Введение
LADA Vesta (подробнее о ее важности для нашей страны тут) на начало 2022 года была самой современной из моделей ВАЗ, которых можно было отнести к российским разработкам. Причем ее собирались в 2023 году заменить на модель из семейства французской платформы Renault-Nissan CMF-B (подробнее об этом тут). Тем самым ВАЗ бы полностью перешел на иностранные технологии. Но введение санкций против России недружественными ей государствами сорвало претворение в жизнь этого решения. Но возникла проблема. К тому времени в продукции ВАЗ уже активно использовались комплектующие иностранного производства. Как в моделях на базе иностранных разработок (Ларгус, Х-рей), так и в отечественных Niva Legend(подробнее о ней тут), Niva Travel(подробнее о ней тут), LADA Granta(подробнее о ней тут), и Vesta. Из числа моделей, выполненных на отечественных платформах сама сложная ситуация оказалось у Vesta. Дело в том, что ее запустили в серию уже в период сотрудничества между ВАЗ и концерном Renault-Nissan, и тем самым ее конструкция была сразу с первых дней выпуска на конвейере была заточена под активное использование иностранных комплектующих. Хотя изначально, когда она в «девичестве» была Лада-силуэт (подробнее о ней тут), иностранные комплектующие, хотя и предусматривались, но в значительно меньшем количестве. В итоге в течении 2022 года удалось возобновить выпуск Niva всех поколений и Granta, пусть и в упрощенных комплектациях. Vesta пока не производится. Но работы по ее запуску в серию заново ведутся. Но в ее конструкцию будут внесены изменения. Ниже я расскажу подробнее о новой, импортозамещенной версии LADA Vesta и о двигателях ВАЗ для нее.
Описание
Собственно, говоря, собираются запустить в 2023 не базовый вариант Vesta, что выпускался с 2017 года, а рестайлинговую Vesta NG, которую успели презентовать 22 февраля 2022 года и начать ее продажи. Но было начатый ее выпуск скоро прекратился ввиду прекращения поставок импортных комплектующих. После этого был принято несколько решений. Во-первых, ее выпуск переносился в Тольятти из Ижевская, где она выпускалась изначально. Причина этого – после сокращения номенклатуры моделей на конвейерах Тольятти Весту там стало выпускать выгоднее. Логистика для ее производства в Тольятти будет проще. Второй – было решено к моменту возобновления запуска выполнить импортозамещение по максимуму. В случае невозможности его- закупать узлы у дружественных нам стран. Также решено было сделать автомобили на базе платформ В и родственной ей платформы С(Лада-Силуэт) основой выпуска завода в будущем. Первым должен быть создан в 2025 году новый переднеприводный кроссовер на базе самой Весты (платформа В). А в будущем появится новые модели на базе новой платформы - развития платформ В и С. В том числе автомобиле выше по размеру и классу, чем Vesta, которая относится к классу В. Для этих авто хотят создать новые отечественные атмосферные и турбированные бензиновые двигатели объемом 2 литра и мощностью от 100 до 200 л.с. и мощности. При этом они будут развитием уже выпускаемый моделей двигателей для переднеприводных машин ВАЗ. При этом они все ведут родословную от двигателя ВАЗ-2108, созданного для ВАЗ-2108 «Спутник» совместно с Porsche (подробнее об этом тут). Особняком стоит двигатели ВАЗ-21214 для Niva Legend и ВАЗ-2123 для Niva Travel , конструкция которых, впрочем, тоже многое взяла и от двигателей ВАЗ-2108, и от двигателя ВАЗ-2106 – прямого потомка двигателя ВАЗ-2101 для ВАЗ-2101 Жигули разработки ФИАТ (подробнее об этом тут). На данный момент реально ожидается серийный выпуск рестайлинговой LADA Vesta в антисанкционном варианте в 2023 году. 18 ноября 2022 года в Тольятти собрали первые опытные Lada Vesta NG для проверки работы оборудования, после его переноса из Ижевска. Первые серийные Lada Vesta NG образца начала 2022 года отличались от дорестайлинговой Lada Vesta только внешним оформлением машины и салона, вкупе с унификацией панели приборов, органов управления, и мультимедийной системы с другими моделями Renault, выпускаемыми на тот момент на заводе в Москве. Двигатели, трансмиссия и остальные узлы, и агрегаты остались тогда те же, и остались те же комплектации автомобиля по узлам и агрегатам. Но была обещана модернизация 16-клапанного двигателя объемом ВАЗ-21179 1,8 литра и мощностью 122 л.