Найти тему
Ваши Новости

Литературные итоги 2022

Оглавление

Пришло время подведения литературных итогов года. О том, какие книжные плоды принес нам грозовой 2022, мы поговорили с четырьмя абсолютно разными и при этом одинаково успешными, знаковыми российскими авторами/учеными/критиками и, проще говоря, профессиональными знатоками литературы.

«Бункер на Лубянке» – народу!

Забудем про ложную скромность, в уходящем году «Бункер на Лубянке» (aka редакция «Ваших Новостей») стал одним из центров литературной жизни столицы. Мы не только проводили концерты, встречи с писателями и презентации новых книг. Триумвират наших онтологических братьев (Прилепин, Колобродив и Демидов) перешел от индивидуального творчества к совместному созиданию тех самых русских кодов. Об этих проектах расскажет их соавтор – поэт и критик Олег Демидов.

«ВН»: – Олег, сразу две книги вышли в этом году за авторством Захара Прилепина, Алексея Колобродова и Олега Демидова. Расскажи о них.

-2

– Во-первых, вышли сразу два тома полного собрания стихотворений Эдуарда Вениаминовича Лимонова. До этого никто не пытался собрать их, прокомментировать. И когда начинаешь погружаться в его биографию, в его стихи – всё это выглядит совершенно по-новому. Мне кажется, мы сделали очень большое дело для будущих поколений, составив это полное собрание. Сейчас вышли первые два тома, но будут еще третий и четвертый – в 2023 году. Там тоже будут свои сюрпризы. Первый том – это самые известные стихотворения, его ранний период, с 1967 года по 1974-й, когда он эмигрировал. Во втором томе – абсолютная уника, это «тетрадь Микеланджело», которую мы датируем концом 50-х – началом 60-х, когда Эдуард Вениаминович носил еще родную фамилию Савенко. И это ученические стихотворения, написанные, когда он попал в психиатрическую лечебницу, когда он был просто хулиганом и рабочим. И в этом же томе – целый пласт стихов, который называется «Девять вельветовых тетрадей», они из архива Вагрича Бахчаняна, который и придумал псевдоним «Лимонов».

-3

Захар Прилепин в свое время общался то ли с самим Бахчаняном, то ли уже с его вдовой и попросил для этого собрания отсканировать эти «вельветовые тетради». Там попадаются и какие-то дневниковые записи, и попытки начать прозу. То есть это абсолютная уника! Третий том – это будет эмигрантский период, плюс возвращение на Родину. Четвертый том – это последний его сборник, который мы все видели, читали и любили, плюс я надеюсь, что нацболы (в данном контексте – просто политические единомышленники Лимонова – прим. ред.) в конечном итоге дадут нам еще не опубликованный сборник, предсмертный. Лимонов хотел его издать, но перечитал и понял, что стихи слишком мрачные и пусть лучше потомки издадут их после его смерти.

Вторая наша книга – это «Антологии русской военной поэзии 2014–2022 гг. Воскресшие на Третьей мировой». Поводом для ее создания послужило 24 февраля. Мы увидели, что литературное пространство разделилось как-то непропорционально. Есть безумное количество людей, которые посчитали, что Россия делает что-то неправильно, и для нас было принципиально показать тех прекрасных поэтов, которые были на стороне России, несмотря ни на что.
-4

И получилась бомбическая книга. О ней много говорят, много спорят – и со стороны либералов, и со стороны почему-то патриотов всех задевает эта книга. Либералы говорят, что мы «рашисты», а патриоты такого сермяжного плана считают, что это Z-поэзия, не настоящая поэзия. Потому что авторы «не выезжали на передовую и не видели войну в лицо». Но если почитать стихи, то мы увидем, что это очень серьезный уровень.

«ВН»: – Расскажи теперь о том, что тебе понравилось больше всего в этом году из книг.

– Это Александр Пелевин и его книжка «Гори огнем». Она вышла совсем недавно, буквально к ярмарке non/fiction, и успела наделать много шума. Пелевина пытались не пустить с этой книгой на ярмарку. Поднялся шум в соцсетях, и в итоге Пелевин триумфально там выступил.

