Найти тему

Прогулка по берегу Гурзуфа. Фрагменты выставки Г.П.Татарникова.

Крымский период Георгия Павловича Татарникова широко представлен на выставке МВЦ «Петербургский художник». Это не только хорошо узнаваемые пейзажи, созданные в жаркий погожий день. Крым манит особой световоздушной средой, порождаемой то морем, то туманом, сползающим с гор, а иногда дождями и штормом. И каждый вдох солоноватого, терпкого воздуха пробуждает фантазию и дарит чувство сопричастности к легендам и преданиям Крыма.

В 1960-е годы Георгий Павлович уже именитый живописец, член Союза художников, что особенно необычно для человека, дважды отвергнутого вузом на вступительных экзаменах. Творческий успех на Всесоюзном конкурсе в 1948 году, мастерская на Песочной набережной в Ленинграде, активные путешествия, серии работ, созданных на Волге, на Ладоге и на Кавказе, предшествуют поездкам по Крыму. Улицы и террасы, скалы и пустынные пляжи, рыбацкие лодки и загорающие бездельники – вот далеко неполный перечень тем, которым посвящён пейзажный жанр Татарникова. В любое время суток, в любое время года, в любую погоду художник предлагает зрителю разделить своё приключение.

Любимые места Георгий Павлович рисует неоднократно. Иногда это техника быстрого наброска: контуры основных предметов и крупная штриховка. Такой скетч бывает необходим, чтобы обозначить композиционную схему, каркас и не сбиться, когда увлекаешься светом и воздухом, пишешь маслом картину.

Есть и другие рисунки, карандашом и восковыми мелками, в которых художник растушёвывает фрагменты рисунка, передавая свойства морской глади, свойства неба, глубину тени. Мелкая штриховка иногда используется для акцентов, и наоборот, для нивелирования объекта. Так художник добивается контраста, делает одни элементы ближе, другие дальше от нас. Так у чёрно-белой плоскости образуется глубина.

Мир Крыма разнообразен, однако, технические приёмы Георгия Павловича не уступают богатству Крыма. Георгий Павлович неоднократно ездил в Гурзуф. Среди многочисленных картин, написанных там в 1964 – 1968 гг., художника особенно привлекало место рядом с пристанью.

Георгий Татарников Терраса. Гурзуф. Картон, масло. 1964 – 1965. Коллекция МВЦ "Петербургский художник"
Георгий Татарников Терраса. Гурзуф. Картон, масло. 1964 – 1965. Коллекция МВЦ "Петербургский художник"

«Терраса. Гурзуф» удивляет необычной композицией. Мол, одетая в камень набережная, защищённая от моря высоким парапетом, в строгой параллели с горизонтом моря, напоминает ложу театра. Весьма убедительно стоит по центру скамейка, с двух сторон от неё стойки, на которые опирается навес. Скамейка вроде бы пуста; отчётливо видны округлые чугунные ножки и спинка. Она на переднем плане, ближе к нам только её тень. Средний план представляют подмостки сцены, точнее, пирс, причал, выдающийся в море, расположенный под острым углом относительно парапета. Гуляющие по пирсу – лёгкие стаффажи, набросанные острым концом тонкой беличьей кисти. Слепит солнце, и любая фигура кажется чёрной. Художник пишет contre jour (против света). Однако Татарников избегает грубости сажи. Он пишет ультрамарином фигурки, их тени, фонари. Серый дощатый пирс, словно мост к далёким кучерявым облакам, словно корабль, готовый отчалить в мечтательное будущее. Весь средний план картины посвящён голубому морю. Самый центр активно залит светом солнца, верно, оно в зените. Дорожка бликов, свет, отражающийся от моря в штиль, густо выложена белилами. Дорожка струится от белых облаков, проходит под пирсом прямо к нашей скамье. Вот теперь стало заметно, что спинка белой скамьи жёлтая, голубая, зелёная, а на скамейке кто-то сидит или лежит! Горизонтальные бороздки волосков кисти отпечатались на густой полосе краски и отлично передали объём перекладин. Правая от скамейки сторона картины образует кулису, завершение горами или островом (дальний план), деревьями и крупной фигурой мужчины, присевшим на парапет (ближний план). Деревья оживляют пейзаж яркими жёлтыми и зелёными элементами. Жёлтый контрастен синему, однако, столь незначительное использование локального жёлтого выглядит шалостью в сдержанном колорите картины. Градация серо-голубых оттенков (небо, море, гора, причал) в сочетании с землисто-песочными (набережная, парапет, навес), сдержанность, отсутствие крикливой яркости характеризуют элегантность, присущую ленинградской школе живописи. Крым в пейзажах Г. П. Татарникова весьма узнаваем: световоздушная среда, очертания гор, характерные именно для местности Крыма. Георгий Павлович Татарников, родившийся и выросший на Волге, в Саратове, впитал в себя строгую холодность Ленинграда. Город, который он защищал во время двух войн (Зимняя война и Великая Отечественная), в котором находилась его семья в страшное время блокады, буквально взрастил своего сына. В серо-голубых волнах Чёрного моря мы не увидим радужной палитры Айвазовского. Но палитру Татарникова-пейзажиста никак не назовёшь скудной. Элегантная сдержанность, с которой художник передаёт переходы света и цвета, сродни вежливому обращению интеллигентного человека. Сдержанность не мешает передать настроение и выразить чувства. На террасе мечты, планы, надежды, простор для будущего, открытость, которую мы воспринимаем в том числе из-за композиции. С левой стороны кулиса вовсе отсутствует. Причал наметил диагональ в открытое пространство, дал свободу воображению. Скамья и пирс развёрнуты в левую диагональ, фигура мужчины – в правую. Справа закрыт задний план и немного ближний, а по середине море.

