, кустарники погибают, заросли лозы постепенно превращаются в луга, на которые возвращается характерное им биоразнообразие.
В-третьих, на выходе получается абсолютно экологичная продукция. Елизаровы не только не используют добавок, но и практически отказались от медикаментов для животных. У фермеров есть лишь минимальная аптечка для экстренных случаев. Плюс животных обрабатывают от гельминтов.
— Благодаря такому содержанию мясо получается полезным, вкусным и без каких-либо специфических запахов, — рассказывает Алеся Елизарова. — У нас как-то барашка покупали кавказцы, так всё хотели выведать, в чём я вымачивала мясо. Уж больно понравилось. А оно действительно ароматное — особенно осенью, когда основной рацион животных составляют дикие яблоки и груши.
Из-за территориального расположения хозяйства Елизаровы регулярно проверяют выращенное мясо на радионуклиды. И их уровень еще ни разу не был превышен. Даже более того: фермеры отмечают, что он находится фактически на том же уровне, что был когда-то и у крольчатины, которая выращивалась исключительно на импортных кормах.
Полуостров для новых планов
Как отмечает глава семьи Елизаровых, со сбытом продукции проблем нет. Например, в этом году под реализацию планировалось около 50 голов, и уже в начале декабря весь лимит был исчерпан.
— Люди, которые следят за своим здоровьем, ценят нашу продукцию, — отмечает Павел Елизаров. — Единственное, чтобы ферма приносила стабильный доход, нужно наращивать поголовье. Чем сейчас активно и занимаемся. За породами не гонимся, делаем ставку на местную селекцию. Как показала практика, эти животные больше адаптированы к нашим условиям.
Чтобы расти дальше, в ближайшее время фермеры планируют взять в аренду еще 150 га земли. С новыми угодьями связаны и новые планы.
— В площади, на которые готовятся документы, входит полуостров —фактически изолированная территория. Возможно, на ней попробуем по такому же естественному принципу разводить кроликов, — делится планами Алеся Елизарова. — Есть мысль также о частичной переработке мяса, но это в будущем. Актуален и вопрос продажи шерсти.
Изменяют берег Припяти и восприятие людей
С того момента, как Елизаровы начали хозяйничать на территории бывшего санатория, берег протекающей рядом Припяти заметно преобразился. И дело не только в козах и овцах, которые помогают бороться с кустарниками.
— Когда мы сюда приехали, территория многим напоминала свалку. Мы навели порядок в надежде, что остальные поддержат нашу инициативу. Но ошиблись. Чистый берег стал привлекать ещё больше отдыхающих, которые чаще всего не убирали за собой. Такому поведению мы объявили бой, — рассказывает Алеся Елизарова.
Фермеры начали активно привлекать соответствующие службы, подключили социальные сети и районную газету. Теперь местные знают: оставишь после себя мусор на берегу — с большой вероятностью попадёшь «на доску позора» и получишь штраф.
— Зачем мы это делаем? — упреждает вопрос глава семейства. — Мы как индейцы, которые ценили природу не из-за прогрессивных идей, а из-за понимания её важности для выживания. Не знаю, захотят ли однажды дети жить рядом, но я сделаю всё, чтобы земля, находящаяся в моих руках, подошла для этих целей.