Марк Форстер — постановщик довольно удивительный. Его дебютом стала картина, сразу же принёсшая Холли Берри «Оскар» за главную женскую роль, — «Бал монстров». После режиссёр продолжил снимать довольно успешные как в кассовом плане, так и по оценкам маленькие фильмы с уклоном в драму. Но в какой-то момент режиссёр увлёкся блокбастерами, что у него получалось весьма своеобразно — не то чтобы прям плохо, но многие его проекты однозначно разочаровали. Несмотря на некоторый кризис середины 10-ых, в последнее время Марк Форстер чувствует себя достаточно неплохо. В 2018-м у него вышел успешный «Кристофер Робин», после пять лет без проектов, а затем в 2023-м в начале и конце решил порадовать нас дважды. И если «Мой ужасный сосед» миновал российский прокат (хотя технически вышел во всём мире в последний уик-энд 2022 года), то «Белая птица: Новое чудо» вышла в российских кинотеатрах в середине января 2024. Я расставил все фильмы режиссёра от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчёта будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3
13. Вижу лишь тебя (2016), (62+54+(30+43)/2)/3=50.83
Перед просмотром я не знал буквально ничего о фильме, так что по постеру и названию мне казалось, что получится какая-нибудь не шибко офигенная, судя по оценкам, но, возможно, занятная мелодрама с Сиршей Ронан. Как оказалось, мелодрама действительно есть, но её немного. По большей части это драма между женатыми Джейсоном Кларком и Блейк Лайвли. И завязка у картины весьма занятная — ослепшая жена возвращает давно утраченное зрение, начиная совершенно по-иному ощущать себя в этой жести. Сюжет мне показался интересным, так что в просмотр я втянулся быстро, и, как мне кажется, «Вижу лишь тебя» неплохо свою идею реализовало. Правда, не всё мне нравится с тоном фильма. Такое чувство, что смотришь какую-то эротическую драму, а потом кино переходит к каким-то детским приколам. С одной стороны, у нас «взрослый» конфликт родителей, а с другой — выступление на детском конкурсе и пр. В своей «взрослой стезе» кино чувствует себя прекрасно — мне безумно нравится основной конфликт главных героев, а также общая подача материала. Я поначалу даже удивился, ибо цепляет кино умело. Но со временем основной сюжет начал расслаиваться, как будто бы уводя от своего лейтмотива. От общей драмы мужа с женой картина переходит к драме очумевшей от ярких красок жены, что вроде и оправдано, а вроде хочется побольше взаимодействия. Мне кажется, кино отлично попало своим стилем и атмосферой, иногда переходя в какой-то дикий триллер, хотя на деле ничего сюжетного для триллера не происходило. Мне также понравилась драма Лайвли и Кларка. Мне скорее не нравятся отдельные сюжетные решения в середине и конце, тогда как в целом «Вижу лишь тебя» (оригинальное название «All I See Is You», кстати, гораздо красивее звучит) мне понравился, 7 из 10.
12. Проповедник с пулемётом (2011), (69+67+(28+43)/2)/3=57.16
Мы все привыкли видеть Джерарда Батлера в роли какого-нибудь крутого, хоть и несколько непутёвого вояки, который в духе Лиама Нисона разруливает проблемы с мафией, террористами и прочими подлецами через призму максимально вторичного, но иногда зрелищного боевика. И от картины с названием «Проповедник с пулемётом» явно ожидаешь какой-нибудь треш-боевик с налётом иронии, а кино вдруг оказывается драмой на реальных событиях. Штука странная, но фильм действительно относится к себе очень серьёзно, особый акцент делая на драме главного героя, а все вот эти пострелушки вообще проходят мимо идеи картины. Суть в том, что главный герой, побывав в Африке, узнал, насколько трудно живётся здешним детям, так что начал регулярно кататься туда с целью хоть как-то благоустроить ту территорию. Причём до этого проповедник даже не пытается намекнуть, что будет настолько серьёзной драмой. Только что вышедший из тюрьмы Батлер устраивает разные непотребства со своим братом в исполнении Майкла Шеннона, так что продолжает казаться дурацким боевиком. Примерно через полчаса хронометража на Батлера наконец снизошло озарение, поэтому он встал на праведный путь, как раз-таки попробовав поработать в Африке. В дальнейшем «Проповедник с пулемётом» показался мне весьма заунывной драмой про несколько зацикленного на своей идее человека, напрочь забившего болт на семью. Батлер уделяет всё своё время и чуть ли не все деньги ради африканских детей, а на родную дочь даже внимания не обращает. Так что образ у Батлера получился максимально противоречивым: вроде бы и помогает бедным детям, но в то же время у него ужасные отношения с семьёй. И это не я, молодец такой, со своим СПГС заметил — «Проповедник с пулемётом» даже делает из этого мотива отдельную сюжетную линию. В общем, фильм оставил меня с довольно противоречивыми чувствами: я не проникся историей, местами меня просто выбешивал персонаж Батлера, но вроде бы кино правильное, так что и совсем уж ругать его не хочется, 6 из 10.
