Найти тему

О трёх ипостасях медицины.

Русский врач академик Александр Федорович Билибин высказал такой афоризм: «Медицина – есть слияние трех ипостасей: науки, искусства и философии». Если рассудить чисто логически, то можно заподозрить, что если отсутствует этот набор, то медицина уже не медицина. Строго – ничего не скажешь! Вообще – то создается впечатление, что человечество поглупело за последнее столетие и, особенно, за последние десятилетия. Люди с трудом воспринимают те аксиомы, которые были понятны и незыблемы для врачей прошлых поколений. А.Ф. Билибин всю жизнь изучал врачебное мышление и написал уникальную книгу «О клиническом мышлении». Думаю, в мире нет аналогов этому вдохновенному и глубокому труду. Он употребил слово «ипостась». В русской традиции этот термин воспринимается как «персона», «личность». Есть ощущение, что это слово пришло академику неспроста. Если наука еще может быть относительно обезличенной, то искусство и философию невозможно представить вне личности! Мышление, чувствование - личностны. Они невозможны, неосуществимы вне личности. А личности все разные. Для них могут подходить различныесущностные определения: лик, лицо, личина – например. Каждая соответствующая этим определениям персона будет различно воспринимать, мыслить и действовать – это очевидно. Я намереваюсь в будущем, насколько позволяет понимание этого вопроса, высказаться об эволюции врачебного мышления и некоторых факторах значительно на него влияющих. 

Стоит разобрать по частям приведенное выше афористичное, краткое и столь меткое определение медицины - одно из немногих существующих в веках определений: ёмких, практичных, красивых. Истинные суждения влекут, сияют, требуют от врача существовать, чувствовать, мыслить, действовать. 

Наука. Это наиболее понятная часть. Это описание болезней в учебниках, методичках и статьях, знания о применении различных диагностических методов: рентгена, УЗИ, МРТ, исследований крови, бакпосевов и множества других, знание современных средств лечения. Как без них? Ни шагу! Всё это врачу необходимо знать, быть в курсе новинок, постоянно образовываться. Но только почему - то всю эту сферу великие врачи называли азбукой врачебного искусства. Видимо, потому, что это постигается наиболее легко, наподобие компьютера, который несложно заполнить информацией. Сидеть на конференциях, знакомиться со статьями, научными отчетами и новинками – это есть зачастую просто набивание головы сведениями. Но, только одно это не формирует из врача с медицинским дипломом глубокого профессионала, способного по – настоящему помогать пациентам. Древние греки - пифагорийцы говорили: «Ученик – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». Думаю, что если «факел будет зажжен», то «сосуд заполнен и переполнен». Медицина, имеющая дело с Венцом Творения – человеком, слишком широка и «исполнена разнообразных неожиданностей», чтобы могла быть только сухой наукой. А без «зажженого факела» вообще невозможно глубокое познание никакого профессионального предмета, потому что истинное познание – есть далеко не только интеллектуальное, но и чувственное единение познающего и познаваемого, предполагающее не односторонность, а максимально возможную полноту восприятия предмета.

*******************************************

Искусство. Оказывает мощнейшее воздействие на человеческую душу. Искусство учит тонко и точно чувствовать – это очень важно для врача. Это компонент «образования Сердца». Врач должен уметь чувствовать природу различных сущностей и предметов, воспринимать, сопереживать чужому чувству. Врач должен постоянно упражнять и изощрять свои органы чувств для тонкой и точной диагностики, уметь предоставлять в распоряжение профессии своё осязательное чувство («глаза» на кончиках пальцев – говорили старые врачи), различение оттенков цвета приосмотре пациента, звука - при выслушивании сердца и легких, уметь предоставлять всю силу своего мыслящего воображения в распоряжение предмета своей профессии. Врач должен научиться воспринимать художественно своих пациентов, уметь достраивать в воображении недостающие звенья болезни, чтобы потом объективно проверить это диагностическое предположение и составить глубокий, точный и достоверный диагноз. Эти звенья врачебного искусства описаны ещё в древности и многократно подтверждены в разной выразительной форме вплоть до современности. И это лишь малая толика того, что можно сказать о значении искусства в медицинской профессии. Как же обойтись без «горящего факела» в приобретении этих навыков то же трудно представить. Но я пока оставляю этот вопрос для будущего более пространного и детального изложения.  

