А давайте сходим в гости к участнику Отечественной войны 1812 года? И узнаем, как зарождался наш музей и кто были его первые сотрудники…
Как известно, Бородинский музей-заповедник – старейший в мире музей из основанных непосредственно на полях сражений. Он существует уже более 180 лет. Музей – ровесник Главного монумента на батарее Раевского, торжественно открытого в 1839 году. Тогда же рядом с ним была выстроена сторожка для проживания инвалидов, которым была вменено в обязанность надзирать за порядком у Бородинского монумента. Стояла она примерно на том месте, где сейчас перед фасадом главной экспозиции музея выставлены трофейные наполеоновские орудия. В сторожке была развёрнута скромная экспозиция. Первым её предметом стал план Бородинского сражения, который, по указу императора Николая I, следовало «хранить за стеклом… покрыв… лаком для большей прочности». Там же хранились молоток и лопатка, которыми цесаревич Александр Николаевич заложил в 1837 году Главный монумент, футляр от закладного камня, находки с поля битвы. Заведена была книга посетителей.
Но отличалась не только экспозиция. Непривычными для нынешнего посетителя оказались бы и тогдашние сотрудники музея. Ими стали ветераны 1812 года – «инвалиды».
В XIX веке это слово означало не совсем то же, что сейчас. В инвалидные команды и инвалидные роты переводились из регулярной армии не только признанные негодными к полевой службе, но и заслуженные ветераны, тянувшие лямку не менее 15 лет. Инвалидные подразделения выполняли различные функции – несли гарнизонную службу в уездных городах, конвоировали заключённых, охраняли казённые заводы и фабрики, помогали в госпиталях, дежурили на заставах при въезде в столицы. Гвардейские инвалидные роты охраняли в Петербурге императорские дворцы и парки, а также казармы гвардейских полков. Во второй половине столетия, после проведённой Александром II военной реформы, термин «инвалид» начинает исчезать из обихода, однако под иными названиями подобные подразделения существовали в русской армии до самой революции.
Именно такие инвалиды и стали первыми сотрудниками Бородинского музея. Решением Николая I надзор за Бородинским монументом был возложен на Александровский комитет о раненых – главное в Российской империи благотворительное учреждение, оказывавшее поддержку увечным военным и семьям их погибших товарищей. Непосредственный контроль поручили директору Московской военной богадельни, а позже передали начальнику Можайской инвалидной команды. Для «надзора за порядком и чистотою» монумента и могилы Багратиона назначались два смотрителя из числа отставных унтер-офицеров гвардейских полков. Каждому из них полагалось немалое по тем временам жалование – 400 рублей в год (не считая особых средств на поддержание в порядке собственно монумента). Смотрители-инвалиды должны были жить в сторожке и, помимо основных своих обязанностей, показывать посетителям хранящиеся в сторожке предметы, а также рассказывать им о сражении.
Первыми двумя такими «экскурсоводами» стали унтер-офицеры Преображенского и Семёновского лейб-гвардии полков Владимир Панов и Иван Никифоров. Оба они, конечно, были участниками Бородинского сражения. Постепенно ветераны 1812 года уходили из жизни, на их место приходили новые инвалиды моложе, и посетивший Бородинское поле в 1867 году Лев Толстой сожалел, что совсем незадолго до его приезда скончался последний ветеран битвы, ещё живший в сторожке. Однако сам способ охраны Главного монумента оставался неизменным до 1912 года, когда перед празднованием столетия Отечественной войны сторожка была снесена, а на её месте построено новое, большее по размерам, здание музея – то, в котором и сейчас находится главная экспозиция.
В эти новогодние праздники посетителям Бородинского музея выпадет уникальная возможность попасть в первые годы его истории. В сочельник, 6 января, состоится иммерсивный спектакль-экскурсия. В главной экспозиции вас, как почти два столетия назад, встретит гвардеец-инвалид – ветеран Бородинской битвы и, одновременно, сотрудник нашего музея, опытный экскурсовод. А артисты Московского молодёжного театра под руководством В. Спесивцева помогут ветерану вспомнить славные дни 1812 года, представ в образах участников тех событий.
Материал: м.н.с. научно-исследовательского отдела
Музея-заповедника «Бородинское поле» Д. Шаров