Найти тему
Музей МХАТ

Лукашин и другие

Вот-вот наступит канун Нового года, а значит, мы снова будем смотреть главный фильм зимы – комедию Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». И вновь услышим чарующую музыку Микаэла Таривердиева, увидим, как снег засыпает многоэтажки на юго-западе Москвы, будем смеяться над компанией друзей в простынях и с пивными кружками, нестройно выводящей: «Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги!»

Андрей Мягков – Лукашин, к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!», 1975 г.
Андрей Мягков – Лукашин, к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!», 1975 г.

И, как всегда, станем обсуждать Женю Лукашина. Ох уж, этот Женя! Сколько копий сломано по его поводу, и что самое странное, споры все не умолкают. Кто он: маменькин сынок или романтик, слабовольный неудачник или человек, доверяющий своей интуиции? Образ, созданный Андреем Мягковым, в далеком 1975 году, давно уже стал народным. Скромный врач, под влиянием винных паров и внезапно нахлынувшего чувства превратившийся в нахала, который отстаивает свое счастье, – ключевой герой Нового года. В популярности он без труда может поспорить с Дедом Морозом!

Лукашин – персонаж комедии, но если внимательно приглядеться, то можно заметить, что он похож и на других героев Андрея Мягкова, блестящего артиста, состоявшего в труппе Московского Художественного театра с 1977 года до своей смерти в 2021 году. Например, склонностью к саморефлексии – на Треплева.

В роли Треплева, с Анастасией Вертинской – Ниной. «Чайка», режиссер Олег Ефремов, 1980 г.
В роли Треплева, с Анастасией Вертинской – Ниной. «Чайка», режиссер Олег Ефремов, 1980 г.

Кстати, знаете ли вы, что Андрей Васильевич сыграл героя пьесы А.П. Чехова «Чайка» дважды? Причем оба раза – на мхатовской сцене. Сначала он вышел в роли Треплева в спектакле Бориса Ливанова. А несколько лет спустя – в «Чайке» Олега Ефремова. «Треплев у А. Мягкова искренен, беззащитен, целомудрен в выражении своих чувств. Нет в нем ни эпатажа, ни надрыва, свою судьбу он принимает с достоинством чеховских людей; он более других способен любить и более всех одинок», так писала об игре Андрея Мягкова в спектакле Олега Ефремова критик Татьяна Шах-Азизова.

В роли Войницкого в спектакле «Дядя Ваня», режиссер Олег Ефремов, 1985 г.
В роли Войницкого в спектакле «Дядя Ваня», режиссер Олег Ефремов, 1985 г.

Чеховские персонажи вообще очень «шли» его тонкому, интеллигентному дарованию. Переиграл Мягков их немало. Был Войницким в «Дяде Ване», Лебедевым в возобновленной версии спектакля Олега Ефремова «Иванов» 1990 года, Кулыгиным в ефремовских же «Трех сестрах».

В роли Лебедева в спектакле «Иванов», режиссер Олег Ефремов, возобновление - 1990 г.
В роли Лебедева в спектакле «Иванов», режиссер Олег Ефремов, возобновление - 1990 г.

Народный артист РФ Авангард Леонтьев, коллега Андрея Васильевича по мхатовской сцене, в прошлом году во время прощания с артистом так рассказывал о своих впечатлениях от игры Мягкова:

«Не так давно по телевидению показали документальный фильм о Художественном театре 80-х годов. И в этом фильме был фрагмент – сцена из спектакля Олега Ефремова “Дядя Ваня”, в которой Андрей играл Войницкого, а Олег Борисов – Астрова. Та самая знаменитая сцена, где Астров требует у Войницкого пузырек с ядом. Дядя Ваня раздавлен после скандала в семье, после выстрела. И вы знаете, Андрей так играл эту сцену, так беспощадно по отношению к себе, как будто это с ним лично случилась катастрофа, произошедшая с дядей Ваней! Между образом, созданным Чеховым, и Андреем иголки нельзя было протиснуть. Это было абсолютное умение взвалить на свои плечи, на свою нервную систему трагедию литературного героя, которого ему выпало играть».

В роли Кулыгина в спектакле «Три сестры», режиссер Олег Ефремов, 1997 г.
В роли Кулыгина в спектакле «Три сестры», режиссер Олег Ефремов, 1997 г.

Среди важных ролей Мягкова на сцене МХАТа – и Зилов в «Утиной охоте» Александра Вампилова. Неприкаянный, страдающий, разочарованный, мучающий себя и других. В этом спектакле Олега Ефремова было два исполнителя главной роли – Зилова играли в очередь сам Ефремов и Мягков. Во мхатовском Зилове не было бесшабашного обаяния молодости, это был зрелый человек, без всяких сантиментов подводящий итоги жизни.

В роли Зилова с Анастасией Вознесенской – Галиной, «Утиная охота», режиссер Олег Ефремов, 1978 г.
В роли Зилова с Анастасией Вознесенской – Галиной, «Утиная охота», режиссер Олег Ефремов, 1978 г.

Снова обратимся к воспоминаниям Авангарда Николаевича Леонтьева:

«У них с Олегом Николаевичем был удивительный творческий союз. Ефремов любил в Андрее Мягкове не только замечательного артиста, но и человека, который мог думать о деле в целом, быть строителем театра. Не только размышлять о своем месте в общем деле, но и о том, как всему театру идти дальше, развиваться наилучшим образом. Андрей был таким соратником Олега Ефремова.

Он был невероятно полезным в творческом коллективе человеком. Потому что он, чувствуя свое лидерство, свою ответственность, всегда говорил правду. На обсуждениях спектаклей выступал очень откровенно... И к его мнению прислушивались, оно было важно, всегда хотелось его узнать.

Андрей иногда говорил комплименты своим коллегам – причем внезапно, когда этого никто не ждал. Он мог вдруг сказать несколько добрых слов – а ведь для нас, артистов, самое ценное мнение – это мнение наших коллег по цеху. И профессиональная оценка такого большого мастера, конечно, для нас была очень важна. Он умел поддержать – причем делал это абсолютно естественно. И его комплименты можно было сравнить с самой высокой премией – такое сильное впечатление они производили на окружающих».

Сцена из спектакля Олега Ефремова «Перламутровая Зинаида», в центре Андрей Мягков в роли Аладьина, 1987 г.
Сцена из спектакля Олега Ефремова «Перламутровая Зинаида», в центре Андрей Мягков в роли Аладьина, 1987 г.

Грандиозной ролью Мягкова уже в новом веке стала роль Бессеменова, жестокого главы большого семейства, в спектакле Кирилла Серебренникова «Мещане». По мнению критика Павла Руднева, в этой роли он создал «впечатляющий образ власти на пенсии — власти, все еще харизматичной и буйной, бессильной в действии и сильной в своем яростном упорстве».

В роли Бессеменова в спектакле «Мещане», режиссер Кирилл Серебренников, 2004 г.
В роли Бессеменова в спектакле «Мещане», режиссер Кирилл Серебренников, 2004 г.

Нет, как же все-таки хорошо, что каждый Новый год телевидение показывает «Иронию судьбы» и тем самым напоминает об этом прекрасном, поистине народном артисте – Андрее Васильевиче Мягкове!

Андрей Васильевич Мягков
Андрей Васильевич Мягков

Фото Игоря Александрова из фондов Музея МХАТ