Философия. Гиппократ называл медицину сестрой философии. Всем известно его высказывание «Врач философ – подобен Богу». А кто то, кажется, из великих русских основоположников говорил: «Переносите философию в медицину и медицину в философию». Особенно потрясает практичность второй части этого завета. Философию называют «царицей наук» и самой прекрасной из наук. Неужели современному врачу не может быть интересно, за что же именно так превозносили во все века философию. Но это познаётся постоянным интересом и попыткой постижения хотя бы каких то сторон этой науки. Сам интерес уже похвален и является беспроигрышным приобретением. Почему бы на самом деле и не поинтересоваться?.. Философия учит разбираться в невидимом и видеть то, что не открывается при внешнем рассмотрении. Недаром в старые времена врачи настаивали на том, чтобы хирургию, акушерство и стоматологию относить не к истинной медицине, а к неким рукодействиям, имеющим дело только с видимыми проявлениями заболеваний.

Врачу необходим интерес к формальной логике. Логика – это наука о законах движения мысли в сфере человеческого ума. Важно это знание для врача или нет? Ощущать возможные перспективы своего мышления и вместе с тем критично относиться к своим логическим выводам. Уметь управлять своими рассуждениями. Знать о направленности возможных поисков истины (диагностической, например) и методически не доверять и постоянно перепроверять свои выводы с целью совершенствования своего аппарата восприятия и мышления. Странно всё это звучит для современного человека, да и врача. Не правда ли? Но это есть всего лишь аксиомы врачебного образования прошлых лет - уже почти забытого и почти не воспринимаемого. Если Гиппократ называл медицину сестрой философии, то потом (с 19 века), её стали считать сестрой биологии, потом (во второй половине 20 века) сестрой математики, а сейчас мы приближаемся к тому, что бы считать её сестрой менеджмента. Вот как мы продвинулись в эволюции наших представленийо медицине. А верным во все века остается только Гиппократ. А сколько в медицине бед от того, что врач элементарно не размышляет, не умеет увидеть суть и перспективу, не умеет прогнозировать. Очень близка к этому вопросу этическая сторона. По своему внутреннему нравственному составу все люди (и врачи не исключение) очень разные. Что для одного «ни за что на свете», то для другого «а почему бы и нет». Конфуций: «При разных принципах не найти общего языка». Всё это мы отчетливо наблюдаем в современной медицине.

Изучение философии и истории медицины могли бы быть большим подспорьем в освоении этого наиважнейшего структурообразующего пласта в профессии. Но современное изучение философии страдает отвлеченностью… Изучаются обширные философские системы разных времен и культур. Вернее преподаются, но большую часть студентов приводят в недоумение и вызывают внутренний протест. Они не уразумевают для чего им - то это всё может потребоваться. Философия для философии – да… Но для медицины нужно что – то совсем другое. Философская антропология применительно к медицинским задачам – вот что могло бы быть действительно важным. Что есть человек? Каков его состав душевный и телесный? Что говорят об этом древние и современные философские системы. И никаких отвлеченностей! Философия должна учить мыслить предметно, учить видеть глубину и давать представление о том каковы глубинные причины благополучия и страдания человек.

Примыкающая к философии история медициныу нас, кажется, много тратит сил на объяснение того, какими были отсталыми все!.. До нас! Одни мы продвинутые. Если всерьёз интересоваться историей медицины, то можно быстро опуститься на землю. Но надо поинтересоваться не только тем, в каком году и какие больницы и богадельни были открыты и на чьи средства. И какие лекарские указы были выпущены в государствах и университетах. Нет, практическому врачу, желающему лечить пациентов, стоит интересоваться историей клинической методологии, историей представлений о болезнях, лечении и сохранении здоровья, а это уже совсем - совсем другое. Вот, где можно удивляться глубине, полноте, утонченности и высочайшей премудрости предшественников. И, увы, недостижимости нами того видения и тех навыков и результатов, которые они имели. 

Безусловно, предмет изложения по этой теме столь обширен, что удовлетворительно раскрыть его в трех страницах не представляется возможным. Получились лишь тезисы. Но в других статьях по практическим вопросам андрологии и урологии, я, так или иначе, касаюсь этих тем.