11. Останься (2005), (72+67+(26+41)/2)/3=57.5
Я заметил, что фильмы Марка Форстера довольно неплохо себя продают только за счёт офигенных постеров. Кислотно-зелёный постер «Останься» выглядит ну просто конфеткой, только в этот раз классная картинка не помогла сделать фильм лучше. В этот раз я соглашусь с гневными критиками, так как мне кино показалось какой-то муторной ерундой. Ладно, давайте в самый распоследний раз: не люблю шизофренное кино, где каждый новый кадр становится сюжетным поворотом, где всё, что происходило ранее, оказывается ложью, неправдой и фальсификацией. «Роковое число 23», «Транс», «Гипнотик» — вот это вот всё не моё, поскольку раздражает. «Останься» делает примерно то же самое — вроде за психа Райан Гослинг или ещё кто-то из второстепенных, как вдруг им оказывается Юэн Макгрегор — или всё-таки нет? Вроде длится кино всего полтора часа, однако темпово оно совершенно никакое. После первых минут 10 мне надоело, после просмотр давался мне трудно, а спустя пару месяцев после просмотра я понял, что совершенно не помню концовку. Короче, не моё кино, меня такое всегда раздражает.
10. Всё вместе (2000), (63+61+(69+63)/2)/3=63.33
Открывает десятку лучших дебютная работа Марка Форстера, про которую вы вряд ли слышали, не то что смотрели. Кино снято в весьма специфическом стиле, оно прям максимально малобюджетное, однако свои интересности имеются. К примеру, тот же сюжет. У возлюбленной пары родился малыш, наступает самая счастливая в жизни пора — как вдруг ребёнок внезапно умирает. И тут начинается трындец по всем фронтам. Я бы не сказал, что гениальный сценарист прям развёл вокруг этого несметную драму, поскольку после этого печального события не хочется разреветься, просто грустно. И далее главная героиня пытается отойти от потрясения, как-то продолжить жить, что получается с переменным успехом. На мой взгляд, это довольно-таки неплохая и достаточно сильная драма, которой вообще не хватает пиковых точек. У сценариста как будто бы была офигенно драматичная задумка, вокруг которой он еле выстроил драматичные обстоятельства. Рекомендовать «Всё вместе» к просмотру я вряд ли бы стал. Это рядовая забываемая драма для критиков, которая спустя четверть десятилетия сохранилась довольно посредственно, 6,5 из 10.
