Крымский период Георгия Павловича Татарникова широко представлен на выставке МВЦ «Петербургский художник». Это не только хорошо узнаваемые пейзажи, созданные в жаркий погожий день. Крым манит особой световоздушной средой, порождаемой то морем, то туманом, сползающим с гор, а иногда дождями и штормом. И каждый вдох солоноватого, терпкого воздуха пробуждает фантазию и дарит чувство сопричастности к легендам и преданиям Крыма.
В 1960-е годы Георгий Павлович уже именитый живописец, член Союза художников, что особенно необычно для человека, дважды отвергнутого вузом на вступительных экзаменах. Творческий успех на Всесоюзном конкурсе в 1948 году, мастерская на Песочной набережной в Ленинграде, активные путешествия, серии работ, созданных на Волге, на Ладоге и на Кавказе, предшествуют поездкам по Крыму. Улицы и террасы, скалы и пустынные пляжи, рыбацкие лодки и загорающие бездельники – вот далеко неполный перечень тем, которым посвящён пейзажный жанр Татарникова. В любое время суток, в любое время года, в любую погоду художник предлагает зрителю разделить своё приключение.
Любимые места Георгий Павлович рисует неоднократно. Иногда это техника быстрого наброска: контуры основных предметов и крупная штриховка. Такой скетч бывает необходим, чтобы обозначить композиционную схему, каркас и не сбиться, когда увлекаешься светом и воздухом, пишешь маслом картину.
Есть и другие рисунки, карандашом и восковыми мелками, в которых художник растушёвывает фрагменты рисунка, передавая свойства морской глади, свойства неба, глубину тени. Мелкая штриховка иногда используется для акцентов, и наоборот, для нивелирования объекта. Так художник добивается контраста, делает одни элементы ближе, другие дальше от нас. Так у чёрно-белой плоскости образуется глубина.
Мир Крыма разнообразен, однако, технические приёмы Георгия Павловича не уступают богатству Крыма. Георгий Павлович неоднократно ездил в Гурзуф. Среди многочисленных картин, написанных там в 1964 – 1968 гг., художника особенно привлекало место рядом с пристанью.
«Терраса. Гурзуф» удивляет необычной композицией. Мол, одетая в камень набережная, защищённая от моря высоким парапетом, в строгой параллели с горизонтом моря, напоминает ложу театра. Весьма убедительно стоит по центру скамейка, с двух сторон от неё стойки, на которые опирается навес. Скамейка вроде бы пуста; отчётливо видны округлые чугунные ножки и спинка. Она на переднем плане, ближе к нам только её тень. Средний план представляют подмостки сцены, точнее, пирс, причал, выдающийся в море, расположенный под острым углом относительно парапета. Гуляющие по пирсу – лёгкие стаффажи, набросанные острым концом тонкой беличьей кисти. Слепит солнце, и любая фигура кажется чёрной. Художник пишет contre jour (против света). Однако Татарников избегает грубости сажи. Он пишет ультрамарином фигурки, их тени, фонари. Серый дощатый пирс, словно мост к далёким кучерявым облакам, словно корабль, готовый отчалить в мечтательное будущее. Весь средний план картины посвящён голубому морю. Самый центр активно залит светом солнца, верно, оно в зените. Дорожка бликов, свет, отражающийся от моря в штиль, густо выложена белилами. Дорожка струится от белых облаков, проходит под пирсом прямо к нашей скамье. Вот теперь стало заметно, что спинка белой скамьи жёлтая, голубая, зелёная, а на скамейке кто-то сидит или лежит! Горизонтальные бороздки волосков кисти отпечатались на густой полосе краски и отлично передали объём перекладин. Правая от скамейки сторона картины образует кулису, завершение горами или островом (дальний план), деревьями и крупной фигурой мужчины, присевшим на парапет (ближний план). Деревья оживляют пейзаж яркими жёлтыми и