-5

Сама книга – это история простого советского офицера Ивана Гуляева, который до войны был простым преподавателем. А тут Родина позвала – он взял ружье и пошел в бой. Гуляев раз за разом делает неудачный выбор – в стрессовой ситуации, в исторической ситуации. И этот выбор приводит его сначала к сдаче фашистам. Он попадает в концентрационный лагерь, где опять делает неправильный выбор, где соглашается на вербовку власовцем. Это коротенькая повесть, она сопровождается, как всегда у Пелевина, временами кульбитами, мистикой. И всё это очень увлекательно и здоровски.

Ну и нужно, конечно, отдельно сказать про только что вышедшую книгу Прилепина «Шолохов. Незаконный», которую я сейчас читаю. Захар окунулся в серьезное, глубокое литературоведение. Он написал «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы», потом «Есенина» и теперь «Шолохов». Это всё – попытки полного погружения в личность другого поэта.
-6

Список Германа Садулаева

Таково мнение литературного критика Олега Демидова, а мы двигаемся дальше. И хотим напомнить читателям про книгу автора «Ваших Новостей», писателя Германа Садулаева, вышедшую в прошлом году, но на удивление ставшую актуальной именно в 2022 (это уникальный случай, большинство книг с началом спецоперации, напротив, потеряли актуальность). Мы надеемся, вы поняли, о каком издании идет речь, и читали его. Поговорим с автором о его дальнейших планах

«ВН»: – Герман, еще до СВО, в 2021 году у вас вышел роман «Земля – воздух – небо». А над чем вы работаете сейчас?

– Да, «Земля – воздух – небо» была про современные войны. Про войну в Сирии в частности. И с отсылками к Великой Отечественной войне. Сейчас я больше занят публицистикой, осмыслением происходящего. Я думаю, что мне было полезно в качестве военкора или волонтера побывать на фронте, видеть, понимать, слышать, чувствовать, что происходит на самом деле. И возможно, от этого, и не только у меня, естественно, будет происходить литературное осмысление происходящих событий, тектонических сдвигов. Они обязательно породят литературные произведения, и мне хотелось бы быть к этому причастным.

-7

«ВН»: – Какие литературные произведения в этом году достойны внимания?

– Повесть Александра Пелевина «Гори огнем». Она о судьбе власовцев. И это очень хороший литературный текст. Я бы посоветовал обратить на него внимание. Но еще, совершенно в другую строну, Алексей Варламов написал биографическую книгу, в сущности биографию Василия Розанова. Это тоже очень интересная и важная книга, «Имя Розанова» ее название. Она удивительным образом параллелит и перекликается с сегодняшней ситуацией. Особенно те метания духа, которые переживал Розанов в связи с началом Первой мировой, ее ходом и окончанием, революцией. Он, как тонкий камертон, ловил настроения интеллигенции российской. И это всё очень ярко и порой скандально выражал. В книге об этом всем рассказано. И это очень интересно читать.

-8

Научная литература и нон-фикшн

Другой постоянный спикер «Ваших Новостей» политолог Алексей Чадаев рассказал о нон-фикшн книгах, вышедших не совсем в этом году, но открытых им недавно и произведших на него самое яркое впечатление-2022.

«ВН»: – Алексей Викторович, что из научно-популярных книг вам особенно запомнилось?

– На меня большое впечатление произвел греберовский «Долг» (Дэвид Гребер. «Долг. Первые 5000 лет истории». Издательство: Ад Маргинем, 2021 – прим.ред.). Он меня перепахал, как Чернышевский. И книга «Против зерна» – Against the Grain (Джеймс Скотт. «Против зерна: глубинная история древнейших государств». М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020 – прим. ред.).

-9

В «Долге» мне больше всего понравилась тем, что неслучайно во всех культурах по загадочному стечению обстоятельств слово «долг» используется и применительно к займу денег, и применительно ко всяким высокоморальным штукам, таким как долг перед Родиной, перед верой, отцовский долг, сыновий долг – то есть то, что невозможно никогда заплатить. В этой же книге Гребер описывает колонизацию, значительная часть механизмов которой – превращение соответствующих обществ в общество вечных должников. Он исследовал рабовладельческий социум во время португальской, британской, голландской колонизации. Исследовал то, как колонизаторы разрушали в первую очередь общественную мораль в колонизируемых социумах, выпуская на авансцену тех, кто с точки зрения местной морали считался отбросами общества. Именно их превращали в партнеров по торговле телами соплеменников через океан для плантаций.