9. Квант милосердия (2008), (67+66+(64+60)/2)/3=64.66
Слабейшим из 5 фильмов с ним закономерно оказывается «Квант милосердия», который собрал в себе много несвойственных фильмам про 007 вещей. Фильмы про Бонда всегда отличались тем, что были самостоятельными и самодостаточными произведениями, которые не зависели друг от друга, и смотреть их можно было в любом порядке. Во времена «Казино Рояль» появилось модное слово «клиффхэнгер», которое перетаскивало какую-нибудь сюжетную линию из одной части в другую, заставив зрителя мучительно ожидать выхода нового продолжения. А «Казино Рояль» не просто закинуло удочку в сторону того, что история будет связно продолжена, но и сделало это первым (почти, «На секретной службе ее величества» тоже делал что-то подобное, но к нему продолжение так и не вышло) за всю историю бондианы. Ну и 2 года — долго, так что я считаю, что «Квант милосердия» просто не смог оправдать ожидания после невероятного «Казино Рояль». Ну а объяснить столь скромное качество сиквела очень просто — продюсерам нужно было как можно быстрее выпустить новую часть, а писалось все это чудо во время забастовки сценаристов, так что банально некому было работать над картиной. Ну и с учетом всего того производственного ада даже удивительно, что получилось что-то вменяемое. Хотя, на мой взгляд, сиквел пусть и очень сильно уступает оригиналу, но все же он качественный. Смерть Веспер в «Казино» для меня является самым трогательным во всей франшизе. И мне очень понравилось то, что в «Кванте» Джеймс планомерно подходит к тому, чтобы в конце концов найти свою жертву и свершить месть. Я прямо почувствовал этот слом агента, когда он вытворял любую чушь и плевал с высокой колокольни на смерти людей, будучи затуманенным жаждой мести. В целом кино, наверное, не удалось бы, но его для меня спасли три сцены. Во-первых, смерть Матисса. Как ни крути, в «Казино» это был прекрасный герой, арку которого в полной мере не раскрыли. И хотя со стороны сценария его смерть можно было бы обставить лучше, но все-таки эта сцена меня тронула, не в последнюю очередь благодаря актерам. Ну и последующие действия Бонда тоже того стоили. Во-вторых, эта сцена во время горения и взрыва здания в финальной экшен-сцене, где Бонд утешает героиню Ольги Куриленко. Даже не знаю, как это описать, но это открыло для меня Джеймса с новой стороны. Ну и в-третьих, это, собственно, финальная сцена с отмщением и принятием смерти Веспер. Прекрасная игра Дэниэла Крейга и Джуди Денч в купе с прекрасным в кои-то веки сценарием невероятно подняли эту сцену. Ну а по части типичных атрибутов бондианы вроде экшена, юмора, злодея и т. д. все весьма стандартно. При 200-миллионном бюджете экшен вроде как бы и крут, но раздражали оператор-эпилептик и монтажер под веществами. Хотя в целом мне понравилась манера съемки, как будто передающая весь сумбур, происходящий в голове Бонда. Так что в целом «Квант милосердия» мне понравился, но все же стал разочарованием, поскольку можно было сделать лучше буквально каждую сцену, 7 из 10.
8. Война миров Z (2013), (70+70+(66+63)/2)/3=68.16
Я что-то не задумывался об этом, но снимался ли Брэд Питт вот прям в многобюджетных блокбастерах? Хотя он регулярно получал за свои роли по 15–20 млн, но будто бы делал это во всём, кроме блокбастеров. Есть у него только «Мистер и миссис Смит», а также вот этот вот Франкенштейн «Война миров Z». Вот мне не повезло с тем, когда я решил посмотреть это кино. Случилось это в тот момент, когда я уже вдоволь нагляделся разных фильмов про вирусы и зомби, которые остались у меня в памяти, так что удивить меня было трудно. Хотя Брэд Питт вроде как пытался это сделать с бюджетом в 175 млн, но все этих денег благодаря пересъёмкам на экране мы так и не увидели. И хотя местами было и вправду эпично, но в сухом остатке я как будто бы посмотрел самый шаблонный суперблокбастер про то, как мировой капец снова обезвредили за 2 часа. Кино не смогло пронять меня саспенсом, а как блокбастер штука слишком базовая и попсовая. Плюс в связи с перерасходом бюджета третий акт своей камерностью слишком сильно контрастирует с бешеным экшонием из начала и середины, хотя в целом такой приём мне даже понравился. В минусы я бы записал слишком рваное и стремительное повествование, ведь проблему разрешили ну слишком быстро. Ещё кино выглядит слишком стерильным и удивить ему бывает трудно, но в целом получилось скорее нормально. Я б, если честно, с бóльшим интересом взглянул на тот клюквенный треш, что случился бы в варианте с Хабенским, Мэттью Фоксом и медведем.
