29 декабря в филиале библиотеки № 6 на улице Кирова прошла выставка старых игрушек. А волжане, чье детство пришлось на военное время, вспомнили свои первые детские безделицы-самоделки.
Читальный зал был тщательно подготовлен к предновогоднему торжеству: дождик, мишура, гирлянды и аккуратно расставленные на читательских столах видавшие виды ёлочные украшения вперемешку с уже потрепанными, но все еще милыми и трогательными мягкими игрушками.
- Мы жили в Новосибирске и моей первой куклой была Ася, - поделилась с «Волжской правдой» председатель волжского отделения ВОО «Дети войны» Светлана Караянова, - С глиняной головой, в ситцевом платьице, а руки и ноги - тряпочные и набитые ватой. Я помню, как мы ее первый раз постирали, и она скомковалась и приобрела такой грязноватый оттенок. А когда я ее роняла, глина откалывалась, и из головы лезла солома. Мы, конечно, подклеивали как могли. Я до сих пор помню ее глиняную голову, отбитый нос и самую лучшую в мире улыбку…
Заведующая филиалом Татьяна Попова поведала своим неизменным слушателям о ёлочной традиции, зародившейся в Германии для задабривания злых духов, ее появлении в нашей стране в 1852 году, запрете в 1925-м и возобновлении в 1935 году, о смысловой нагрузке украшений, начиная от горящих свечей, согревающих души, до звенящих колокольчиков, отпугивающих нечистую силу, и, конечно же, о ёлочных бусах, родиной которой является Россия.
-Все игрушки, выпущенные в Советском Союзе, были со смыслом и привязаны к каким-то событиям. – рассказала ведущая, - например, после кинофильма «Карнавальная ночь» в магазинах появились ёлочные игрушки в форме часов, стрелки которых показывали без пяти минут двенадцать. После полета Юрия Гагарина это были космонавты. Знаменитый фильм «Цирк» заполонил витрины магазинов покорителями арены. А когда спасли челюскинцев, на елках поблескивали белые медведи и полярники. Были даже дирижабли с надписью СССР и воздушные шары с символикой испанской войны…
В годы Великой Отечественной войны с игрушками было тяжело, и в ход шли все подручные средства. Битые лампочки, свернутые из газет фигурки и прочее.
- Моя первая ёлка была в третьем классе, - рассказала нам Юлия Белоусова, - Я родилась в 1937 году в Сталинграде, потом меня забрала бабушка в Чернышковский район в хутор Ёлкин с сестрой. Какие там игрушки… Не было ничего. Впервые директор школы в 1947-м привез с района ёлку. А на уроках мы из газеты делали гармошки, корзиночки, лодочки и чёртиков… Вот такой была моя первая ёлка в ёлкинской школе.
Дети военного поколения вспоминали свои первые безделицы с влажными глазами. И в то же время с такой теплой и легкой улыбкой, с какой каждый из нас вспоминает о своем детстве. Каким бы оно ни было.
- Любимая игрушка? - вспоминает Любовь Ивашкина, - Да у нас их и не было... Я училась на Сахалине. Тогда в 1949 году мне было восемь, и я только пошла в первый класс. А первая игрушка у меня появилась где-то в 51-52-м. Бабушка выделила мне старое одеяльце. Я его свернула в трубочку, перевязала веревочкой, чтобы не разворачивалось, надела на головку свой старый детский чепчик, нарисовала мордочку: глазки, носик, ротик. Вот такая у меня была первая кукла. Да и вообще, магазинных игрушек у меня и не было… Мы ведь тогда уже работали. В совхозе. Помогали лук высаживать. Не до игрушек было…
Наблюдая за сменой кадров, дети, видевшие войну, не могли от них оторваться. Первый завод елочных украшений в Клину, образцы советских подвесных игрушек, игрушек на прищепках, стеклярусные бусы…
-У меня была кукла Глора, - рассказала Светлана Лавренкова, - Не помню. откуда появилось это имя. Мне сестра ее сшила сама. Волосы сделала из льна, сплела косички. Целлулоидные головки продавались. Почему Глора – не знаю. Любила ее ужасно и спала с ней. Но однажды мама купила курицу, распотрошила ее, и я решила сделать из перьев и пуха своей Глорочке матрасик. Но заразилась куриными вшами и ручки покрылись болячками. Это для меня была такая беда… Я до сих пор это помню…
У тех, кто родился чуть позже, были свои ёлочные истории. Уже более блестящие и праздничные.
- У меня День Рождения 2 января, - поделилась с «Волжской правдой» Ольга Шевякова, - в этот день к нам полпоселка стекалось. Мой папа-коммунист, мама – завуч школы. А двоюродный брат из города Орска всякий раз на Новый год передавал с машинистом поезда ёлку. Проходящий поезд подходил к станции на несколько минут, и нам сбрасывали елку. Такую зеленую красавицу, которая была в сто раз лучше школьной. Она стояла в комнате очень-очень нарядная. Поэтому для меня с самого детства лучшие игрушки были именно новогодние. Шары и сосульки. На нашей ёлочке их всегда было великое множество! А еще я любила своего пупса. Он был без имени, но мы очень дружили.
Посетили игрушечный праздник детей войны и Дедушка Мороз, в миру председатель волгоградского регионального отделения ВОО «Дети войны» Анатолий Могильников, со своей ледяной внучкой. Зачитали гости московские поздравления, выслушали стишки, как от детей, так и от взрослых, и, конечно же, поздравили всех новогодними сувенирами.
Завершился игрушечный праздник общей фотографией на память и уютным застольем с домашней выпечкой и чаем, во время которого серебряные волжане еще долго продолжали вспоминать все новые и новые подробности своих игрушечных историй.