Чего только не встретишь на наших дорогах?! Каких только камней на них не валяется. Когда выделяют лицензию на добычу полезных ископаемых, породы будущего карьера изучают подробно. Чтобы ничего ценного не ушло на строительство, например, дорог.
Однако это не значит, что в каком-нибудь строительном песке ничего интересного нет, всякое бывает. Ведь "ничего ценного" означает "ничего ценного в промышленных количествах.
Хотите пример? Пожалуйста! Участок региональной трассы Биробиджан-Амурзет (Еврейская автономная область).
От одного края карты до другого всего-то 1,6 км. Если не верите, можете проверить https://yandex.ru/maps/-/CCUrBIegSA
Виды прекрасные, рыбалка отличная, дорога грунтовая, по ней на скорости пролетают легковые автомобили и многотонные фуры, пыль летит в разные стороны.
По обочине такой дороги я и бродил с одного край в другой, нарезая километраж. Набрал чуть больше 4 кг сердолика. Наверняка бы насобирал и больше, но всё было покрыто толстым слоем пыли, а проезжающие автомобили постоянно подкидывали добавки. Что разглядишь в такой пылюке? На такие сборы, в идеале, стоит выходить после дождя.
Размер камня от горошины до приличных образцов, весом до 133 грамм. Качество тоже разное.
Качество можно определить только хорошо отмыв камень щёткой от пыли и грязи в тёплой воде. Под грязью, порою, вообще ничего не видно.
Имеется почти бесцветный камень, совсем чуть чуть.
Самая большая по массе фракция - блёклая с невыразительным цветом, опять же про основную массу можно что-то сказать только после распиловки.
"Золотая середина" - фракция насыщенным цветом и умеренной просвечиваемостью, то что нужно, было бы поменьше трещин.
Самый интересный - густоокрашенный сердолик, его также не много, всего несколько образцов. У отдельных образцов насыщенность цвета такова, что он становится почти не просвечивающимся. Становится интереснее.
Только на просвет можно хоть чуть чуть заглянуть внутрь такому камню.
Осталось обзавестись нормальным станком и бормашиной, не точить же одни кабошоны?