7. Мой ужасный сосед (2023), (76+75+(70+51)/2)/3=70.5
Последние годы что-то не очень везёт Тому Хэнксу на качественные роли и фильмы, но «Мой ужасный сосед» наконец-то закрывает этот гештальт. Несмотря на весьма сдержанные отзывы критиков, зритель встретил новое кино Марка Форстера очень даже тепло. Я же и актёра очень люблю, и разные трогательные мелодрамы тоже. И «Мой ужасный сосед» пошёл прям по классики подобных фильмов: тут вам и сварливый неприятный дедок; и куча новых персонажей, которые стараются найти с ним общий язык; и обязательная дружба с животным; не забываем про драматическую подоплёку, сломившую главного героя; ну и финал для поплакать. Как вы поняли, структурно кино получилось избитым, но как раз-таки в мелочах история Отто получилась очень крепкой. Во-первых, образ Тома Хэнкса получился прекрасным. Да, Отто представляет из себя совсем банальное клише, но не лишённое харизмы. Да и драматическая подоплёка происходящего тоже очень трогательная. Персонаж недавно потерял свою любимую жену, так что теперь ведёт бренное существование, попутно ругаясь с каждым встречным. И столкновение с новыми соседями вселяет в Хэнкса надежду. Во-вторых, это духоподъёмная атмосфера. С новыми соседями спадает и градус мрачности картины. Она становится чуть веселее, появляется юмор, а герой Тома Хэнкса начинает раскрываться с более глубокой стороны. И вообще по темпу середина выдержана очень складно: хороший юмор совмещается с хорошими персонажами, а всё это дополняют милые флэшбэки со знакомством главного героя с женой. Из внезапных минусов выделил бы, пожалуй, только концовку. Сейчас всё к чертям заспойлерю, но мне всё-таки не понравился финал со смертью Отто. Сразу после первого просмотра моя реакция была примерно такой: «Господи, задолбали уже пытаться выбить из меня слезу своими слезоточивыми сценами — это ведь так грустно, так трогательно, так мило». Но потом я начинаю обдумывать увиденное и понимаю, что концовка несколько портит всё то, что лента показывала ранее. Раза три Хэнкс пытался совершить самоубийство, но не удавалось. И картина продолжала нас учить тому, что с потерей нужно смириться, ведь в мире есть и другие люди, с которыми ты также можешь быть счастлив. Но главный герой всё-таки отправляется за своей любимой, испортив свой посыл. В этот раз было бы правильнее оставить Отто в живых. В целом лента мне очень понравилась — это очень крепкая драма и комедия с прекрасной ролью Хэнкса и россыпью очень ярких и милых сцен. Ой, забыл сказать, но дубляж СНГ даже пригласил для озвучки Хэнкса Станислава Концевича, что было очень круто. Для меня так это однозначно один из лучших фильмов 2023 года, 8 из 10.
6. Кристофер Робин (2018), (74+73+(72+60)/2)/3=71.0
Мультфильмы про медвежонка Винни от Disney когда-то пользовались огромной популярностью и нередко становились хитами проката или DVD. С уходом от классической анимации студия забросила и Винни, но в пору возрождения былых хитов за счетов ремейков и лайв-экшен-переосмыслений вторую жизнь заимел и желтый медведь. "Кристофер Робин" стал продолжением истории, где собственно, Кристофер Робин повзрослел, перестал верить в свои якобы детски фантазии, после чего по его душу пришли Винни со всей своей братией. Конечно, кино ведет разговор о банальных вещах - чем старше мы становится, тем стремительнее перестаем верить в чудо и все в таком духе. И мысль пусть и слишком заезжена, но удивительным образом работает. Правда, со всем остальным картина справляется не очень. До сих пор помню, как я бы разочарован после просмотра. Плюшевые ребятки все время куда-то ходят, а МакГрегор следует за ними, пытаясь спасти. Картина вроде как пытается в историю и милоту, но у нее откровенно не выходит. Весь хронометраж - это ода тому, как повзрослевший Кристофер Робин пытается вновь стать ребенком. Он все время ходит с грустным лицом и хочет что-то сделать, но проходит это все так скучно. Тащит "Кристофера Робина" только качественная актерская работа Юэна МакГрегора. Мне было откровенно скучно, а поучительная история с посылом оказалась очень вторичной. Но в целом было несколько приятных моментов, так что кино не ужасно от и до, 6 из 10.