-10

А в Against the Grain основная мысль – что первые войны в глубокой древности были походами за рабами. Рабы были основной добычей. И рабство возникло тогда же, когда и одомашнивание скота. И гуманистической концепции – что «мы все люди, разумные, братья» – тогда еще не существовало. Раб был разновидностью домашней скотины в противовес дикому зверью, живущему вольно. И современное цивилизованное человечество как раз является продуктом селекционной работы, как работа по превращению дикого кабана в свинью. То есть порода современного человека выведена искусственно как конформная, одомашненная версия человека. А изначальная дикая разновидность сейчас практически вымерла и редко где встречается. При этом сами элиты, выводя себе послушных, особо из себя никого не выводили и в этом смысле остались дикими. Для них дикие гораздо понятнее, они сами ближе к дикому состоянию. Это объясняет всё что угодно, вплоть до последних мировых событий, где мировые вожди скорее ведут себя как дикие, нежели цивилизованные…

«Книжная полка Вадима Левенталя»

Ну и десерт. Писатель и составитель литературной «от-кутюр» серии «Книжная полка Вадима Левенталя», собственно, Вадим Левенталь рассказал «Вашим Новостям» о главных новинках года с точки зрения опытного литературного скаута, подвижника и издателя.

-11

– Книга, которая вышла одной из последних в «Книжной полке Вадима Левенталя», это роман Олега Стрижака (1950–2017 – прим. ред.) «Вариант». Олег Стрижак – такой пропущенный классик нашей литературы XX века. В позапрошлом году мы переиздали, наконец, после долгих трудов его роман «Мальчик», также пропущенный когда-то, совершенно великий русский роман.

Роман «Вариант» не издавался вообще никогда. Он выходил маленькими книжечками тиражом 200 экземпляров, такими тетрадочками. В общем, прочитали его несколько человек.

Между тем, это один из самых удивительных наших романов, не похожий ни на какой другой, ни в русской, ни в мировой литературе. Это уникальный жанровый опыт, там нет ни выдуманных героев, ни выдуманных сюжетов. Этот роман полностью состоит из сюжетов исторических, которые переплетаются, как-то смешиваются – от Александр Македонского до внутрипартийных разборок при Сталине. Сама ткань романа формируется за счет переплетения множества исторических сюжетов. Для меня это книга года!

-12

Среди других замечательных книг не могу не отметить книгу Саши Пелевина «Гори огнем». Она небольшая, но очень живая, горячая. И при этом невероятно актуально звучит в нынешних обстоятельствах.

Вышла новая книжка у Кирилла Рябова, которая называется «Лихо». Мне кажется, Кирилл всё время растет над собой и из молодого начинающего писателя превращается в маститого серьезного деятеля современной русской литературы.

Мне также понравился роман «Радин» Лены Элтанг. Этого автора люди как-то уже подзабыли немножко, лет пятнадцать назад она гремела с романом «Побег куманики». Она уже полжизни живет по всяким разным другим странам. Поэтому не светится и не тусуется в Москве.

-13

Роман «Радин», по-моему, очень симпатичный, милый. Да, он совсем неактуально звучит, это такая полудетективная история, происходящая в Португалии с русским писателем, который потерял работу и ввязывается в какую-то неприятную историю, связанную с искусством, с подделкой картин. Там ничего нет про наши современные обстоятельства, но далеко не всегда это обязательно для того, чтобы получилась интересная и умная, ироничная книга.

«ВН»: – Вадим, как вы считаете, российский читатель сильно пострадал из-за западных санкций? Вот книжка Кинга у нас, например, не выйдет очередная.

– Я даже не знаю. Я бросил Кинга читать лет в 15. Кому он нужен сейчас… Насколько нужны его новые вещи… не берусь сказать. У меня другой в этой связи вопрос. Если мы вступаем в ситуацию такого жестокого экономического и юридического противостояния, едва ли более непримиримого, чем в эпоху Холодной войны, когда всё же никто трубы газопроводов не взрывал, – то почему мы вообще до сих пор нянькаемся с этими правами, формальностями и так далее. В Советском Союзе никто не покупал никогда ни у каких западных авторов права на издание их книг. Советский издатель мог заплатить, скажем, Луи Арагону из симпатии к его коммунистической позиции, но если речь шла о каких-то других авторах… Почему мы цепляемся за эти странные обязательства?