зелёными элементами. Жёлтый контрастен синему, однако, столь незначительное использование локального жёлтого выглядит шалостью в сдержанном колорите картины. Градация серо-голубых оттенков (небо, море, гора, причал) в сочетании с землисто-песочными (набережная, парапет, навес), сдержанность, отсутствие крикливой яркости характеризуют элегантность, присущую ленинградской школе живописи. Крым в пейзажах Г. П. Татарникова весьма узнаваем: световоздушная среда, очертания гор, характерные именно для местности Крыма. Георгий Павлович Татарников, родившийся и выросший на Волге, в Саратове, впитал в себя строгую холодность Ленинграда. Город, который он защищал во время двух войн (Зимняя война и Великая Отечественная), в котором находилась его семья в страшное время блокады, буквально взрастил своего сына. В серо-голубых волнах Чёрного моря мы не увидим радужной палитры Айвазовского. Но палитру Татарникова-пейзажиста никак не назовёшь скудной. Элегантная сдержанность, с которой художник передаёт переходы света и цвета, сродни вежливому обращению интеллигентного человека. Сдержанность не мешает передать настроение и выразить чувства. На террасе мечты, планы, надежды, простор для будущего, открытость, которую мы воспринимаем в том числе из-за композиции. С левой стороны кулиса вовсе отсутствует. Причал наметил диагональ в открытое пространство, дал свободу воображению. Скамья и пирс развёрнуты в левую диагональ, фигура мужчины – в правую. Справа закрыт задний план и немного ближний, а по середине море.
Таким образом, динамика в картине заданы диагоналями построения. Чёткая геометрия построения (парапет, стойки, горизонт море, небо) является основой, устойчивой платформой мироздания, где статичность, всегда ярко выраженная реалистическим направлением живописи, заземляет, привязывает к реальности. Активное движение в картине задано диагоналями, а также живописной формой кучерявых облаков. Композиция с открытой левой стороной, с чётким делением на планы. Планы соединены, хорошо сбалансированы по цвету. В очертаниях горы легко узнать Аю-Даг, гору, расположенную на Южном побережье Крыма, похожую на большого медведя, пьющего из моря. Одна из легенд Крыма рассказывает историю Медведь-горы (Аю-Даг). Дикое стадо медведей приютило маленькую девочку после кораблекрушения. Девочка выросла и уплыла от них на лодке с молодым человеком. Грозный старший медведь решил выпить море в попытке вернуть девушку. Так и стоит он до сих пор, склонившийся к воде Аю-Даг.
Так и стоит до сих пор мужчина… Не с ним ли уплыла девушка? В фигуре мужчины, присевшим на парапет, Татарников, вероятно, изобразил самого себя. В руках белый картон и кисти. Куртка и шапка мужчины говорит нам о том, что действие происходит ранней весной.
Г. П. Татарников написал картину «Терраса. Гурзуф» в 1964 или в 1965 году. Пристань или причал в Гурзуфе притягивают, как магнит, бесконечным движением волн, лодок, людей. В 1964 г. написана картина «Гурзуф. У причала», а в 1966-м «Гурзуф. Пристань». Разное время суток, разное настроение: солнечное, летнее, лёгкое, всё в светлой гамме; и тяжёлое, мистическое, вечернее, в бирюзовых тонах.
В 1968 г. Г. П. Татарников пишет «Крымский мотив». Художник ушёл далеко от того места, где находится пристань. Лёгкий штрих белил параллельно горе Аю-Даг. Остаётся только гадать, где находится скамейка, запечатлённая в 1964 г.
Все эти произведения выполнены маслом на картоне. Картон удобна брать с собой в путешествие. Он лёгкий и не обременяет в дороге. Размеры картин совсем невелики. Сейчас они представлена на временной выставке в Санкт-Петербурге в МВЦ «Петербургский художник».
Выставка «Георгий Татарников» продлится до 15 января 2023 года.