Таким образом, динамика в картине заданы диагоналями построения. Чёткая геометрия построения (парапет, стойки, горизонт море, небо) является основой, устойчивой платформой мироздания, где статичность, всегда ярко выраженная реалистическим направлением живописи, заземляет, привязывает к реальности. Активное движение в картине задано диагоналями, а также живописной формой кучерявых облаков. Композиция с открытой левой стороной, с чётким делением на планы. Планы соединены, хорошо сбалансированы по цвету. В очертаниях горы легко узнать Аю-Даг, гору, расположенную на Южном побережье Крыма, похожую на большого медведя, пьющего из моря. Одна из легенд Крыма рассказывает историю Медведь-горы (Аю-Даг). Дикое стадо медведей приютило маленькую девочку после кораблекрушения. Девочка выросла и уплыла от них на лодке с молодым человеком. Грозный старший медведь решил выпить море в попытке вернуть девушку. Так и стоит он до сих пор, склонившийся к воде Аю-Даг.

Так и стоит до сих пор мужчина… Не с ним ли уплыла девушка? В фигуре мужчины, присевшим на парапет, Татарников, вероятно, изобразил самого себя. В руках белый картон и кисти. Куртка и шапка мужчины говорит нам о том, что действие происходит ранней весной.

Г. П. Татарников написал картину «Терраса. Гурзуф» в 1964 или в 1965 году. Пристань или причал в Гурзуфе притягивают, как магнит, бесконечным движением волн, лодок, людей. В 1964 г. написана картина «Гурзуф. У причала», а в 1966-м «Гурзуф. Пристань». Разное время суток, разное настроение: солнечное, летнее, лёгкое, всё в светлой гамме; и тяжёлое, мистическое, вечернее, в бирюзовых тонах.

-3

В 1968 г. Г. П. Татарников пишет «Крымский мотив». Художник ушёл далеко от того места, где находится пристань. Лёгкий штрих белил параллельно горе Аю-Даг. Остаётся только гадать, где находится скамейка, запечатлённая в 1964 г.

Георгий Татарников Крымский мотив. Картон, масло. 1968. Коллекция МВЦ "Петербургский художник"
Георгий Татарников Крымский мотив. Картон, масло. 1968. Коллекция МВЦ "Петербургский художник"

Все эти произведения выполнены маслом на картоне. Картон удобна брать с собой в путешествие. Он лёгкий и не обременяет в дороге. Размеры картин совсем невелики. Сейчас они представлена на временной выставке в Санкт-Петербурге в МВЦ «Петербургский художник».

Выставка «Георгий Татарников» продлится до 15 января 2023 года.