5. Бегущий за ветром (2007), (74+76+(65+61)/2)/3=71.0
Как я понимаю, неплохо получается у Марка Форстера снимать драмы, которые изначально пытаются показаться боевиками. Правда, оба раза мне не то чтобы очень понравилось. «Бегущий за ветром» же предлагает отправиться не в Африку с Джерардом Батлером, а в Афганистан, ещё и в несколько временных промежутков. Сначала у нас драма неразлучных юных друзей разного положения, но всё-таки друзей, поэтому мы полчаса кряду наблюдаем за отношениями двух пацанов. Потом кино кидает нас на много лет вперёд, когда дети выросли и перестали видеться друг с другом. Кино показывает, как оба персонажа докатились до жизни такой, а после вновь сталкивает бывших друзей лбами, что перерастает в неожиданно жестокий конфликт. «Бегущий за ветром» достаточно неплохо справляется с демонстрацией своей драмы, но при этом ему совершенно не удаётся конкретно меня заинтересовать в эмоциональном плане. Если честно, надоели мне фильмы про такие военные конфликты, так что лента не попала в меня ещё и по настроению. В целом, это достойная драма с не всегда тривиальным развитием событий и хорошей режиссурой, но меня ей заинтересовать не удалось, 6 из 10.
4. Бал монстров (2001), (71+71+(85+69)/2)/3=73.0
Уже на втором своём фильме Марк Форстер неплохо прославился. Конечно, «Бал монстров» не стал основным оскароносным шедевром, ограничившись только статуэткой для Холли Берри, однако после режиссёр перешёл от совсем уж независимого кино к чему-то покруче. Хотя я ожидал, если честно, увидеть что-то фэнтезийно-мрачнющее, хотя «Бал монстров» оказался просто мрачнющим. Как выяснилось, название немножечко про метафору, без всяких драконов или минотавров. «Бал монстров» — не самая приятная история про не самых приятных персонажей, приправленная «грязным» визуалом. В общем, типичная индюшатина, хотя артхаусом называть это кино трудновато. Скорее, оно жизненное, но в не самом лучшем смысле. С одной стороны, Холли Берри — живущая на грани финансовых возможностей мать, которая пытается прокормить очень толстого сына, а с другой — плюющий на собственных сына и отца Билли Боб Торнтон, которые вместе нашли друг друга. Кино местами странноватое, однако мне «Бал монстров» самым типичным «грязным» фильмом. Типа, это хорошо поставлено и сыграно, такое действительно есть в нашем обществе, и от этого не деться, это цепляет эмоционально, но после просмотра верить в розовых пони уже не получается так же здорово, а всё-таки хочется. Мне кино тем не менее не понравилось, но парадоксальным образом я готов назвать его хорошим — на максимально правильные 7 из 10.
3. Персонаж (2006), (75+76+(73+67)/2)/3=73.66
Уилл Феррелл никогда не был для меня венцом комедийного творения, однако некоторые его фильмы мне отлично заходили. Правда, редко его кино переходило хоть где-нибудь в зелёную зону, а на «Персонаже» зрители с запасом взорвались аплодисментами. И я ожидал увидеть просто годный фильм на вечер, а увидел один из лучших фильмов 21 века. Вот сразу буду рубить с плеча, но «Персонаж» мне безумно понравился. Кино максимально точно попало меня своей историей, где есть мелодрама с любовной линией; драма с поиском себя; вкрапления фэнтези, при помощи которого кино умело играется с классической структурой; душераздирающая кульминация, где главный герой лишается всего; невероятно духоподъёмный финал, который просто разрывает от свой трогательности и потрясности. Меня безумно зацепил герой Уилла Феррелла, который в этом фильме действительно персонаж, а не просто поток шуток и клоунады. Офигенная задумка с персонажем книги, который живёт буквально там же, где и его автор. Также героиня Эммы Томпсон, которая убивает всех своих персонажей в книгах, наверное, выдала свою лучшую роль. В общем, не вижу смысла долго разглагольствовать о том, насколько «Персонаж» прекрасное кино. На мой взгляд, просто потрясающее и попросту идеальное. Для меня это однозначно любимый фильм в карьере Марка Форстера, которому я без проблем готов поставить 10 из 10.