с, на которого были постоянные нарекания из-за масложора, которая должна была его искоренить. Теперь будут внесены новые изменения. В том числе измениться комплектации по двигателю и коробкам передач. В 2023 году машина пойдет на первых порах только с отечественной механической коробкой передач и двигателем ВАЗ - 11182 от LADA Granta. Ранее он не ставился на LADA Vesta. Но из-за прекращения поставок комплектующих, только он выпускается из числа моторов ВАЗ для переднеприводных моделей. Двигатели производства Renault также не поставляются, хотя их тоже ставили на Vesta. Также не выпускается 16-клапанный двигатель объемом 1,6 литра и мощностью 106 л.с. ВАЗ-21129, бывший ранее самым популярным среди покупателей данной модели. Как и вариаторы японской фирмы Jatco, ранее устанавливаемые на «двухпедальные» Vesta. Замечу, что ВАЗ - 11182 хотя и имеет ряд ценных улучшений, облегчающих его обслуживание, но уменьшение расхода топлива и повышение мощности по сравнению с его предшественником ВАЗ 11189, достигнуто за счет облечения ШПГ (шатунно-поршневой группы) двигателя. Это в свою очередь уменьшает его ресурс до капитального ремонта. Но главная проблема в данном случае, что Vesta тяжелее LADA Granta и, тем самым, динамика будет гораздо хуже. Возможны и другие последствия. Для LADA Vesta нужны, конечно, более мощные двигатели. И действительно, ВАЗ обещает возобновить выпуск ВАЗ-21129 для Vesta NG, следом за запуском базовой версии с 8-клапанным мотором. Не исключена и возобновление выпуска более мощного ВАЗ-21179, с учетом внесенный в него в текущем, 2022 году изменений. Также в будущем появится модификации без механической коробки передач, но тип трансмиссии в таком случае пока непонятен. Намечена установка системы контроля слепых зон, ранее не предусмотренной на LADA Vesta NG. Электронные помощники на первых порах будет импортироваться. Не исключено, что их состав первоначально будет упрощен.
Заключение
В текущих условиях возобновление выпуска Весты очень важно. Из легковых автомобилей, созданных в России и способных к серийному производству в текущий момент времени LADA Vesta самая современная и в отличие от LADA Granta, не сильно уступает мировому уровню при условии оснащение ее современными узлами и агрегатами. А по пассивной безопасности кузова и сейчас превосходит многие модели корейских и китайских производителей, как и модели, которые автоконцерны из некоторых стран запада создавали для экспорта в страны третьего мира. Кроме того, на базе нее и родственной ей Ладе-Силуэт, как я уже ранее писал тут, можно создать целое семейство новых моделей, включая более высокого С-класса. Это важно, ибо у нас большой пробел между машинам класса В(Granta и Vesta) и премиум-лимузинами(Aurus). Которые иначе будет заполняться исключительно импортом легковушек или их сборкой в РФ. Но в текущих условиях это рискованно. Вдобавок, как я уже писал ранее тут, развитие российской автопромышленности — это не прихоть, а очень важная составляющая и для нашей экономики, и для общего развития технологий в нашей стране. А с начала XIX века роль экономики и технологий является решающей для побед любого характера для любой страны мира (подробнее об этом у меня тут). При этом важно обеспечить, пусть и постепенно, комплектацию Vesta современными техническими решениями, с постепенным переходом на свои комплектующие. Так же важно исполнить решения по созданию новых двигателей повышенного объема и мощности. Причем следует серьезно подумать над путями создания таких двигателей. Не следую забывать, что автомобильные двигатели, могут стать базой для двигателей и иного назначения, о чем говорить опыт, и нашей страны, и других стран.
Источники
https://autoreview.ru/news/v-tol-yatti-sobrali-pervuyu-ladu-vestu,