«Ученье свет, а неученье — культ-просвет», — пугали нас наши учителя в училище. Должников и двоечников у нас безжалостно отчисляли с последующим переводом в культпросветучилище. Пугали нас и в Консерватории — Гнесинкой. Наш завкаф, гномоподобный потомок Моисея с психопатической акцентуацией личности так и говорил: «Будете прогуливать — добро пожаловать в Гнэсинскую акадэмию. Прогуливайте там». Притом, что Гнесинка вообще-то очень достойный ВУЗ, не удивлюсь, если тамошних прохиндеев пугали нашей консерваторией.
Преподаватели постоянно подсовывали нам книги. Моя педагог по дирижированию так и говорила: «Читай как детектив». И давала мне книжку про Чайковского. Ещё каждые полгода мы сдавали коллоквиумы. Это такой прикольный экзамен. Тебе задают любой вопрос, а ты отвечаешь. Конечно, чаще смотрят не на сам ответ, а на цепочку рассуждений. Насколько вообще человек способен соображать. Но все равно - при мне, например, один мальчик срезался на вопросе «Сколько колонн на фасаде Большого театра?» Ну это его просто брать не хотели.
В подростковом возрасте с чтением у меня не очень ладилось. Но потом, уже в 17-18 лет, я попала в читающую компанию молодежи. Сначала мне просто очень хотелось соответствовать, а потом я втянулась, к тому же, открыв для себя московские книжные магазины. С тех пор прошло много лет, я стараюсь много читать до сих пор. Естественно, все наработки остаются при мне.
Я живу сложной внутренней жизнью. Страдаю по любимому, как Скарлетт О´Хара, эмоционирую, как Настасья Филипповна, посыпаю голову пеплом, как Соня Мармеладова. Ну и любимое — «Вы мне слов не говорите, Сергей Сергеич. Скажите, жена я вам теперь или нет?» Голосом Ларисы Огудаловой, конечно же.
Так вот, к чему я все это пишу. Может быть я, конечно, не там ищу. Но среди определенного круга моих знакомых я слыву «шибко умной». Причём в таком контексте, что это я ботан, заучка и прочее, чтобы не сказать грубее. Конечно, они же в большинстве. Некоторые особи даже выходят на конфронтацию, мол, ты читала, и чо? К тому же, сейчас очень популярна американская фраза «Если ты такой умный, то что ты тогда такой бедный?». Не модно, в общем, быть начитанным. Да и не нужна такая рефлексия современному человеку.
Но, к сожалению, отсутствие эрудиции считается вариантом нормы. Люди этим гордятся и афишируют, вместо того, чтобы скрывать и пытаться заполнить пробелы хотя бы точечно.
Иногда я попадаю в курьезные ситуации, связанные с отсутствием кругозора у окружающих. Однажды в пути, в метро, я наблюдала за мужчиной, сидящим рядом со мной. У него в руках были распечатки с любопытным тестом. Там перечислялись фамилии известных людей, нужно было напротив написать, кто этот человек. У моего визави было много пробелов. А на Галине Улановой он сдался окончательно, убрав бумаги и карандаш в портфель. Прибыв к цели своего путешествия, я оказалась в компании трёх мужчин, моих ровесников. Все трое с высшим образованием, двое из них даже были в очках. Я рассказала вскользь о своём попутчике, упомянула со смехом и великую русскую балерину. Так вот, никто из трёх моих компаньонов не знал, кто такая Галина Уланова. Не знали они, а стыдно было мне — ну надо же, поставила людей в неловкое положение. Я поняла, что в истории с дядькой из метро со злосчастным тестом нет вообще ничего смешного.
Печально. Наш народ имеет богатейшее наследие в разных областях и недюжинный интеллект. Даже по сравнению с теми же американцами. И что? Все это тонет за тупостью, цинизмом и ригидностью мозга. Ригидностью личности. Ригидностью души. Ригидностью духа.
Если понравилась статья, подпишитесь на мой канал и поставьте лайк