Добрый день дорогие друзья.
На моем канале было опубликовано довольно большое количество статей и видеороликов с описанием конструкций FM радиоприемников на микросхемах и модулях имеющие функцию RDS, к примеру FM радио модули RDA5807M и TEA5767
В комментариях к моим статьям и видеороликам мои читатели задавали мне вопрос, что такое функция RDS, и сегодня я на этот вопрос отвечу. Обращаюсь сразу к моим уважаемым критикам, если для Вас это все не актуально, или Вы все знаете, а может Вам не интересно, то это абсолютно не значит, что не нужно или не интересно другим. Ну а теперь мы перейдем к теме нашей сегодняшней публикации.
С системой RDS (Radio Data System) сталкивался хоть раз каждый, кто видел в автомагнитоле название станции например «Радио FM». Помимо названия, могут отображаться дополнительные данные — название воспроизводимой песни, температура, частота вещания и т.д. Так что же такое Radio Data System - RDS - это система, предназначенная для передачи дополнительной информации в сетях радиопередатчиков УКВ и FM . Его основное назначение - передача данных, предназначенных для идентификации принимаемого канала (названия станции), автоматическая перенастройка приемника на выбранную программной станцию, передача коротких текстовых сообщений, сообщения о дорожном движении и радиопейджинг, но также передаются и другие интересные данные.
Radio Data System (согласно шведскому предложению) было опубликован в 1976 г. и выбрано из нескольких предложений по передача дополнительных данных FM-вещанию на VHF в Европейском Союзе EBU (Европейский вещательный союз) . RDS был представлен впервые в 1987 году в Ирландии, Франции и Швеции. Первая автомагнитола, оснащенная декодером RDS бала производства шведской компании «Volvo». В следующем году Radio Data System - постепенно внедряется в Австрии, Бельгии, Дании, Германии, Италии и Великобритании, а в 1989 году в Португалии, Нидерландах, Норвегии и Швейцарии. Рассмотрим функции Radio Data System – RDS
Система предусматривала предоставление слушателям целого ряда новых услуг. Во-первых, возможность оперативного получения информации водителем о заторах и пробках на крупных автомобильных дорогах, возможных путях объезда, метеоусловиях и т.д. Во-вторых — передачу названия принимаемой станции и информации о характере вещания. Радиоприемник должен реагировать на сопровождающие эти сообщения управляющие сигналы автоматически, чтобы не отвлекать водителя от машины. Рекомендация предполагает дальнейшее развитие системы и поэтому содержит еще несколько вариантов использования этого канала передачи данных, которые разделяются на основные, дополнительные и вспомогательные. Принцип совмещения канала передачи данных в системе RDS аналогичен используемому при передаче телетекста. Только вместо временного разделения (передача телетекста происходит вместе с синхронизирующими строчными импульсами в начале каждого кадра) в радиовещании используется частотное: для передачи данных выделена узкая полоса вокруг поднесущей 57 кГц. Поскольку эта полоса расположена выше передаваемого стереофонического сигнала, помех обычному радиовещанию не создается. Однако сказанное относится только к системе стереофонического радиовещания с пилот-тоном, а потому простой перенос системы в диапазон УКВ просто физически невозможен. Окончательный стандарт RDS был принят в 1990м году. До мобильных телефонов RDS «добрался» в 2005-м, и первыми устройствами мобильной связи с поддержкой RDS, стал K750 и его старший брат – Sony Ericsson K600. Почти 2 года функционалом FM-радио с RDS могли похвастаться только телефоны компании Sony Ericsson, потом RDS начал появляться в гаджетах Samsung и Nokia
Спектр FM-станции с RDS
Для понимания того, что такое RDS нужно разобраться как он формируется. А формируется он согласно «EUROPEAN STANDARD EN 50067», давайте его рассмотрим.
