Найти тему

Неметаллические материалы в автомобилестроении

В настоящее время в автомобильной промышленности широко приме­няют неметаллические материалы. Некоторые из них благодаря не­большой плотности, относительно высокой прочности, красивому внешнему виду, дешевизне и т. д. часто успешно заменяют металлы.

Пластические массы (пластмассы) — это органические вещества, пластичные в начальной стадии производства, но утрачивающие это качество после нагрева и прессования. Поэтому изделиям из пласт­масс можно легко придать прессованием или литьем любую, даже очень сложную форму. При производстве пластмасс к исходным

про­дуктам-смолам — добавляют пластификаторы, наполнители, отвердители и красители. Красителями пластмассам придают любую окраску, что делает их красивым облицовочным материалом.

Фенолальдегидные пластмассы приготовляют смешиванием с по­следующим нагревом фенола, формалина и катализатора — нашатыр­ного спирта или уксусной кислоты. При использовании нашатырного спирта получают бакелит, а при добавлении уксусной кислоты — карболит. Из карболита изготовляют крышки прерывателей-распре­делителей и другие детали сложной формы. Из бакелита можно при­готовить бакелитовый лак, если прибавить к нему равный объем дена­турированного спирта. Бакелитовый лак используют как связующее вещество при изготовлении слоистых пластмасс и как клей.

Карболитовый штекер прикуривателя и крышки трамблера. Фото взято из: https://elektro-markt.ru/katalog/prikurivateli-voltmetry-usb/gnezda-i-shtekera-prikurivatelya/shteker-v-prikurivatel-karbolit
Карболитовый штекер прикуривателя и крышки трамблера. Фото взято из: https://elektro-markt.ru/katalog/prikurivateli-voltmetry-usb/gnezda-i-shtekera-prikurivatelya/shteker-v-prikurivatel-karbolit
Карболитовая крышка трамблера. Взято из: https://www.drive2.ru/l/455568075513661077/
Карболитовая крышка трамблера. Взято из: https://www.drive2.ru/l/455568075513661077/
Бакелитовая крышка
Бакелитовая крышка

Слоистые пластмассы — это пропитанные бакелитовым лаком листовые волокнистые материалы. При пропитывании и прессовании многослойной хлопчатобумажной ткани получают текстолит. Малый коэффициент трения и значительная прочность позволяют при­менять текстолит для таких деталей, как шестерни привода распреде­лительного вала двигателя и др.

Текстолитовая шестерня привода ГРМ двигателя ЗМЗ
Текстолитовая шестерня привода ГРМ двигателя ЗМЗ

Пластические массы широко используют для изготовления корпу­сов различных приборов, штурвалов, рукояток, рычагов и кнопок, деталей кузова и электрооборудования автомобилей.

Прокладочные материалы. Паронит— это листовой вулканизиро­ванный материал из смеси каучука, наполнителей и асбестового волок­на. Из него изготовляют прокладки в соединениях, работающих в бензине и масле.

-5

Клингерит — листовой материал, состоящий из смеси асбеста с каучуком, графитом, суриком и окисью железа. Употребляют для герметизации емкостей для любых жидкостей и газов.

Клингеритовая прокладка водяного коллектора трактора Т-170
Клингеритовая прокладка водяного коллектора трактора Т-170

Металлоасбестовые прокладки, изготовленные из асбестового кар­тона, облицованного с двух сторон мягкой листовой сталью или ар­мированного металлической сеткой, широко применяют в автомобиль­ных двигателях.

-7

Асбест используют также в качестве основы ряда материалов, применяемых для изготовления деталей разнообразных фрикционных устройств — накладок тормозных колодок, ведущих дисков сцепления и т. д.

-8

Кроме материалов на асбестовой основе, для прокладок и уплот­нений широко используют пробку, войлок и картон.

Из пробки изготовляют прокладки и сальники картера двигателя, системы питания и др.

-9

Войлоком уплотняют открытые сочленения; он идет на изготовле­ние сальников (например, в рулевом управлении, подшипниках колес и т. д.) и прокладок.

Войлочный сальник полуоси. Взято из: https://www.drive2.ru/l/564004111268184142/
Войлочный сальник полуоси. Взято из: https://www.drive2.ru/l/564004111268184142/

Из картона делают прокладки для уплотнения таких соединений, как ступица колеса — полуось (приводной вал), коробка передач — крышка коробки передач и т. д.

-11

Резина — эластичный материал, из которого изготовляют автомо­бильные шины и много других деталей (например, для уплотнения тормозной системы, кабины). Исходные продукты для получения ре­зины — каучук и сера. Резину получают обработкой смеси каучука с 3—5% серы. При температуре 140—145° С сера вступает в химическую реакцию с каучуком, и в результате получают резину. Этот про­цесс называют вулканизацией. Чтобы улучшить качество, удешевить и облегчить производство, к резиновой смеси добавляют ускорители вулканизации (цинковые белила, окись свинца), усилители (сажа, као­лин), умягчители (парафин, смола), наполнители (мел, тальк), противо-старители и красители.

-12

Эбонит— материал, сходный по составу с резиной, но твердый и неэластичный. Серы в нем содержится до 30%. Эбонит обладает высо­кими электроизоляционными свойствами, кислотостоек. Из него де­лают баки аккумуляторных батарей.

Фото взято из:https://autoparts-nk.ru/products/TYUMEN%2520BATTERY/6CT75L.html.
Фото взято из:https://autoparts-nk.ru/products/TYUMEN%2520BATTERY/6CT75L.html.

Конечно полный перечень материалов более обширен. Сегодня закончим на первых, которые появились в автомобилестроении.

Всем спасибо за прочтение. Всего доброго!