2. Волшебная страна (2004), (79+76+(83+67)/2)/3=76.66
Этот фильм заработал в России статус одного из лучших с Джонни Деппом. Мне же очень захотелось посмотреть его только из-за того, что на главной роли компанию Джонни составила Кейт Уинслет. Такой волшебный тандем не так уж и часто попадается. Но о фильме во время первого просмотра я не знал ровным счетом ничего. Думал, что это будет какое-нибудь фэнтези или приключение, но, к моему удивлению, это просто драма с далеко не самым поразительным сюжетом. Герой Джонни Деппа у нас личность творческая, а по ходу повествования сближается с героиней Кейт Уинслет и ее детишками. Не то чтобы такой конфликт не имеет место быть, но сначала картина мне показалась жутко обычной, а финал казался жутко предсказуемым. Но, к моему удивлению, картина способна преподносить сюрпризы. Главным образом, это касается очень неожиданной смерти одного из персонажей. Ну и середина с пьесой оказалась атмосферной и на редкость душевной. И хотя первые полчаса я относился к картине с изрядной долей скепсиса, но далее пошла та часть, которая действительно достойна высочайших оценок. В целом от картины остаются только приятные впечатления, очень рекомендую к просмотру.
1. Белая птица: Новое чудо (2024), (84+72+(100+72)/2)/3=80.66
«Белая птица: Новое чудо» — самое, пожалуй, странное развитие с позволения сказать франшизы. Выходила в 2017 году весьма мощная драма про мальчика с внешними особенностями, родителями которому стали Оуэн Уилсон и Джулия Робертс. Был у этого мальчика типичный школьный злодей, который сначала плохо с ним обращался, а потом в конце получил по заслугам. Так вот, спустя 7 лет выходит спин-офф/продолжение, которое вроде как должно рассказывать о перевоспитании хулигана. Довольно-таки странная затея, но да ладно. Я в любом случае настроился на довольно качественную, хоть и очевидно ванильную драму о перевоспитании. И создатели всё-таки смогли удивить, правда, вряд ли в хорошем смысле. По промо складывалось впечатление, будто этот хулиган будет перевоспитываться, как-то взаимодействуя с другими людьми и становясь тем самым чуть благоразумнее. И вроде бы всё к этому ведёт, как появляется Хелен Миррен, начинает рассказывать историю из своего прошлого, и как бы всё. По сути, парень просто выслушал историю грустного детства времён войны, что без визуализированных картинок, как для зрителя, сработало явно хуже. Это будет, наверное, моей главной претензией, поскольку в остальном это весьма крепкая антивоенная драма. Действие переносит нас в 1943-й, где юная еврейка Хелен Миррен прячется в сарае своего друга. Сама по себе история избита до безобразия, но поставлена и сыграна она вполне себе — актёры и персонажи приятные, картинка весьма классная, а Марк Форстер на режиссёре тащит. Что единственное мешает всему этому, так предсказуемость. Ну потому что читаются абсолютно все сюжетные повороты. Хотя «Белую птицу» не назовёшь тем фильмом, который стоит смотреть из-за сюжета. Акцент в большей степени на атмосферу, персонажей и мысль, что, опять же, очень базово, но история имеет место быть. Качественное и искреннее антивоенное кино лишним никогда не бывает. Наверное, три этих исчерпывающих фактора будут идеальными для рекомендации: хорошие искренние персонажи, отличный (даже до приторности) посыл и отличная картинка. Лично мне «Белая птица: Новое чудо» показалась просто вполне себе качественной драмой на 7, рейтинг в 8,4 на КиноПоиске какой-то слишком заоблачный.
Подводя итог, можно сказать, что Марк Форстер — режиссёр крутой, но со своими «но». Он опробовал себя в малобюджетных драмах, громадных блокбастерах и просто рядовых картинах на вечер. И я думаю, что блокбастеры и драмы для критиков — это в целом неплохие, но не особенно цепляющие штуки. Тогда как так называемые фильмы для всех — это действительно круто. Мне дико понравился «Персонаж», очень зацепил «Мой ужасный сосед», по-своему зацепили «Вижу лишь тебя», «Белая птица» и «Волшебная страна». Следующее От худшего к лучшему будет по фильмам режиссёра Серджио Леоне.
Ссылка на телеграмм-канал.