"Никитин подарочек", - называл это решение мой дедушка, не жаловавший "кукурузного" генсека. Дед прошел всю войну и отлично представлял, как вели себя те "жертвы режима", которых освободил "дорогой Никита Сергеевич" как раз в десятую годовщину окончания Великой Отечественной войны. А все для того, чтобы потрафить "другу Конраду" - Конраду Аденауэру, тогдашнему канцлеру ФРГ.
Никита Хрущев вошел в историю не только как разоблачитель "культа личности", но и как человек, который отпустил на свободу бандеровцев и других пособников фашистов.
Судьба фрицев и их приспешников
После войны в Советском Союзе оказалось больше трех миллионов военнопленных немцев. Тех, кто был замешан в военных преступлениях, судили и казнили, остальных отправили восстанавливать разрушенные их же руками города и села, поднимать народное хозяйство.
И вместе с немцами несли кару их подручные - бандеровцы, власовцы, "лесные братья" и им подобные. Фрицы считали их недочеловеками, но охотно использовали их при совершении самых гнусных дел, таких, как сожжение тысяч русских, белорусских, украинских деревень вместе с их жителями от мала до велика (самый знаменитый пример, о котором рассказывалось в любом школьном учебнике - белорусская Хатынь).
"Аденауэровская амнистия"
И вот Хрущев в качестве жеста доброй воли распорядился вернуть в Германии пленных немцев. Заодно под амнистию попали и их приспешники - те, кто был осужден на срок до 10 лет, вышли на свободу, всем остальным срок отбывания наказания сократили вдвое.
Как выяснилось в недавнее время, под амнистию попали даже вояки из зловещей дивизии СС "Галиция" - те самые, потомки которых признаны на современной Украине пострадавшими от советского режима национальными героями.
Некоторые из освобожденных вернулись в родные края, тем более что никакие ограничения на этот счет не предусматривались, другие оседали неподалеку от мест своего заключения - в Сибири или Казахстане, обзаводились семьями, старались не афишировать свое прошлое перед чужими и даже придумывали себе доблестные боевые биографии.
И продолжали надеяться на то, что рано или поздно Советская власть падет и их идеи восторжествуют. Тем более что их "сподвижники", успевшие бежать вместе с немцами на запад в последние месяцы войны, вещали на волнах зарубежных "радиоголосов": "Заграница нам поможет".
Почему Хрущев так поступил?
Так почему же Хрущев принял это безумное, по большому счету самоубийственное решение, результаты которого "аукаются" на обширном постсоветском пространстве десятилетия спустя?
Во-первых, чтобы казаться "хорошим" и "своим" в глазах "мирового сообщества". Меньше чем через год он выступит на ХХ съезде компартии, осудив в закрытом докладе сталинский культ личности и прочие реальные и мнимые грехи своего предшественника, положив начало развесистой антисталинской мифологии и позволив зарубежным "друзьям" надеяться на скорые политические перемены внутри Союза. Хотя "холодная война" продолжалась, но лед тронулся и время стучать ботинком по трибуне ООН еще не пришло.
Во-вторых, Хрущев помнил опыт примирения "красных" и "белых" после ожесточенной Гражданской войны и рассчитывал успешно повторить его тридцать с лишним лет спустя.
Хотя раны, причиненные Советской стране вражеским нашествием, уже залечивались, каждая пара сильных рабочих рук по-прежнему была на счету, особенно в сельском хозяйстве. А ведь многие из бандеровцев как раз были выходцами из сельской местности.
Загладив вину перед советской Родиной, они становились вполне уважаемыми гражданами - ударниками труда и даже орденоносцами. А те, кому удалось ускользнуть от заслуженного наказания, даже рассказывали школьникам и журналистам выдуманные тут же истории о своих подвигах в рядах Советской армии, и были очень недовольны, когда их разоблачали. Затеряться на необозримых просторах Советского Союза было проще простого!
Но главное, что действительно идейные предатели копили в своих сердцах ненависть к Советской власти и к нормальным людям, которые не стали подручными фашистов, шептали: "Дай срок" и передавали эту ненависть своим детям и внукам.
Словом, расчет на то, что власовцы и бандеровцы с ними исправятся по-настоящему, был провальным с самого начала. В реальности они не только не перековались, но и породили духовных наследников. Результаты мы наблюдаем ежедневно.
Все как говаривал мой дедушка, любивший цитировать пословицы: "Черного кобеля не отмоешь добела" и "От осинки не родятся апельсинки".