Данные закодированы в RDS передаются с исходной частотой цифрового сигнала 1187.5Гц с фазовой модуляцией на частоте 57 кГц. Ширина пропускной способности RDS ограничена доступной полосой пропускания ± 2,4 кГц. Скорость передачи установлена кратно 57 кГц и следовательно, кратно частоте 19 кГц. Добавление частоты 57 кГц не затрагивает каналов звука, соответственно не добавляет никаких искажений даже в не имеющие поддержки RDS приемники. Самый крупный элемент структуры трансляции называются «группа» и имеют 104 бита. Каждая группа состоит из 4 блоков 26 бит. Каждый блок содержит информацию слово и контрольное слово. Каждое информационное слово имеет 16 бит, каждое управляющее слово имеет 10 бит. Все информационные слова, контрольные слова, двоичные числа или значения двоичных адресов имеют свой старший бит (m.s.b), который передается первым. Передача данных полностью синхротрона во всей системе.
Разделение по коду типов программ
В режиме передачи кода «RT» возможен прием текста длиной до 64 знаков или символов с выводом бегущей строкой или озвучивания с помощью синтезатора речи. Содержание текста может оперативно меняться оператором или диктором радиостанции во время передачи. Код "номер элемента программы" (PIN) передается в начале передачи с RDS, и затем в установленные моменты, запрограммированные в сетке вещания. Два следующих дополнительных кода позволяют производить корректировку частотной характеристики радиоприемника. Код "музыка"/"речь" (MS) содержит команду обеспечивающую необходимое автоматическое переключение тембра при смене характера передачи, а посылка в составе сигнала начала или конца передачи кода "идентификация декодера" (DI) выбирает режим работы стереофонического декодера из нескольких возможных режимов, наилучшим образом отвечающего полному использованию сигналов передаваемой программы. Изготовители автомобильной аппаратуры реализуют в своих моделях не все возможности системы по очень простой причине: радиовещатели используют далеко не все коды. Наиболее распространенные — это все основные TP/TA, AF совместно с PI и PS, несколько дополнительных: PTY, CT, RT, и, конечно, EON. Но ничто не стоит на месте, и изготовители предлагают варианты усовершенствования. Например, в моделях автомагнитол фирмы Blaupunkt для расширения возможностей режима EON имется цифровое запоминающее устройство для записи речи, которое продолжает работать еще в течение трех часов после выключения магнитолы. Включив магнитолу после отсутствия и нажав на традиционную для фирмы голубую кнопку с надписью TIM, вы сможете прослушать последнее сообщение о дорожной обстановке — из передававшихся в эти три часа. Более того, у вас есть возможность запрограммировать магнитолу на любые три часа работы в этом режиме в течение суток. Вы садитесь утром за руль, чтобы ехать на работу, а у вас уже есть последние сообщения об обстановке на дороге, так как TIM сам находит последнюю информацию! Широко внедряется возможность приема сигналов RDS и в стационарную аппаратуру. Сегодня все ресиверы, мини- и микросистемы, предназначенные для европейского рынка, оборудованы тюнерами с возможностью приема кодов RDS. Они, как правило, имеют стандартный обязательный набор из девяти функций, приведенный выше для автомагнитол. Функции приема сигнала по системе RDS имеет не только современная автомобильная и стационарная аппаратура, но даже и переносные радиоприемники и магнитолы. Правда, в переносном варианте реализуется прием не всех кодов, а только самых необходимых: PS и PI/AF. Приходится только с сожалением констатировать, что за прошедшее время развития FM-радиовещания в нашей стране RDS так и не стало реальностью. И все заложенные в аппаратуре возможности по приему пропадают впустую.
На этом у нас сегодня все.
Рекомендую посмотреть Каталог публикаций моего канала, где Вы найдете статьи по рассмотренной выше теме и множество других материалов, которые могут быть Вам интересны и полезны.
Ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь и заходите на мой канал, есть много интересной и нужной информации для радиолюбителей.